Главные вкладки

    Консультация для педагогов и родителей на тему «Польза и вред компьютерных игр и игр на мобильных устройствах в развитии и обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ»
    консультация по коррекционной педагогике

    Скутарь Елена Анатольевна

    Материал полезен  начинающим педагогам и родителям, имеющих детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_roditeley_polza_i_vred.docx19.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов и родителей на тему «Польза и вред компьютерных игр и игр на  мобильных устройствах  в развитии и обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ»

       Сегодня современный человек не может жить без компьютера, телевизора, телефона. Появление новых технологий заставляет людей шагать в ногу со временем. Но задумывается ли человек о пользе и вреде этих устройств? К сожалению, не всегда!!!

        Многие современные родители рассказывают о том, как их ребенок может часами играть в игры на телефоне, планшете или компьютере, радуются успехам своих детей. Некоторые из них считают, что чем больше ребенок будет играть, тем лучше, игры ведь многие обучающие, развивающие. Подобные игры очень удобны, не требуют много затрат, ребенок может играть часами, никому не мешает, а родитель в это время может переделать много домашних дел или просто отдохнуть. Согласитесь, всегда под рукой и очень удобно!  

       Приобщение детей к компьютеру происходит  не только в семье, но и в детском саду.  Компьютерные игры и игры на  мобильных телефонах    помогают детям получить определенный объем знаний. Игры могут носить не только образовательный, но и коррекционно-развивающий характер.  Педагоги говорят, что проведение занятий с помощью компьютера повышает осознанность усвоения знаний детьми,  значительно повышает мотивацию к деятельности. Существуют компьютерные игры и  программы, направленные на развитие различных психических функций детей: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, речь, которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного возраста. Особое место среди компьютерных игр занимают специализированные  игры, они подходят для занятий как с обычными детьми, так и детьми с ОВЗ ( с ограниченными возможностями здоровья).

         Педагоги используют в своей работе,  к примеру, специализированную компьютерную логопедическую программу «Игры для Тигры» (автор: Лизунова Л.Р.) , очень много интересных интерактивных  игр можно найти на сайте Мерсибо, данные игры могут использовать и педагоги, и родители. Игры Мерсибо состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Эти  игры отличаются от обычных развлекательных игр, некоторые педагоги считают их палочкой-выручалочкой, так как они современны, занимательны.  Ребенок видит только первую - мотивационную часть: он ищет клад, чистит море и помогает индейцам. При этом дети закрепляют звуки, учатся считать, в  этом заключается развивающая часть игр. В играх персонажи говорят «необычным » голосом, персонажи крупные и яркие, в конце игры ребенок обязательно получит похвалу. Такие игры дают возможность педагогу легко заинтересовать и раскрепостить ребенка, вовлечь в занятие.

            Однако, учитывая все плюсы компьютерных игр, необходимо вспомнить народную пословицу  «Все хорошо, что в меру!», т.к. самое главное во взаимодействии педагога или родителя с ребенком с ОВЗ  «не навредить». При этом врачи рекомендуют ограничивать время подобных игр. Практика показывает, что многие дети с ОВЗ очень любят играть на компьютере, в телефоне или на планшете. Почему такие игры привлекают детей ?  Они: дают немедленный результат, позволяют избежать личного общения, визуально стимулируют, позволяют настроить звук и яркость в соответствии с предпочтениями ребенка, дают возможность повторять одну игру снова и снова.

            В некоторой степени компьютерные обучающие игры облегчают процесс развития детей с ОВЗ. Во время многократных повторений игры усваивается новая информация. С помощью таких игр  можно научиться считать, выучить цвета,  выучить буквы, научится читать.

            У детей  с ОВЗ отмечается недостаточная сформированность коммуникативных  навыков, трудности  адаптация в социуме. Педагоги и некоторые родители  тревожатся, когда дети с ОВЗ много времени проводят за компьютером или телефоном, так как у детей появляются зависимости, еще больше проявляются проблемы в коммуникативном развитии. 

          В методических рекомендациях об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях от 14 августа 2019 говорится:

      « Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна». Методические рекомендации  разработаны для  школы, их цель: профилактика нарушений здоровья детей, повышение эффективности образовательного процесса. Но педагогам, а прежде всего родителям, имеющих детей дошкольного возраста, нужно учитывать данный факт, так как использовать телефон дети начинают задолго до поступления в школу.

         Психологи говорят, что дети, которые проводят много времени за компьютером или телефоном, чрезмерно возбудимы, у них может развиваться агрессия, фобии, выйдя из компьютерного зазеркалья, они с трудом ориентируются в реальном мире. А также  необходимо понимать, что длительное сидение за компьютером портит зрение, осанку, возможна перегрузка суставов кистей рук.

           Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков и оказывает значительное влияние на состояние ребенка. Практически все специалисты, сталкивающиеся с детскими проблемами, призывают относиться к компьютеру и телефону с предельной осторожностью.

           При организации игровой деятельности детей с компьютером (телефоном) специалисты (врачи, педагоги, психологи) рекомендуют соблюдать  правила :

    • Взрослый должен контролировать общение ребенка с компьютером (с телефоном).
    • Ребенок 6-7 лет может играть в игры без вреда для здоровья не более 15 минут в день. Для частоболеющих детей время сокращается.
    • Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
    • Мебель  должна соответствовать росту ребенка.
    • Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
    • Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
    • В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за  правильной осанкой ребенка.
    • Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.
    • После игры с компьютером рекомендуется сделать зарядку для глаз.

         Таким образом, можно сделать вывод, что, если правильно подобрать и рационально использовать компьютерные игры или игры на телефоне, то тогда они могут стать полезным средством и способствовать развитию мотивации к обучению, развитию  психических функций детей дошкольного возраста.

    Интернет-источники:

    • https://www.7ya.ru/article/Kompyuternoj-zavisimosti-u-rebenka-ne-budet-esli-5-shagov/
    • https://mersibo.ru/
    • https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72516130/ 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование компьютера в процессе развития и обучения детей дошкольного возраста

    Режиссерская игра в программеKid Pix предоставляет ребенку большую свободу для самостоятельного творчества и персональной инициативы, позволяет активнее выразить свою фантазию....

    «РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Этот проект рассказывае об использованиев ДОУ гендерного подхода, который   дает огромные возможности в воспитании личности мальчиков и девочек, в речевом и нравственном ее развитии....

    «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»

    Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Совмес...

    Технологии, формы и средства логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста

    Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит от того, что подлежит освоению, и от направления развития мыслительной деятельности ребёнка.В дошкольном возрасте ребё...

    Консультация для воспитателей «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»

    В данной консультации дефектолог знакомит воспитателей с  современными технологиями логико-математического развития и обучения дошкольников....