КАК МЫ РАБОТАЕМ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бондарева Маргарита Васильевна

       Детство – это самая счастливая  и самая лучшая пора. Один из самых светлых и беззаботных периодов жизни каждого человека, когда мир сулит множество открытий.                               

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей, которые должны сделать его счастливым.

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Задача педагогов – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства  и порекомендовать соответствующие приемы воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

КАК МЫ РАБОТАЕМ С РОДИТЕЛЯМИ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

                                                                         

Т.И. Золотарева

Воспитатель старшей группы

М.В. Бондарева

Учитель-логопед

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21

п. Северный, Белгородский район»

Н.Ф. Медведева

Учитель-логопед

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21

п. Северный, Белгородский район»

                                                                                           

Покинут счастьем будет тот,

 Кого ребенком плохо воспитал.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

Саади

       Детство – это самая счастливая  и самая лучшая пора. Один из самых светлых и беззаботных периодов жизни каждого человека, когда мир сулит множество открытий.                               

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей, которые должны сделать его счастливым.

1 сентября 2013 года в Российской Федерации ознаменовалось вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ», согласно которому дошкольное образование является уровнем общего образования. В соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ» с  1 января 2014 года  вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где прописаны основные принципы, одним из которых является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. 

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Задача педагогов – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства  и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. Трудно растить детей в сложном современном мире.  В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Секрет любви прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от преходящих моментов (проступки, возраст и т. д.). Любить независимо ни от чего. Вот такой безоговорочной, безусловной любви к ребенку и не хватает молодым родителям. Усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, поэтому ведется взаимосвязь с родителями.

Традиционные родительские собрания и консультации современным родителям не давали нужного эффекта. Родители принимали в них лишь формальное участие. Получалось, что семьи и педагоги, воспитывали одного и того же ребенка, были изолированы друг от друга.

Поставив перед собой цель:  заинтересовать родителей в совместной работе,  сделать их участниками воспитательного процесса, вовлечь семьи в жизнь детского сада.

Мы решили использовать  новые формы работы, которые условно можно было разделить на 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое. 

 1. Познавательное направление.

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

   Это направление включает:

- общие, групповые собрания. Первые ростки взаимопонимания с семьями проявились на родительском собрании, которое мы назвали «За чашкой чая». Родители рассказали о проблемах, которые у них возникают в воспитании детей. Психолог детского сада помог разобраться в сложных ситуациях, предложил прочитать соответствующую литературу. «Психологические особенности детей дошкольного возраста» - так называлась тема следующего родительского собрания. Был показан видеофильм с различными педагогическими ситуациями при участии воспитателей, детей, родителей; совместно с психологом проведен анализ анкет.

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали, а дети в своих родителях видели настоящих мастеров и умельцев, также  себя в том числе.

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов. Надолго детям запомнился «Праздник птиц», на котором родители читали стихи, пели песни, играли на музыкальных инструментах и рассказывали интересные истории о птицах, а потом в домашних мастерских  вместе с детьми  строили дома  скворечники.

- совместные экскурсии;

-семинары; Проведены  практические семинары: «Закаливание детей дома», «Мастерим вместе с детьми», «Поделки из природного материала», «Расти здоровыми».

- открытые НОД. Каждый родитель мог присутствовать на любом НОД, прогулке, пообщаться  со специалистами. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

- утренние приветствия;

 - семейные проекты.

2. Информационно-аналитическое направление.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

- анкетирование;

- тестирование.

Интересно прошла встреча с родителями на тему «Познай себя как родителя». Были предложены анкеты, показан видеофильм,  где дети рассказали о своей семье. Психолог провел тест «Семья» и прокомментировал рисунки детей, организовал игру-эксперимент «Узнай своего ребенка».   Анализ таких анкет дает представление о том, что интересно мамам и папам, как они представляют себе процесс воспитания, в каких консультациях нуждаются.

3.Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Данное направление включает:

- родительский уголок: включающий различную информацию.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

-Так же на стендах представлены: нормативные документы; объявления и рекламы; продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки); папка-передвижка.

Эти формы работы являются помощниками, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей.

Новая,  эстетически оформленная информация, регулярно обновляется и содержание  данного материала действительно интересно большинству родителей.

- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».

- фотовыставки;

- выпуск газет.

4.Досуговое направление.

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовать:

- праздники, досуги, неформальные встречи. Конечно, мы и раньше привлекали семьи к участию в мероприятиях детского сада. Однако сейчас изменили саму суть этого участия. Если совсем коротко: разрешили родителям действовать. И удивлялись их благодарности за это. Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они. К большому удивлению папы поддержали мам обилием и оригинальностью идей.

Совместная активная деятельность дает замечательный результат. Например, был задуман и осуществлен необыкновенно яркий проект, сочетающий традиционное содержание и новые идеи - карнавал «Самая привлекательная шляпка». Мы объявили о задумке в газете «Семья и мы», которая ежемесячно выходит в детском саду, и пригласили всех желающих принять участие. Обязательное условие – шляпки и шляпы  любой модели (женские и мужские), времени, предназначения, из любой сказки или художественного произведения. Родители придумывали содержание своих и детских выступлений, представлений, замышляли сюрпризы, решали вопросы: как претворить в жизнь семейную задумку? Где взять интересную информацию, модель (давно забытую, но интересную своим дизайном), музыкальное и шумовое оформление? За помощью обращались к специалистам: музыкальному руководителю, старшему воспитателю, воспитателям.  При такой подготовке к празднику дети не могли оставаться в стороне, и реализовать свою задумку,  вместе с мамой и папой - это стало более увлекательнее и надежнее.

Наш карнавал «Самая привлекательная шляпка» стал настоящим праздником давно забытых головных уборов, эмоциональным и зрелищным, познавательным и одновременно очень теплым, искренним! Дал возможность вспомнить о волшебных шляпах, существующих в сказках и часто  играющих в судьбе героев не последнюю роль.  

Праздник вызвал желание снова действовать и пробовать свои  силы. Из успешных общих проектов родителей и коллектива детского сада мне хочется упомянуть и «Маски – шоу». Он чем-то похож на карнавал «Самая привлекательная шляпка» - по размаху, выдумке, разнообразию участников, по эмоциональному заряду. Но главное – в этих проектах дети были активны, ощущая непосредственную поддержку взрослых.

- развлечения;

- знакомство с профессиями родителей;

- празднование дней рождения;

- выставка семейной коллекции. Вошло в традицию проведение «Дня коллекционера»; дети вместе с родителями рассказывают о своих коллекциях. Темы таких дней – выставок: «Мягкая игрушка», «Открытки», «Киндер-сюрпризы», «Мои энциклопедии». Привлекается и более старшее поколение. Бабушки и дедушки заинтересовали нас своими редкими видами коллекций: «Модели автомобилей», «Коллекция изделий  из стекла». 
- акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

- дни добрых дел.

         Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Как приятно услышать от детей и их родителей: «Мне нравится …», «Я хочу попробовать …», «Мне хотелось бы …» и ни в коем случае нельзя оставлять без внимания такого рода высказывания детей.

       Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Литература:

  1. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов. – М.: «Ваш   полиграфический партнер», 2010. – 430с.
  2. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
  3. Петрущенко Н.А.,Зенченко Н.Е.  Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. /Воспитатель ДОУ, 2009, №9.
  4. Трошина С.Н. Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями. / Воспитатель ДОУ, 2010, №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Эффективность работы ДОУ в условиях реализации ФГОС."

Консультация "Эффективность работы ДОУ в условиях реализации ФГОС."...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Краеведение невозможно без экологического воспитания. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. ...

Использование интерактивной доски SMART Board и программы SMART Notebook в практике работы педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС.

Использование интерактивной доски SMART Board и программы SMART Notebook в практике работы педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС....

Планирование работы воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Статья на тему: "Планирование работы воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...