Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи
статья по коррекционной педагогике

Ольга Вячеславовна Шемякина

В статье раскрываются вопросы психолого-педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в целях преодоления у ребенка нарушений речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_portal.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Важным и достаточно новым аспектом разработки проблем коррекционной работы с детьми. Страдающими различными нарушениями речи является тема взаимодействия учителя-логопеда с семьей. Это одна из самых редко освещаемых в литературе тем. Только в некоторых методических разработках даны отдельные рекомендации. Но и их явно недостаточно.

Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка. Формировании его личности и поведения. Родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. При этом очевидно. Что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно важна.

Во-первых. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые учителем-логопедом навыки.

Ни для кого не секрет. Что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективные результаты в коррекционной работе. Поэтому важной задачей является создание команды (сообщества. Группы) единомышленников в лице специалистов и родителей, у которых одна общая цель – коррекция дефектов речи, сопутствующих нарушений у детей, формирование личности и подготовка детей к обучению в школе.

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:

- родители не слышат недостатков речи своих детей;

- взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу и эти недостатки приносят ему немало огорчений.  Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общениями со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно, настоятельно предъявляемые взрослыми, не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.

Как же вовлечь родителей в коррекционно-педагогический процесс и создать команду единомышленников?

Необходимо проводить с родителями большую целенаправленную последовательную просветительскую работу.

Современная действительность диктует нам новые условия и формы работы  с семьей.

В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней и, соответственно, контингент родителей также поменялся. И это касается не только материальной обеспеченности и новых разных взглядов родителей. Другим стало отношение многих родителей к обрахованию своих  детей. Причем, к сожалению, не только в лучшую сторону.

Можно выделить следующие взгляды родителей на эту проблему:

  1. Некоторые родители хотят дать своему ребенку все, что не могли когда-то получить сами. Считая, что материальный достаток позволяет им это сделать. В результате, не обращая внимания на объективные речевые проблемы ребенка, отдают его с самого раннего возраста в различные прогиназии, пролицеи ит.д. а насущные коррекционные задачи не решаются, тем самым к школе все проблемы у ребенка усугубляются со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  2. Другие родители, имеющие высокий достаток, считают что за деньги можно купить все и самоустраниться от работы с ребенком. Этот вариант один из самых сложных. Такие родители не понимают проблем ребенка, не хотят ничего знать (« я заплачу любые деньги, не вмешивайте меня в это, мне некогда») и не занимаются своим ребенком.
  3. Есть родители, которые наоборот очень заинтересованы в квалифицированной помощи своим детям и очень ответственно подходят к этому. С такими родителями работать одно удовольствие. Они интересуются специальной литературой, советуются со специалистами детского сада, серьезно относятся к выполнению домашних заданий. Таких родителей специалисты детского сада должны уберечь только от чрезмерного увлечения новомодными, но еще непроверенными педагогическими технологиями.
  4. Родители, составляющие основную массу, которые недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей (издержки возраста, все пройдет само). По этой причине они очень мало или совсем не занимаются с детьми. На собраниях просто отсиживаются, а после неоднократных консультаций и советов иногда выполняют задания и отдельные рекомендации, но не систематически.
  5. Есть и такие родители, которые не обращают внимания на своих детей и их развитие.  Это в основном происходит в так называемых неблагополучных семьях.  В таком случае специалистам детского сада необходимо оказать максимально возможную помощь без поддержки родителей.

6)  Есть еще немало семей, выбивающихся из общего ряда (религиозные, беженцы, неполные, семьи педагогов). К каждой необходим индивидуальный, дифференцированный подход, учитывая особенности семьи.

Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно, способствуют развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе  с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, заведующий детским учреждением и др.) основыне задачи в работе с родителями, т.е.:

- устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения  в проблемы друг  друга;

- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

Оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе учителя-логопеда с родителями и определяются рядом факторов:

- субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;

- общение с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;

- соблюдением речевого этикета в общении с родителями: обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста.

Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи. Вот некоторые из них.

  1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее..
  2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
  3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.
  4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
  5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
  6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
  7. Сохранять конфиденциальность информации.
  8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.
  9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
  10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважением к нему.
  11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов (рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям и создадут барьер в общении).
  12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».
  13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда. Он должен хорошо владеть материалом, представляемом родителям. Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.

С чего же начинать работу с родителями?

  1. Первым и самым важным моментом является установление контакта с ребенком. Доброжелательное, ласковое, спокойное отношение к ребенку способствует установлению контакта с ним. Необходимо создать такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок с удовольствием и желанием шел в кабинет к логопеду на занятия. Надо уметь (научиться) восхищаться ребенком. У каждого ребенка, даже с тяжелой или сл сложной структурой нарушения развития и поведения есть что-то положительное, что необходимо логопеду увидеть и заметить. Далее необходимо отмечать, подчеркивать, напоминать об этом самому ребенку каждый раз при общении с ним (как на занятиях, так и ане занятий). Похвала – самый эффективный стимул к деятельности. Установление хорошего контакта с ребенком – это 1-й шаг навстречу с родителями.
  2. Демонстрация родителям уже налаженного контакта с ребенком и доброжелательного отношения к нему в процессе занятий, а также, пусть даже самых незначительных успехов и навыков ребенка здесь важно показать не столько проблемы ребенка, сколько его желание заниматься с логопедом. Все это важно выполнить до 1-го родительского собрания.
  3. Далее, уже в процессе коррекционного обучения, раскрывать родителям все проблемы нарушений у детей. Это могут быть и нарушения грамматического строя речи, связной речи, фонетико-фонематического нарушения познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Необходимо подвести родителей к пониманию, что только совместное воздействие специалистов и семьи окажет эффективности влияния на развития ребенка и коррекцию его нарушений.

         Ведущие специалисты практики-педагоги считают важным поиск новых форм взаимодействия с семьей.

Сейчас работа специалистов с родителями осуществляется в значительно большем объеме. Это: консультации по вопросам обучения и воспитания, изготовления ширм, папок-передвижек и другого наглядного материала, оформление информационного стенда для родителей; показ логопедом индивидуальных занятий с детьми, фронтальных открытых занятий с нетрадиционными формами проведения, а также с участием в занятиях родителей, проведение родительских собраний и диспутов.

Основа взаимоотношений педагогов с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании я обозначаю цели и задачи нашей совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий с детьми (ежедневные индивидуальные, а также подгрупповые и фронтальные), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентирую внимание на важности участия семьи и логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалами пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более для малыша. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ему – помощь и похвала за труд.

В заключение первой встречи родители заполняют небольшие анкеты, включающие вопросы речевой карты, которые характеризуют раннее психомоторное и речевое развитие их ребенка. Перед собранием подбираю книги, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме. После завершения собрания родителям предоставляется возможность просмотреть эти книги.

Аналогичные собрания проводятся три раза в течение учебного года: в сентябре, январе  и в мае. На каждом последующем проводятся итоги работы, обязательно отмечаются не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своими малышами. В мае родителям даются рекомендации на летний период.

В процессе работы с родителями широко использую вспомогательные средства. Организую специальные «логопедические уголки», информационные стенды, тематические выставки книг.

В холле перед входом в группы я размещаю полезную информацию, которую пришедшие за малышами родители имеют возможность изучить, пока их дети одеваются. В качестве информационного материала размещаю статьи специалистов, взятые из разных журналов, книг и газет, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей и меняю материалы каждые две недели.

В материалах папки «Информация для родителей» выделены следующие разделы:

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

- формирование правильного звукопроизношения.

- речевое развитие ребенка.

- обучение грамоте. Домашние уроки русского языка.

- речевые и психологические тесты.

- риторика для детей.

Регулярно обновляя информацию в «Родительском уголке», мы стараемся выставлять для родителей тематические папки для ознакомления дома, например: «Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста», «Компьютерные игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте».

Важным и значимым направлением в работе с родителями является показ открытых индивидуальных занятий с ребенком, где логопед может показать весь спектр особенностей нарушений у ребенка, осуществляя индивидуальный подход к нему.

Для удобства родителей два раза в неделю я работаю в вечернее время. По договоренности, родители могут посетить индивидуальные занятия с их ребенком , где они имеют возможность увидеть, чем и как мы занимаемся, что малышу необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

В течение года в детском саду проводится «День открытых дверей» для родителей. Они посещают все режимные моменты и занятия, в том числе логопедическое.

Перед занятием учитель-логопед разъясняет его цель, обращает внимание на используемые методы и приемы. Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса, видя, как их дети преодолевают свой речевой дефект. Вопросы учителя-логопеда могут быть обращены и к родителям, и к ребенку, что создает на занятии непринужденную атмосферу. Совместные занятия способствуют более ответственному отношению родителей к выполнению домашних заданий учителя-логопеда.

Полезно объединить открытое занятие с консультацией (см. таблицу). В зависимости от темы проводить ее следует воспитателю или логопеду.

Информация р проведении собраний (консультаций), открытых занятий вывешивается заранее.

Темы занятий и консультаций

Месяц

Тема

Дата проведения

Ответственный

Сентябрь

«Единство требований детского учреждения»

Логопед, воспитатель

Октябрь

«Поощрение и наказание в семье»

Воспитатель, логопед

Ноябрь

«В гости к свистящим»

Логопед

Декабрь

«Что и как читать ребенку?»

Воспитатель, логопед

Январь

«Игрушки полезные и вредные»

Воспитатель

Февраль

«Умники и умницы»

Логопед

Март

«Что такое нравственность и как ее воспитывать?»

Воспитатель

Апрель

«О воспитании детской самостоятельности и самоконтроля»

Логопед, воспитатель

Май

«Надо ли ребенка учить «давать сдачи»», «О доверии к окружающему миру»

воспитатель

Но, не смотря на многообразие форм работы с родителями, остаются проблемы. Как, например: родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например: слоговая структура слова), названия некоторых звуков (ль, й(йот)…), принцип выполнения задания (ставить схему предложения, отхлопать слово…). Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю, особенно в начале обучения, когда родителям все непонятно: и индивидуальные тетради и необходимость дома заниматься с детьми, и масса специальных терминов. Очень важной проблемой является убеждение родителей в необходимости закрепления того материала, который пройден на занятиях в детском саду, т.к. без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении. Еще более значимой проблемой является решение вопроса – как заинтересовать и научить родителей правильно! заниматься с ребенком. Только в том случае коррекционная работа даст положительный результат, если логопеди родители, имея общую цель, будут действовать согласованно, будет осуществляться преемственность в работе между педагогами и родителями.

Никакая, самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.

Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речером общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни.

Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к  выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.

В процессе работы по данной проблеме важно решить еще один аспект: как привлечь родителей к более эффективным занятиям с детьми дома, используя новый материал. Многие родители занимаются с детьми по заданию логопеда очень поверхностно. Я использую различные специфические приемы с целью привлечения родителей к более эффективному выполнению заданий с детьми дома и к более глубокому осознанному пониманию речевых проблем своего ребенка, что дало возможность родителям наблюдать успехи ребенка в динамике.

Приемы-задания для родителей

  1. отметить знаком (+) на печатном материале те виды заданий, с которыми ребенок справился хорошо, и знаком (-), те задания, с которыми не справился или были трудности;
  2. записать ответы детей по пределенным заданиям;
  3. записать ошибки, которые допускал ребенок;
  4. записать самые интересные или смешные ответы детей или просто высказывания ребенка в процессе занятий дома;
  5. записать пересказ рассказа за ребенком (рассказ напечатан в материале);
  6. записать рассказ (в материале только вопросы по рассказу);
  7. записать рассказ за ребенком (который составляли в детском саду) только по памяти, дается только название рассказа и другие варианты.

Созерцание результатов своего труда радует и детей, и, конечно же, их родителейю они начинают более активно интересоваться успехами своих ребят, контролируют и нацеливают их на красивую, правильную речь, помогая им, а родительский авторитет и совместная деятельность, как уже говорилось, безотказно действуют на ребятишек.

        Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удается добиться самого главного – хороших результатов в развитии наших воспитанников.

        Вывод: в процесе такой «добровольно-принудительной» работы были получены следующие результаты:

- родители стали более заинтересованы в занятиях с детьми дома;

- родители стали глубже и осознаннее понимать нарушения и проблемы развития своих детей;

- занятия с детьми дома стали проводиться на более качественном и эффективном уровне;

- родителям значительно легче стало возможным повторять и закреплять пройденный материал летом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Закон РФ «Об образовании», М., 2008.

Каше Г.А.,Филичева Т.Б., Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.

Козина И.Б., Формирование  мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников // Дефектология.1997. № 5.

Миронова С.А., Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.

Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Ред.-сост. Миронова С.А. М., 1987.

Перчаткина Е., Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998. № 11.С. 47-49.

Степанова О.А., Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. М.,2008.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М., 1993.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.  Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). М., 2002.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях специального детского сада.. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). М., 1993.

Фоминых Е.Н., Взаимодействие учителя-логопеда с воспитанниками: традиционная и инновационная формы. Логопед. № 7. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка раннего возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Статья посвящена организации  работы  с семьей в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении с учетом ФГОС....

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в условиях логопедической группы детского сада. Индивидуальное занятие-практикум. Мини-музей «Буквы».

ldquo;Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”.В.А.Сухомлинский...

Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада. (обобщение опыта работы)

Опыт работы по теме "Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях  логопедического пункта детского сада....

Консультация "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется, на наш взгляд, следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного обра...

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи на логопункте ДОУ

Из опыта работы. Создание условий для речевой активности ребенка, распостранение логопедических знаний в среде родителей.Приобщение  родителей к кокоррекционной работе поможет им увидеть актуальн...

Консультация для родителей: "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с нарушениями речи"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с на­рушениями речевого развития определяется следующими факторами.Во-первых, успешной работой с се­мьями воспитанников дошкольного образ...