Арт - терапия для детей дошкольного возраста
статья на тему

 В нашем детском саду большое внимание уделяют творческому развитию детей и взрослых. В качестве одной из приоритетных задач деятельности детского сада является содействие развитию творческого воображения и фантазии ребенка, пробуждение его творческой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_art_terapiya.doc33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Арт - терапия для детей  дошкольного возраста

Н.В. Лепская

Творчество тесно связано с жизнью ребен ка, наполненной богатой игрой фантазии и символической дея тельностью.  Целеноправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех ее красках.

Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве ребенка отобра жает то, что его волнует, то, что для него важно. Рисунок, драма, литература -  в детском творчестве идут бок о бок. Например, принимаясь рассказывать какую-нибудь историю, ребенок тут же начинает изображать, дра матизировать ее.

Открывая мир, ребенок отображает свои открытия в творчестве. Часто, взаимодействуя с вне шним миром, дети чувствуют свою беспомощность,  реакция взрослых лишь только сбивает их с толку и запутывает еще боль ше. Рисуя, они сами формулируют познаваемое и таким образом обнаруживают свое внутреннее знание и путь обращения к нему.  

 В нашем детском саду большое внимание уделяют творческому развитию детей и взрослых. В качестве одной из приоритетных задач деятельности детского сада является содействие развитию творческого воображения и фантазии ребенка, пробуждение его творческой активности.

В процессе практической деятельности с детьми мы активно применяем методы арт - терапии, такие как изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия.  

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.  Работа с ребенком – это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога, воспитателя взаимодействует с происходящим в душе ребенка.

Исходя из практического опыта, мы сделали вывод, что метод изотерапии – это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств.

В совместной работе с воспитателями, мы педагоги - психологи  стараемся строить свои отношения с детьми таким образом, чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при изотерапии, чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задач, к самой работе, к процессу творения. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развитию творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказка содержит многогранный материал и мы ее широко используем в психокоррекционной работе с детьми, так как в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Особое удовольствие детям доставляет разыгрывание ролей  персонажей сказок: «Колобок», «Теремок», «Дюймовочка». В работе со сказкой  мы часто используем приемы, где дети имеют возможность изменить характер персонажей на противоположенный,  финал сказки, изменения сюжета, рисование по мотивам сказки.

Игровая терапия используется как метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей,  в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Ее основная цель – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него  образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Осуществляя работу с детьми с использованием игровой терапии, в первую очередь мы создаем  и оборудуем групповые комнаты и кабинет психолога игровыми материалами. Это могут быть: карандаши, фломастеры, краски, бумага разных размеров, куклы, игрушечные предметы быта, настольные игры, кубики разных размеров, тематические игровые наборы, музыкальные инструменты, разнообразные природные материалы (глина, песок, камушки, ракушки, палочки, мох,  кора и плоды деревьев).

Музыка на сеансах игровой терапии и музыкальная терапия позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать. Помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышать самооценку, помогает занять ребенка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах, увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей, замкнутые, скованные дети  становятся более уверенными, раскованными и развивают навыки взаимодействия с другими детьми. Часто на занятиях мы используем сборники классической музыки для детей, записи звуков живой природы, детские  музыкальные произведения.

Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт созидания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить  свою жизнь, свой мир собственными руками. В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, поведенческие, эмоциональные нарушения.

Развивая творческие способности и творческую индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра, открываем путь к пониманию изобразительного искусства и  красоты окружающего мира. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с деть ми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса.

Литература

  1. Киселева М. В. Арт – терапия в работе с детьми: Руководство для детских песихологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. –СПб.: Речь, 2006.
  2. Копытин А. И. Основы арт – терапии. СПб.: Лань, 1999. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии с детьми возраста 5-6 лет в условиях ДОУ.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.Именно поэтому арт-терапия мет...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

Использование терапии искусством (арт- терапии ) в дошкольном возрасте

В статье  описывается использование терапии искусством (арт- терапии ) в дошкольном возрасте...