Консультация "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи"
консультация по логопедии на тему

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется, на наш взгляд, следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения, от которой зависит эффективность деятельности самого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и его материальное обеспечение. Во-вторых, особенностями современной семьи, заставляющими искать новые формы взаимодействия. Содержательные и организационные аспекты семейного воспитания детей с недостатками речи являются результатом практической деятельности ДОУ и включают: методы и приемы изучения особенностей родителей таких детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи

Актуальность проблемы воспитания детей с недостатками речевого развития определяется следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения, от которой зависит эффективность деятельности самого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и его материальное обеспечение. Во-вторых, особенностями современной семьи (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и т.д.), заставляющая искать новые формы взаимодействия.

Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в использовании этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанционирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будет осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования. В ней указано, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В «Законе РФ «Об образовании», Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Работу с семьей учителя-логопеды считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Безусловно, есть, и не малый, положительный  опыт деятельности педагогов в области семейного воспитания, но чаще общение строится или на уровне взаимных претензий, или формально.

Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель-логопед осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями.

Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями – достаточно сложный процесс, требующий качественной подготовки специалиста по нескольким направлениям.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Обладая необходимой информацией, учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

  • Изучение особенностей родителей воспитанников логопедической группы, уровня их педагогической наблюдательности;
  • Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка;
  • Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы.

В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой – двусторонняя активность беседующих. Учитель-логопед придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача – вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы.

Беседа – одновременно и форма и метод общения с родителями.

В научно-исследовательском институте общих проблем воспитания разработана методика контактного взаимодействия педагогов с родителями, предусматривающая несколько стадий формирования правильного общения:

1-я стадия: поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимы высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть родителей непродуманным вопросом.

2-я стадия: обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. Можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

3-я стадия: установление общих требований к воспитанию ребенка.

От педагога требуется побуждать родителей высказать свои взгляды на воспитание, назвать используемые ими методы, внимательно выслушать их мнение, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки общих требований.

4-я стадия: упрочение в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, но они не должны помешать дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия: реализация индивидуального подхода.

Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. Вырабатывается целый ряд мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия: совершенствование педагогического сотрудничества.

В самом начале учебного года, при поступлении детей в логопедическую группу, проводится анкетирование родителей. Воспитатель вручает родителям каждого воспитанника экземпляр анкеты, которая используется в разных целях, в том числе для изучения педагогической наблюдательности родителей в соответствии с тремя уровнями:

низкий: родители могут лишь выделять определенные явления и факты поведения ребенка;

средний: родители могут выражать свое эмоциональное отношение к выделенным фактам;

высокий: родители стремятся дать анализ явлениям, раскрыть суть и при необходимости разработать программу воздействия на выделенное явление.

Низкий уровень (эмпирический) определяется с помощью вопросов типа: «Каковы любимые занятия ребенка?» или «Замечали ли Вы трудности в речи ребенка?» и т.п.

Средний уровень (эмпатийный) определяется с помощью вопросов типа: «Каково Ваше отношение к трудностям в речи ребенка?», «Что Вам нравится в Вашем ребенке?» и т.п.

Высокий уровень (аналитический) выявляется с помощью таких вопросов, как: «Какие занятия в детском саду не нравятся вашему ребенку? Почему?»; «Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению именно в логопедической группе? В какую сторону? Что способствовало этим изменениям?» и др.

Помимо уровня наблюдательности с помощью анкеты выявляется адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

Цель анкеты – выявить преобладающие формы общения ребенка со взрослыми и уточнить данные относительно уровня наблюдательности родителей.

После заполнения анкет родители передают бланки воспитателям, которые анализируют содержащиеся в них данные, а затем учитывают их в работе.

Рисунок на тему «Семья» (методика Г.Т.Хоментаускаса) служит показателем восприятия внутрисемейных отношений и позиции ребенка в семье. По рисунку можно судить о том, являются ли родители личностно значимыми субъектами для детей. Кроме того, рисунок позволяет составить представление о степени эмоциональной и психологической близости ребенка и родителей.

Рисунки семьи очень показательны, порой они отражают то, что трудно заметить даже самым близким людям, если они не привыкли придавать значения тем или иным проявлениям в поведении ребенка.

Все сведения, полученные при беседе и анкетировании родителей, должны быть проверены в наблюдениях, беседах с воспитателями, детьми.

Многолетний опыт с детьми свидетельствует о том, что значительная часть родителей показывает довольно низкий уровень педагогической наблюдательности. Такие родители не замечают (или не хотят видеть) особенностей личности своего ребенка, не догадываются о том (или не хотят этого делать), что у него могут быть свои переживания. Если даже в анкете такие родители указывают на озабоченность речевыми трудностями ребенка, то проверка этих данных, как правило, свидетельствует об индифферентности в этом вопросе.

Выделяется часть родителей, позиция которых также может быть обозначена в качестве неадекватной. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект, постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слова хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности, обозначаемый в специальной литературе как «поведенческий и речевой негативизм».

Участие родителей в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов (по приглашению учителя-логопеда) наряду с вышеперечисленными формами работы активно используется в педагогической практике, значительно повышая эффект коррекционно-педагогического процесса по преодолению нарушений в развитии ребенка.

Список используемой литературы

Бачина О.В., Самородова Л.Н.

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка раннего возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Статья посвящена организации  работы  с семьей в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении с учетом ФГОС....

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в условиях логопедической группы детского сада. Индивидуальное занятие-практикум. Мини-музей «Буквы».

ldquo;Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”.В.А.Сухомлинский...

Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада. (обобщение опыта работы)

Опыт работы по теме "Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях  логопедического пункта детского сада....

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи на логопункте ДОУ

Из опыта работы. Создание условий для речевой активности ребенка, распостранение логопедических знаний в среде родителей.Приобщение  родителей к кокоррекционной работе поможет им увидеть актуальн...

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи

В статье раскрываются вопросы психолого-педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в целях преодоления у ребенка нарушений речевого развития....

Консультация для родителей: "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с нарушениями речи"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с на­рушениями речевого развития определяется следующими факторами.Во-первых, успешной работой с се­мьями воспитанников дошкольного образ...