Коррекционно-развивающая методика с видеобиоуправлением "Буквы. Цифры. Цвет" в работе с детьми с ОВЗ.
компьютерная программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кондобарова Елена Борисовна

Статья содержит краткое описание применения методики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy._tsifry._tsvet.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ С ВИДЕОБИОУПРАВЛЕНИЕМ «БУКВЫ. ЦИФРЫ. ЦВЕТ» В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Кондобарова Елена Борисовна

МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №2»

г. Валуйки Белгородской области

В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту, поэтому проблема создания условий для дошкольников с ОВЗ имеет особую актуальность.

      У воспитанников групп компенсирующей направленности, отмечается снижение познавательной активности, скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Это наблюдается на фоне сниженной работоспособности,  неустойчивого внимания,  у детей снижена мотивация к обучению.

Ученые доказали, что причины этих проблем лежат в незрелости определенных структур мозга и таким детям требуется больше времени для усвоения нового материала и определенной коррекционной работы  для дальнейшего успешного развития и обучения.  Помочь в устранении многих из этих проблем, по нашему мнению, может применение интерактивных игр в коррекционной работе  с дошкольниками.  

Несмотря на доводы  противников ИКТ, которые приводят данные о негативном влиянии работы дошкольников с компьютером  на состояние здоровья детей, всё же приходится констатировать, что дозированное использование  развивающих компьютерных игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм.  Как бы мы не относились к проблеме, но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят и в нашу жизнь. 

Учитывая всё это, в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами в группе компенсирующей направленности  нашего ДОУ, наряду с другими ИКТ, мы используем  коррекционно – развивающую  методику с видеобиоуправлением «Буквы. Цифры. Цвет», которая  является совместной  разработкой НПФ «Амалтея» и израильских специалистов в области детского развития и современных компьютерных технологий (Timokko LTD). Она   содержит интерактивные игры на основе  технологии отслеживания движений тела и жестов (моушн-технологии), которая позволяет   игре  отображать любое движение ребёнка на экране.

         Коррекционно-развивающая методика «Буквы. Цифры. Цвет» предназначена для развивающих занятий и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, она содержит интерактивные игры, направленные на развитие познавательных, умственных, когнитивных и двигательных функций детей с ОВЗ. Игры методики не носят соревновательный характер  и обеспечивают спокойную обстановку и отсутствие стрессовых ситуаций. С помощью веб-камеры и ярких шариков-перчаток  игры предоставляют широкие  возможности для проведения коррекционно-развивающих индивидуальных занятий для детей с ОВЗ.

        В начале курса обучения и коррекции мы подбираем игры, необходимые ребенку. На занятии в зависимости от возможностей игрока выбирается тип игры – управление одной или двумя руками, а также подбирается цвет шарика-перчатки (красный, синий или зелёный). Далее педагог включает программу, открывает картотеку, где сохранены персональные данные и достижения каждого игрока, и предлагает ребёнку выбрать несколько развивающих игр, направляя его поиск в нужном направлении.                                                                          

Комплекс игр предоставляет возможность объединять занятия по развитию двигательной  активности с изучением букв, цифр, цветов, основ счёта. Игры предназначены для улучшения качества и координации движений детей, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков. Игры эффективны для работы с детьми от 5 до 8 лет. Они повышают мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Участвуя в играх, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого [1].

Методика «Буквы. Цифры. Цвет» решает следующие задачи:

  • Подготовка к школе, преодоление трудностей в обучении.
  • Улучшение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, во время и после нее.
  • Тренировка памяти и скорости реакции.
  • Улучшение координации рук и глаз.
  • Развитие абстрактного мышления и тренировка навыков на уровне действия-противодействия.
  • Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук
  • Тренировка направленной деятельности и понимания положения тела в пространстве.

Коррекционно-развивающая методика состоит из 3 разделов.

1 раздел «Цифры» включает в себя следующие игры: «Знакомство с цифрами», «Посчитай на английском», «Посчитай на русском», «Мозаика», «Мыльные пузыри». Играя в эти игры, дети знакомятся с цифрами, а затем закрепляют в игровой форме знания о цифрах и счёте в пределах 10, одновременно совершенствуя координацию движений рук и статическое удержание позы, наводя и удерживая цветные шарики на предметы или цифры на экране.

2  раздел «Буквы» содержит игры: «Знакомство с буквами», «Русские буквы», «Английские буквы», «Воздушные шары», «Найди пару». Используя эти игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, дети знакомятся или закрепляют знание названий и графического изображения букв в сочетании с заданиями на совершенствование координации движений рук и заданиями на внимание, либо с заданиями на удержание статической позы. 

3 раздел «Цвет» объединяет игры: «Знакомство с цветами», «Мольберт», «Предметы», «Пейнтбол», «Палитра». В играх отрабатывается координация движений, статическое удержание позы, ориентировка на плоскости, а также названия основных и оттеночных цветов.

Мы заметили, что использование интерактивных игр в работе с детьми группы компенсирующей направленности  позволяет развивать у них психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация), развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), формировать соответствующие возрасту умения (сериация, классификация), способствует организации благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Основываясь на опыте нашего ДОУ, можно сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ, позволяют добиваться более высоких положительных результатов в развитии речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и в формировании учебных навыков в целом.

Список литературы:

1. http://amaltea-spb.com

2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. // Начальная школа – 2008 - №1 –  с. 31

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"

Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в с...

Коррекционно-развивающее занятие педагога - психолога по развитию когнитивной сферы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:- развивать дивергентное мышление, мыслительные операции, связную речь, скорость реакции, творческие способности, память, воображение и внимание детей;-  способствовать развитию психических ...

Конспект коррекционно - развивающего занятия на тему: «Приключения в Фиолетовом лесу» с детьми с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5 – 6 лет

Занятие проведено с использованием игровой предметно – пространственной  среды «Фиолетовый лес" и игрового комплекта «МиниЛарчик»...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу «Развитие элементарных математических представлений» с детьми 6-7 летнего возраста с ЗПР Тема: «Состав числа 9»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6-7 летнего возраста с задержкой психического развития «Состав числа 9» спостобствыет закреплению знаний по лексической теме недели...

"Коррекционно-развивающий потенциал методики FLOORTIME Гринспена Стенли"

Коррекционно-развивающий потенциал методики FLOORTIME Гринспена СтенлиСтенли Гринспен отметил: когда взрослые не заставляют ребенка делать то, что сами считают нужным, а стараются понять, что его увле...