Рабочая программа по коррекционно-развивающей работе с детьми-инвалидами музыкального руководителя
рабочая программа по коррекционной педагогике

Борисова Ольга Валерьевна

 

Рабочая образовательная программа музыкального руководителя ориентирована на детей дошкольного возраста с нарушением зрения, с нарушение интеллекта и опорно-двигательного аппарата. Она определяет систему взаимодействия музыкального руководителя с участниками образовательного процесса, и направлена на достижение целей и задач культурно – образовательного процесса для детей– инвалидов. Все дети, помимо общих возрастных особенностей, имеют индивидуальные особенности здоровья, особые личностные характеристики, особую культурно-образовательную социальную среду, способствующую музыкальному развитию.

Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_s_detmi-invalidami.docx34.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

ПРИНЯТО                                                                                                УТВЕРЖДАЮ
решением Педагогического совета                                                        заведующий МБДОУ
протокол № ___от «__»_____2020 г.                                                      детский сад «Радуга»
                                                                                                       _________Синельникова О.В.
                                                                                «___»_______2020 г.

Рабочая программа

по коррекционно-развивающей работе с детьми-инвалидами

музыкального руководителя

Срок реализации: 1 год

Музыкальный руководитель:

 Борисова Ольга Валерьевна

Тазовский 2020

Содержание

I. Целевой раздел

3

1.1. Целевой раздел

3

1.2. Цели и задачи рабочей программы

4

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

5

1.4. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников группы

6

1.5. Диагностика развития музыкальных способностей

6

II. Содержательный раздел

7

2.1. Основные направления коррекционно-развивающей работы

8

2.2. Содержание образовательной деятельности по музыкальному развитию

2.3. Взаимодействие с семьёй ребёнка

8

III.Организационный раздел

9

3.1. Условия реализации Программы

10

3.2. Форма и режим занятий

11

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа музыкального руководителя ориентирована на детей дошкольного возраста с нарушением зрения, с нарушение интеллекта и опорно-двигательного аппарата. Она определяет систему взаимодействия музыкального руководителя с участниками образовательного процесса, и направлена на достижение целей и задач культурно – образовательного процесса для детей– инвалидов. Все дети, помимо общих возрастных особенностей, имеют индивидуальные особенности здоровья, особые личностные характеристики, особую культурно-образовательную социальную среду, способствующую музыкальному развитию.

Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития.

Индивидуальная программа составлена на основе:

-Программа музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!» Е.Н. Котышева.

- Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» /под.ред. И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.

При организации коррекционно-развивающей работы ведущим направлением является выявление особых образовательных потребностей ребенка. Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуальна.

Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. В течение учебного года в программу могут быть внесены корректировки по музыкальному материалу. В ходе музыкально-ритмической деятельности осуществляет воздействие одновременно на различные анализаторные системы. За счет этого достигается существенный коррекционно-развивающий эффект.

В процессе диагностики выявляется уровень развития и способность к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшей работы с ребенком. Это позволяет максимально опираться на сохранные функции в процессе работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных педагогических приемов.

Результаты обследований и педагогических наблюдений отражаются в педагогической документации. Диагностические исследования проводятся ежегодно в начале и конце учебного года. Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной музыкальной деятельности. Музыкальный руководитель работает в тесном контакте с воспитателем и педагогом-психологом.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развития инициативы и творческих способностей детей-инвалидов на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в освоении различных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Создавать условия для развития детей в музыкальной деятельности

2. Оказать помощь в решении задач музыкального развития, обучения и социализации;

3. Развивать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы коммуникации.

4. Закреплять полученные умения в процессе различных видов деятельности. 5. Обеспечить сопровождение разработки и реализации программы.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

В основу программы заложены следующие принципы:

- Принцип единства диагностики и коррекции развития обуславливает соответствие цели и содержания коррекционной работы комплексному, системному, целостному и динамическому изучению ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.

- Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации указывает на взаимообусловленность этих понятий, то есть система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии, и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами.

-Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы, опираясь на основные закономерности психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

-Деятельностный принцип определяет выбор средств, путей, способов достижения поставленной цели и основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность и развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.).

-Принцип систематичности предопределяет непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса. Многократные систематические повторения позволяют каждому ребенку прочно усвоить материал в индивидуальном для него темпе; для эффективного повторения необходимо сочетать усвоенное с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер.

-Принцип постепенного повышения требований определяет постепенный переход к новым сложным упражнениям по мере закрепления формирующихся навыков.

-Принцип наглядности определяется единством чувственной и логической ступеней познания, обусловливает широкое взаимодействие всех анализаторов и осуществляется путем эмоционального показа упражнений педагогом, и различными играми.

-Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с различными нарушениями. Одно из условий доступности — преемственность и постепенность в усложнении двигательных и речевых заданий, правильное распределение материала в течение всего курса занятий. Условием соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение характера патологического процесса.

-Принцип оптимистического подхода предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

-Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Активное участие близких взрослых вместе с ребенком в музыкально – коррекционных занятиях формирует основы их межличностных отношений и общения, предлагает формы совместной деятельности, способы ее осуществления.

-Принцип учета эмоциональной сложности материала. Проводимые занятия, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

-Принцип комплексности предполагает связь музыкально - коррекционных занятий с другими видами психолого-педагогического воздействия.

Все рассмотренные принципы связаны между собой и определяют единство коррекции, профилактики и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения музыкально – коррекционных занятий.

1.4. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников группы

Характеристика детей посещающих группу «дети со сложным дефектом»  (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) посещают дети, в анамнезе которых могут быть представлены 2 и более дефекта.  

  • нарушение умственного развития, познавательной деятельности
  • нарушение физического развития (это дети, которые самостоятельно передвигаются, так и передвигающиеся с помощью взрослого или ходунков или не передвигающиеся самостоятельно), нарушения мелкой моторики
  • патология развития зрительных и слуховых функций  
  • генетические заболевания  
  • генетические заболевания, характеризующиеся патологией развития опорно-двигательного аппарата (дети не могут передвигаться без помощи взрослого)
  •  расстройства психологического развития
  • недоразвитие сенсорной сферы
  • нарушения психических процессов внимания, восприятия, памяти, мышления
  • несформированность игровой деятельности
  • недоразвитие речи и всех ее функций

Контингент детей, принимаемых в группу разнообразен по физическому и умственному развитию. Группу посещают дети разного возраста.

1.5. Диагностика развития музыкальных способностей

Цель диагностики – определение уровня развития общих музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностические   методики   соответствуют   возрасту, степени   музыкальной подготовленности детей, учитывают их индивидуальные особенности. В пакет входят 6 заданий, каждое из которых изучает отдельную музыкальную способность.

1. Цель: выявление уровня эмоциональной отзывчивости детей на музыку.

Наблюдение за поведением детей в новой для них обстановке: как они

действуют с новыми для них музыкальными инструментами, как реагируют на музыку в «живом» исполнении на фортепиано и в грамзаписи.

2. Цель: определение уровня развития чувства музыкального ритма.

После прослушивания небольшого музыкального отрывка (2-4 такта) ребенок должен воспроизвести его ритм хлопками в ладоши, игра на детских музыкальных инструментах.

3. Цель: оценка уровня развития динамического слуха.

Игра «Тихо-громко». Инструкция: «Поиграем с тобой вместе. Я – на пианино, ты – на барабане. Играй, как я: я – громко и ты – громко; я –тихо и ты –тихо. Будь внимателен».

4. Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю различения звучания детских музыкальных инструментов, определения источника звука. Игры «Угадай, что звучит», «Найди колокольчик».

5. Цель: Спеть любимую песню с аккомпанементом и без него.

6.Цель: определение уровня развития музыкальной памяти. Ребенку предлагается прослушать и запомнить короткую мелодию – 4 такта, а

затем спеть ее самостоятельно (без слов, на слог «ля»).

Диагностика проводится индивидуально, с использованием игровых приемов. В ходе выполнения заданий фиксируется показатели эмоциональной отзывчивости на музыку и личностные проявления детей.

Карта развития ребенка

ФИО ребенка: 

Возраст ребенка: 

Эмоциональная отзывчивость

Чувство эмоционального ритма

Динамический слух

Тембровый слух

Пение

Музыкальная память

Всего

Средний показатель

п/о

и/о

Первичное обследование:

Итоговое обследование:

II. Содержательный раздел

2.1. Основные направления коррекционно-развивающей работы.

Музыка является не только важным средством развития ребенка,

получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психотерапевтического,

психологического воздействия, в процессе которого она выполняет

коммуникативную, регулятивную функции. Такой комплексный подход дает

возможность более широко использовать музыкальное искусство в системе

психокоррекционной помощи детям. Организовывать и решать, как

коррекционно-развивающие, так и психотерапевтические задачи по созданию

новых мотивов, установок, закреплению их в реальной действительности,

осуществлять коррекцию эмоциональных, коммуникативно-рефлексивных

отклонений в развитии с помощью музыки. В процессе музыкальной

деятельности осуществляется также коррекция отклонений в познавательной,

эмоционально-волевой, моторной сферах.

Коррекционная работа средствами музыки определяет следующие

дидактические, развивающие и воспитательные задачи.

• Развитие познавательной деятельности.

• Логопедическая коррекция развития речи.

• Развитие двигательной сферы.

• Формирование базы для социальной адаптации, коллективной

деятельности.

• Развитие творческой активности, самостоятельности, настойчивости,

выдержки.

• Регуляция эмоциональной сферы.

• Формирование математических представлений.

• Формирование умений адекватно воспринимать музыку, развивать

музыкальные способности.

• Развитие сенсомоторной сферы, слухового восприятия,

слухомоторной координации темпо-ритмических структур.

• Развитие зрительного восприятия.

• Развитие пространственной ориентации.

• Развитие внимания, памяти, мышления.

• Развитие мелкой моторики рук.

• Развитие умений и навыков коллективных действий.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы

являются:

- коррекционная ритмика;

- логоритмика;

- психогимнастика;

- музыкотерапия.

2.2. Содержание образовательной деятельности по музыкальному

развитию:

-развитие мелкой моторики, координации движений

-проведение физминуток, логоритмики

-упражнения на переключение внимания;

-артикуляционная гимнастика,

-дыхательные упражнения

-выполнение движений по образцу

- формирование певческо - речевых навыков, пропевание гласных

Направления деятельности:

1.Образовательная область «Физическое развитие»

-Создание условий для овладения основными движениями через

упражнения, подвижные игры;

-развитие физических качеств (координация) через музыкально-ритмические

движения;

-развитие мелкой моторики через пальчиковые игры;

- укрепление здоровья через музыкально-двигательную деятельность,

дыхательные упражнения и пение

2.Образовательная область «Познавательное развитие»

-формирование сенсорных преставлений в слушании музыки и

дидактических играх;

-формирование представлений об окружающем мире через беседы,

знакомство с песнями, через сюжетные игры.

3.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

-приобщение к взаимодействию со сверстниками в парных танцах и

подвижных играх.

4.Образовательная область «Развитие речи»

-развитие речи через подпевание, подражание, речевые игры.

5.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-формирование эмоциональности восприятия музыки через слушание;

-формирование певческо-речевых навыков через подражание педагогу;

-формирование навыков основных, танцевальных и образных движений в

упражнениях, плясках, музыкальных играх;

-формирование общей музыкальной культуры (эмоции, интересы,

исполнительские умения и навыки) через все виды музыкальной

деятельности и беседы.

2.3. Взаимодействие с семьёй ребёнка

Степень эффективности сотрудничества с семьёй обусловлена

положительной установкой на совместную работу, организацию и оценку

результатов образовательного процесса.

Основные формы взаимодействия с семьей:

-знакомство с семьёй;

-информирование (консультирование) родителей о ходе образовательного

процесса;

-совместные занятия, проведения мероприятий.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Условия реализации Программы

Срок реализации программы 1 год.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

Программа состоит из 3-х этапов.

Этап первичной психолого-педагогической диагностики отклонений развития у детей  основывается  на  принципах,  сформулированных  ведущими  специалистами  в области  специальной  психологии  и  психодиагностики  нарушенного  развития  (В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, С.Я. Рубинштейн, С. Д. Забрамная, О.н. Усанова и др.), включает в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие), моторики, а также особенностей развития музыкальных способностей детей, что находит свое отражение в протоколе психолого-педагогического  обследования  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья. Психодиагностическое обследование организуется с учетом    возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка.  Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатывается индивидуальная программа развития ребенка, и даются рекомендации посещения ребенком индивидуальных и групповых занятий. В постоянные музыкально-коррекционные группы подбираются дети с учетом их индивидуальных особенностей, возраста, характера патологии и предшествующего опыта занятий (обычно для успешного вхождения в группу необходим предварительный этап индивидуальных занятий с педагогом, что позволит ребенку заранее привыкнуть к помещению, установить доверительные отношения со взрослым, поможет ребенку понимать и принимать инструкции и т.д.).  Объединение детей в группу –это сложный и достаточно длительный процесс, т.к. надо учесть особенности   каждого   ребенка: тревожность, агрессивность, повышенную чувствительность к разным модальностям или наоборот терпимость и т.п. как правило, на индивидуальном диагностическом занятии ребенок ведет себя иначе: его легче организовать, установить контакт, провести все диагностические процедуры. И только в процессе нескольких групповых занятий можно в полной мере выявить различные особенности, характерные для ребенка, что поможет подобрать ему действительно терапевтичную    группу, в которой ребенок почувствует себя успешным, сможет помочь другим детям и в чем-то быть им примером. На основном этапе в соответствии с календарно-тематическим планированием проводятся музыкальные коррекционно-развивающие занятия.

На контрольном этапе (в конце года) используются те же диагностические процедуры, что и на этапе первичной диагностики, с целью выявления динамики психического развития ребенка.

В середине года для отслеживания текущего состояния детей и выяснения необходимости внесения изменений в процессе курса музыкальной психокоррекции практикуется аналогичная промежуточная диагностика.

3.2. Форма и режим занятий

Сетка занятия в группе с детьми-инвалидами

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Всего занятий

09.50 – 10.15

09.45 – 10.10

2

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Всего занятий

09.50 – 10.15

групповое

занятие

15:30 – 15:45

ребенок 1

15:45 – 16:00

ребенок 2

10:50 – 11:05

ребенок 3

ребенок 4

09.45 – 10.00

групповое

    занятие

09:00 – 09:15

ребенок 5

09:15 – 09:30

ребенок 6

10:50 – 11:05

ребенок 7

       2

График индивидуальной работы с детьми-инвалидами

График мероприятий и праздников

№ п/п

Название мероприятия

Вид развлечения

Месяц поведения

1

Праздник Осени «Проказница осень»

Развлечение

Октябрь

1

2

Праздник для мам

Сказка «Колобок»

Тематическое развлечение

Театрализация сказки

Ноябрь

Ноябрь

1

«Новый Год- всем нам счастье принесет»

Праздник

Декабрь

1

Прощание с елкой

Зимние игры

Январь

Мой папа самый лучший

Досуг с папами

Февраль

1

 «Здравствуй, Весна»

Праздник с мамами

Март

«А мне летать охота!»

Досуг ко дню космонавтики

Апрель

1

День победы

Тематическое развлечение

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы

Рабочая программа является настольной книгой учителя-логопеда в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи 4-5 лет....

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа составлена в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. В программу входит перспективный план и подробное календарно - тематическое планирование коррекционно - развивающ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...