"ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Суховских Анастасия Владимировна

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития –  совершенствования ориентировки ребенка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. В исследованиях Леонида Абрамовича Венгера,  Александра Романовича Лурии,  отмечается, что, воспринимая предметы и действуя с ними, дети дошкольного возраста начинают все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности,  следить за мелодией, слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков; определять направление в пространстве, последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_vystuplenie_suhovskih_a.v.doc38.5 КБ
Файл 2_prezentatsiya_suhovskih_a.v.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития –  совершенствования ориентировки ребенка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. В исследованиях Леонида Абрамовича Венгера,  Александра Романовича Лурии,  отмечается, что, воспринимая предметы и действуя с ними, дети дошкольного возраста начинают все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности,  следить за мелодией, слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков; определять направление в пространстве, последовательность событий.

Восприятие развивается на основе речи и ее смысловой единицы – слова. У детей с нарушением речи сенсорное развитие отличается качественным своеобразием. В исследованиях многих ученых  описаны особенности сенсорного развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, дизартрией, алалией, общим недоразвитием речи, включающим различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Таким образом, актуальность проблемы исследования особенностей сенсорного развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи  определяется необходимостью своевременного определения имеющихся затруднений, т.к. нарушение сенсорного развития препятствует успешному освоению школьной программы.

Слайд 2 Позвольте нам перейти к основным положениям курсового исследования, методологический аппарат которого представлен на слайдах 

Слайд 3 Мы предположили, что, несмотря на то, что у детей старшего  дошкольного возраста с нарушением речи зрение и слух физиологически сохранны, сенсорное развитие характеризуется рядом особенностей, к которым относятся:

  • трудности при определении оттенков цветов и их названий, сравнении величин объектов по убыванию и возрастанию;
  • сложности опознания предметов в усложненных условиях (контур, зашумление, наложение);
  • затруднения в восприятии и воспроизведении неречевых и речевых звуков
  • нарушения ориентировки в пространстве и времени.

     Слайд 4  Для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования нами было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе МБ ДОУ «Детский сад №207» города Новокузнецка.

В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в возрасте 6-7 лет. При отборе детей, участвовавших в эксперименте, использовались следующие критерии: возраст. Все дети в возрасте 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа); дети со сходным диагнозом (общее недоразвитие речи 2-3 уровня), а также отсутствие сочетанных дефектов.

    Слайд 6 Для исследования особенностей сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи были подобраны методики, разработанные Людмилой Анатольевной Метиевой, Эльвирой Яковлевной Удаловой. Каждая методика содержала несколько проб и была направлена на исследование владения детьми сенсорными эталонами цвета, формы, величины, пространства и времени и т.д., узнаванием их в разных условиях.

- формулировка инструкций была краткой и доступной для детей с нарушением речи, отсутствовали слова, рисунки, которые могли бы по-разному восприниматься и пониматься детьми;

  • учитывалась неустойчивость внимания, повышенная утомляемость детей. Подобранные методики не требовали для выполнения большого количества времени;
  • соблюдались требований к диагностическому материалу: картинки были понятными, сопровождались точной инструкцией;
  • в ходе исследования детям оказывалась (при необходимости) помощь: повторная инструкция, показ, совместное выполнение.

Слайд 7 Оценка результатов выполнения  диагностических заданий осуществлялась в баллах.

Слайд 8  В результате экспериментального исследования и выявления  особенностей сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи были получены следующие результаты.

          Слайд 9 После выполнения детьми старшего дошкольного возраста диагностических методик, мы провели количественный анализ полученных результатов.

Таким образом, полученные результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы, согласно которой специфическими особенностями сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи выступают: трудности при определении оттенков цветов и их названий, сравнении величин объектов по убыванию и возрастанию,  сложности опознания предметов в усложненных условиях (контур, зашумление, наложение), затруднения в восприятии и воспроизведении неречевых и речевых звуков, нарушения ориентировки в пространстве и времени.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» Студентка группы Ддаз-17-2 Суховских Анастасия Владимировна Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» Факультет психологии и педагогики Кафедра дошкольной и специальной педагогики и психологии

Слайд 2

Основные положения курсового исследования(методологический аппарат) Объект изучения : сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования : характеристика особенностей сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Цель исследования : теоретическое обоснование и экспериментальное исследование особенностей сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Задачи исследования: Рассмотреть понятие сенсорного развития и его особенности в старшем дошкольном возрасте. Охарактеризовать особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Организовать исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Экспериментально исследовать особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Проанализировать результаты исследования. Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы; эмпирические: эксперимент (констатирующий); математическая обработка результатов исследования.

Слайд 3

Гипотеза исследования : несмотря на то, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи зрение и слух физиологически сохранны, сенсорное развитие характеризуется рядом особенностей, к которым относятся: трудности при определении оттенков цветов и их названий, сравнении величин объектов по убыванию и возрастанию; сложности опознания предметов в усложненных условиях (контур, зашумление, наложение); затруднения в восприятии и воспроизведении неречевых и речевых звуков нарушения ориентировки в пространстве и времени.

Слайд 4

Экспериментальная работа проходила на базе МБ ДОУ «Детский сад № 207» г. Новокузнецк В выборку исследования вошли 10 детей с нарушениями речи. Списочный состав группы детей представлен в таблице 1. № Код имени Заключение учителя-логопеда 1 Андрей В. Дизартрия ср. ст., ОНР II уровня. 2 Арина Н. Дизартрия ср. ст., ОНР II - III уровня. 3 Ваня А. Дизартрия ср. ст., ОНР III уровня. 4 Вера П. Дизартрия ср. ст., ОНР II - III уровня. 5 Даниил Н. Дизартрия ср. ст., ОНР II - III уровня. 6 Злата Л. Дизартрия ср. ст., ОНР II - III уровня. 7 Илья И. Дизартрия ср. ст., ОНР II - III уровня. 8 Коля А. Дизартрия ср. ст., ОНР III уровня. 9 Маша Т. Дизартрия ср. ст., ОНР III уровня. 10 Таня С. Дизартрия ср. ст., ОНР II уровня. Таблица 1– Характеристика экспериментальной выборки

Слайд 5

Экспериментальное исследование состояло из констатирующего этапа, который проводился с 01.10.2019 по 15.10.2019г. Цель: экспериментального исследования: выявить уровень сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Задачи экспериментального исследования: описать организационные основы исследования сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи; подобрать и обосновать диагностические методики, направленные на изучение сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи; экспериментально исследовать сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи и проанализировать результаты исследования .

Слайд 6

Диагностические методики, направленные на исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста. Для изучения уровня сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи нами были использованы диагностические методики, разработанные Л.А. Метиевой , Э.Я. Удаловой. Методика № 1. Владение сенсорными эталонами. Цель : исследование особенностей владения сенсорными эталонами детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Методика № 2. Узнавание сенсорных эталонов. Цель: исследование умений детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи узнавать сенсорные эталоны в разных условиях . Методика № 3. Узнавание неречевых и речевых звуков. Цель: исследование умений детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи узнавать неречевые и речевые звуки. Методика № 4. Представления о пространстве. Цель: исследование особенностей развития представлений о пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Методика № 5. Представления о времени. Цель: исследование особенностей развития представлений о времени детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Слайд 7

Оценка результатов выполнения диагностических заданий осуществлялась в баллах : Методика № 1. Владение сенсорными эталонами : каждая правильно выполненная проба оценивалась в 1 балл. Соответственно, высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 3-4 балла, низкий уровень – 1-2 балла . Методика № 2. Узнавание сенсорных эталонов: каждая правильно выполненная проба оценивалась в 1 балл. Соответственно, высокий уровень – 4 балла, средний уровень – 3 балла, низкий уровень – 1-2 балла . Методика № 3. Узнавание неречевых и речевых звуков: каждая правильно выполненная проба оценивалась в 1 балл. Соответственно, высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл . Методика № 4. Представления о пространстве: каждая правильно выполненная проба оценивалась в 1 балл. Соответственно, высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл . Методика № 5. Представления о времени: каждый правильный ответ ребенка оценивался в 1 балл. Соответственно, высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл .

Слайд 8

Таблица 2– Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования Ф.И. ребенка Уровни по методикам Методика №1 Методика №2 Методика №3 Методика №4 Методика №5 Уровень 1.Андрей В. низкий средний низкий низкий низкий низкий 2.Арина Н. средний средний средний средний средний средний 3.Ваня А. средний средний низкий низкий низкий низкий 4.Вера П. низкий средний низкий низкий низкий низкий 5.Даниил Н. средний средний средний средний средний средний 6.Злата Л. средний средний низкий низкий низкий низкий 7.Илья И. средний средний средний низкий низкий средний 8.Коля А. средний средний средний средний средний средний 9.Маша Т. средний средний средний средний средний средний 10.Таня С. низкий средний низкий низкий низкий низкий

Слайд 9

Результаты констатирующего этапа представлены на рисунке (см. рис.1). Рисунок 1– Результаты экспериментального исследования сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте

Сообщение  на педсовет  и в родительский уголок....

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ...

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности , служит основой позн...

Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья о  сенсорном развитии детей дошкольного возраста и о его особенностях, о значении сенсорной культуры для развития ребенка....

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...