Взаимодействие учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в условиях логопедической группы детского сада. Индивидуальное занятие-практикум. Мини-музей «Буквы».
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

“Только вместе с родителями,

общими усилиями, педагоги могут дать

детям большое человеческое счастье”.

В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_doklad.docx23.17 КБ
Office presentation icon Мини-музей "Буквы"1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками      

речи в условиях логопедической группы детского сада.

Индивидуальное занятие-практикум.

Мини-музей «Буквы».

“Только вместе с родителями,

общими усилиями, педагоги могут дать

детям большое человеческое счастье”.
В.А.Сухомлинский

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и,  которые составляют иную общность, чем его семья.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия.

Вопросам взаимодействия детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Цель работы ДОУ с родителями: создание единого образовательного пространства: детский сад - семья. При этом решаются приоритетные задачи: повышение педагогической культуры родителей, профилактика детско-родительских отношений, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, приобщении родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Ни для кого не секрет, что с каждым годом количество детей, имеющих нарушения в развитии речи постоянно растет. Поэтому одним из приоритетных направлений дошкольного учреждения является коррекционно-развивающая деятельность.

Однако учителю-логопеду становится все сложнее оказывать коррекционную помощь всем нуждающимся детям и их семьям. Так же хочется отметить, что современные родители часто не принимают должного участия в обучении и развитии ребенка. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта.

 В этом случае логопед делает шаг навстречу и главным помощником является правильно подобранная и доступно донесенная информация, соответствующая статусу и требованиям семьи.  Прежде всего,  стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей.

Однако радует то, что все-таки год от года таких семей становится меньше. Найти же контакт необходимо со всеми.

В условиях деятельности логогруппы важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, так как родители помимо педагогических знаний, должны уметь использовать специальные знания, которые помогут применить дома при занятиях с детьми. В любой форме взаимодействия с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приемам работы.

В настоящее время в моей практике я столкнулась с тем, что многие родители детей,  не посещающих логогруппу и имеющих речевые нарушения,  интересует состояние речевого развития  детей и методы и приемы в эффективной коррекции речевых недостатков.  Поэтому  на сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с такими семьями.

 Наиболее эффективной, на мой взгляд, является такая форма работы, как «Индивидуальные занятия-практикумы».

 В часы консультаций один раз в неделю я организую индивидуальные занятия-практикумы «родитель+ребенок+логопед». Время уточняется индивидуально с каждым родителем заранее.  Такая форма работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда, создается атмосфера взаимоуважения. Опыт показывает, что при такой форме взаимодействия с семьями родители берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей.

Индивидуальные занятия-практикумы  способствуют  обучению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: «Учимся у тех, кого любим». КПД значительно повышается ещё и потому что родитель постепенно овладевает сугубо логопедическими навыками и умениями, хороший родитель неизбежно становится "немного семейным логопедом". Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

Такие  встречи с родителями включают в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.

Вся работа отражается в индивидуальной папке-накопителе. В ней можно постоянно обновлять материал консультаций, рекомендаций, памяток и напоминаний для родителей.

Размещаю памятку с объяснениями родителям,  как необходимо оформлять папку, как следует вести домашние занятия с ребенком.

Далее знакомлю родителей с возрастными особенностями речевого развития ребенка и даю рекомендации о методах и приемах развития речи ребенка (грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.).

Экран звукопроизношения заполняем вместе с родителями, отмечаем количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Такой способ ведения экрана звукопроизношения дает возможность родителям самостоятельно отслеживать результаты коррекционной работы, позволяет уточнить уровень наблюдательности родителей. Некоторые родители очень быстро забывают, с какой речью пришел их ребенок к логопеду, им начинает казаться, что ребенок всегда так говорил. Благодарных родителей очень мало, а это способ напомнить им об изменениях в речи их ребенка.

Заполняю план индивидуальной коррекционной работы, который при необходимости может корректироваться.

В листе «Рекомендовано дома» расписываю задания и упражнения для совместных занятий родителей и детей в домашних условиях.

Обязательно размещаю перечень рекомендуемой литературы, методического и наглядного материала, которые содержат полезную информацию для  родителей, как следует вести домашние занятия с ребенком, имеющим нарушения речи; а так же описание всех понятий, терминов.  Содержание перечня  может дополняться.

Еще мне хотелось бы поделиться опытом работы по созданию мини-музея, как формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по взаимодействию с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников.

Привлечение родителей к созданию коррекционно – развивающей среды логопедического кабинета (изготовление дидактических игр, пособий для развития речи, а так же создание мини-музея) позволяет им почувствовать себя активными помощниками логопеда.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны были отражать специфику возраста детей конкретной  группы. Поэтому я решила создать собственный мини-музей «Буквы», отражающий специфику работы учителя-логопеда. Часть слова “мини” в нашем случае отражает и возраст детей, для которых предназначен музей, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Цель создания мини-музея:

-создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;

-обогащение развивающей среды кабинета логопеда, ДОУ;

-использование новых форм работы с детьми и их родителями.

Важная особенность такого элемента развивающей среды — участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Создание  мини-музея — результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей.

Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

Таким образом, подводя итог можно сказать, что правильно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад  №8 г. Курганинска

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в условиях логопедической группы детского сада.

Индивидуальное занятие-практикум.

Мини-музей «Буквы».

                                                                 

                                                                  Учитель-логопед

Зельская Марина Владимировна

                                          2015 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зельская М.В. Учитель-логопед МАДОУ ЦРР-детский сад №8 Краснодарский край г. Курганинск, 2015 г.

Слайд 2

Цель. Обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Слайд 3

Задачи. Обогащение коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета Формирование у дошкольников представления о музее Формирование активной жизненной позиции Расширение кругозора дошкольников Развитие творческого и логического мышления, воображения Вовлечение родителей(семей воспитанников) в жизнь детского сада

Слайд 4

Особенности Участие в создании мини-музея детей и родителей Ребенок – соавтор, творец экспозиции Мини-музей – результат общения и совместной работы педагога, детей и их семей

Слайд 5

Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в процессе реабилитации детей с КИ в логопедической группе детского сада. Краткое описание опыта работы.

В статье представлен опыт работы в ГБДОУ по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми после кохлеарной имплантации....

Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада. (обобщение опыта работы)

Опыт работы по теме "Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях  логопедического пункта детского сада....

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Консультация "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется, на наш взгляд, следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного обра...

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи на логопункте ДОУ

Из опыта работы. Создание условий для речевой активности ребенка, распостранение логопедических знаний в среде родителей.Приобщение  родителей к кокоррекционной работе поможет им увидеть актуальн...

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи

В статье раскрываются вопросы психолого-педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в целях преодоления у ребенка нарушений речевого развития....