Статья.Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений развития связной речи у дошкольников с ОНР.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Борцова Светлана Николаевна

Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений развития связной речи у дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

     Статья.Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений развития связной речи у дошкольников с ОНР.

Общие основы формирования связной речи детей с ОНР.

      В программе коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения. В 1 периоде 1 года обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во 2 периоде совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов- описаний, простых пересказов. В 3 периоде наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в т.ч. с придумыванием его конца и начала, дополнение эпизодов и др.). Главная задача этого периода - развитие самостоятельной связной речи детей.               Содержание логопедической работы на 2 году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений, значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.

     Таким образом, можно выделить основные этапы работы по формированию связной речи:

1.Подготовительный этап- предварительная работа по двум линиям:

- интеллектуальное развитие;

- речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.

2.Начальный этап- овладение диалогической речью.

3.Основной этап - формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов).

     Деление на этапы чисто условное. Например, на подготовительном этапе используются элементы диалогической речи, отрабатываются как однословные ответы, так и в случае положительной динамики, простые двухсловные ответы и постановка репродуктивных вопросов: кто? что? что делает?

     На втором этапе в процессе развития диалогической речи включается элементарная работа над воспроизведением простейшего текста из трех предложений, связанных контекстом.

     Что касается высшей планки развития диалога- беседы, то эффективная работа над ней возможна только на завершающей стадии работы над связной речью- стадии формирования монологической речи.

     В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко отмечали: «Формирование фразы, являющейся первым шагом к овладению связной речью, происходит в определенной последовательности:

  1. договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок; по образцу и без образца;
  2. составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по образцу и без образца;
  3. составление предложений сначала по 1-фигурным, затем многофигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов и без них; по опорным словам, по образцу и самостоятельно;
  4. заучивание и воспроизведение 2-3 предложений, составленных по сюжетной картинке, связанных по смыслу.

     Дальнейшая работа над совершенствованием фразы продолжается на следующих этапах в процессе непосредственной работы по формированию связной речи:

5. преобразование деформированной фразы;

6. составление предложений по опорным словам;

7. составление предложений с данным словом;

8. распространение предложений по вопросам и путем наращивания слов по цепочке;

9. преобразование предложений путем изменения лица, времени, замены слов синонимами и т.д.»(4).

         В работе над диалогом можно выделить 3 задачи:

1.научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы);

2.научить постановке вопросов;

3.воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу.

        Беседа проводится по содержанию литературного произведения, картины со сложным сюжетом, реже по пейзажу.

         Логопед определяет тему беседы, продумывает вопросы, моделирует ожидаемые ответы и предполагаемые вопросы детей, расставляет смысловые акценты в тексте или картине, стимулирует активное участие детей в диалоге, особенно в постановке вопросов, иногда начиная вопрос или подсказывая тему, ключевое слово, направленность вопроса, предлагает свои варианты вопросов и ответов, корректирует высказывания детей.

      Проведение полноценной беседы возможно не ранее конца второго, начала третьего года обучения детей, поступивших с ОНР (1 или 2 ур. речевого развития).      Для детей с ОНР с 3 ур. речевого развития эту работу можно начинать в конце первого, начале второго года обучения.

     Основной и завершающий этап развития связной речи – формирование монологической речи.

      Работа по формированию связной речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:

       1.обучение пересказу;

       2.обучение составлению рассказов (придумывание) по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.

        Пересказ – более легкий вид монологической речи.

Схема обучения пересказу:

1.выбор текстов для пересказа;

2.подготовительная работа;

3.непосредственное обучение пересказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку....

Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"

В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...

« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»»

laquo; Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «...

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации»

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации». ...