Технология речедвигательной ритмики
методическая разработка по коррекционной педагогике
Что такое речедвигательная ритмика? Как влияет она на процесс развитие речи ребенка? Об этом и не только идет речь в данной публикации. В статье "Технология речедвигательной ритмики" рассматриваются физиологическая, лингвистическая и психологическая характеристики элементов речедвигательной ритмики. Определяются принципы, средства и методические приемы применения этой технологии в коррекционно-развивающей работе по преодолению речевых нарушений. Дается краткий анализ теории уровневой организации движений и их развития в онтогенезе, разработанной известным физиологом Н.А. Бернштейном (1947 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология речедвигательной ритмики
1.Физиологическая, лингвистическая и психологическая
характеристики элементов речедвигательной ритмики
Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.
Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией.
Основные звенья речедвигательной ритмики и их характеристика:
- Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти,
пространственных представлений и
навыков зрительной ориентации на говорящего;
развитие тонкой и общей моторики, координации движений;
развитие мимической мускулатуры;
развитие произвольного внимания.
- Развитие речи и коррекция речевых нарушений:
развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха;
развитие орального праксиса, просодии речи;
формирование фонематического слуха;
коррекция звукопроизношения.
Средства речедвигательной ритмики:
1. Двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса.
2. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма,
самостоятельность, четкость и дифференцированность движений.
- Упражнения на развитие дыхания.
Методические приемы речедвигательной ритмики:
- Показ упражнений.
- Сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений.
- Словесная инструкция.
- Пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.
Все движения речедвигательной ритмики – это относительно самостоятельные процессы,
подчиненные сознательной цели ( на каждом этапе своя цель ).
Включение речедвигательных упражнений в структуру логопедических занятий предусматривает ее применение в зависимости от этапа логопедической работы, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике.
2. Принципы применения речедвигательных упражнений:
- Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.
- Использование технологии речедвигательной ритмики с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения.
3. Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение речедвигатель-
ных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков.
По мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух
до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся
в слоги и слоговые ряды, а затем – в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от
этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения.
3.Планирование занятий, направленных на коррекцию звукопроизношения и формирование навыков звукового анализа и синтеза, с использованием речедвигательных упражнений
Так как данная технология используется при коррекции речи наряду с традиционными методами,
принятыми в логопедической практике, двигательная ритмика не выделяется как самостоятельное занятие (в отличие от фонетической и логопедической ритмик), а включается в структуру
занятий на разных этапах коррекционной работы.
Наиболее целесообразным является применение данной технологии в процессе постановки правильного звукопроизношения. Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов
артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматиза-
ции и дифференциации. В зависимости от этапа работы над звуком движения речедвигательной ритмики видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является постепенный переход к про-изнесению речевого материала без сопровождения движениями.
Не менее важным и эффективным является применение средств речедвигательной ритмики на логопедических занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза. В данном случае речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образцы звука речи для закрепления межанализаторного взаимодействия и наиболее полноценного усвоения материала.
Применение элементов речедвигательной ритмики возможно также на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. На таких занятиях данная технология используется как один из вариантов организационных моментов и динамических пауз. При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Краткий анализ теории уровневой организации движений и их развития в онтогенезе, разработанной известным физиологом Н.А. Бернштейн (1947г.)
Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы коорди- национных уровней. Сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека.
В процессе выработки двигательного динамического стереотипа человеком совершаются различ-ные по сложности движения и в связи с совершенствованием движений в двигательном акте участвует целая иерархия уровней. Уровень, берущий на себя реализацию основных смысловых коррекций, - ведущий. Подчиненные ему нижележащие уровни, обеспечивающие выполнение вспомогательных технических коррекций, - фоновые. В каждом двигательном акте в поле сознания попадает содержание только ведущего уровня, коррекции фоновых уровней остаются за порогом сознания.
Н.А. Бернштейн выделил пять основных уровней регуляции двигательных актов.
А – рубриспинальный уровень ЦНС, он же уровень пелеокинетической регуляции. Начинает функционировать с первых недель жизни ребенка. Обеспечивает бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции, статическую выносливость и координацию (хватание предмета, принятие и удержание позы, обмахивание).
В – таламопаллидарный уровень синергий и штампов. Корректирует внутреннюю увязку целост-
ного большого движения, согласовывает его составные части (выразительные движения, мимика, пантомимика, пластика). Движения, управляемые этим уровнем, автоматичны, «машинальны» и не
могут точно измеряться.
С – уровень пирамидно-стриального пространственного поля. Обеспечивает согласование двига-
тельного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации. Движения носят целевой характер – имеют начало и конец, могут быть измерены. Виды движений уровня пространства обширны: от локомоций до спортивно-гимнастических, силовых и точных упражнений. 1 группа. Локомоции – это передвижения всего тела в пространстве с одного места на другое (локомоции: ходьба, бег, плавание, ползание, карабканье, прыжки в высоту, с высоты и на дальность). Локомоции представляют собой целостные движения всего тела, которые не оставляют в нем без рабочей нагрузки ни единой мышцы. Поэтому спрос на вспомогательные фоны во всех этих движениях очень высок, особенно на фоны из уровня В – мышечно-суставной увязки.
2 группа. Спортивные, гимнастические и плясовые движения (например, акробатика, балет).
Чем богаче накопленные человеком «фонды» фонов в мышечно-суставном уровне В, тем полнее будет пользоваться ими ведущий уровень пространства С, а движения этой группы соответственно будут строиться гораздо лучше. Поэтому так необходимо формировать автоматизмы уровней А, В, тем самым
Создавая прочную основу для более сложных по своей организации движений и действий.
3 группа. Точные, целенаправленные движения рук и других органов в пространстве.
4 группа. Силовые движения. Мышечная нагрузка в этих движениях большая, а значит велика и роль фоновых уровней. Каждый знает по себе, насколько улучшает все эти движения выработанный навык или сноровка.
5 группа. Размашно-метательные и ударные движения. И эти движения нуждаются в навыках, а следовательно в фонах. Таким образом, работа над фоновыми уровнями является основой из
основ сформированности движений.
6 группа. Прицеливания, подражания, передразнивания. Примером являются движения обезьяны, копирующей сложное осмысленное предметное действие человека. У обезьяны ничего не выходит именно потому, что она выполняет движения на своем «потолочном» уровне – уровне пространства.
Д – уровень теменно-премоторный, кортикальный, практический. Это уровень первых осмысленных действий (самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые, производственные действия, спортивные игры). Все движения уровня Д связаны с четким осознанием правой и левой стороны тела. Ведущая афферентация опирается на смысловую сторону действия с предметом. Пространственное поле приобретает новые топологические качественные категории
(верх, низ, между, над, потом, прежде). Смысловая логика действий с предметами очень часто не соответствует логике геометрического пространства (открывание через отвинчивание).
Е – высший кортикальный уровень символических координаций и психологической организации движений, основанный на образном мышлении. Данный уровень обеспечивает содержание и смысл
решаемой задачи, понимание чужой и собственной речи, как устное, так и письменное выражение своих мыслей; музыкальное, хореографическое исполнение, импровизации.
На примере письма можно представить совместную деятельность церебральных уровней и еще раз уточнить роль фоновых уровней в процессе формирования речи.
Уровень Е – на высшем символическом уровне психологической организации движений – это задача
«изложить определенную мысль».
Уровень Д – для реализации вышеизложенной задачи необходимо знание определенных слов,
состоящих из таких-то букв. Это и обеспечивает деятельность предметного уровня Д.
Уровень С – пространственный организации движений, определяет движение руки и пера (ручки) в
пространстве.
Уровень В – обеспечивает работу мышечных синергий, за счет чего почерк приобретает
специфический облик, округлость, скорость.
Уровень А – регулирует мышечную возбудимость и тонус.
Таким образом, двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические
компоненты движений).
Трехуровневая модель развития речевого праксиса
Технология речедвигательной ритмики направлена на развитие трех уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи.
Уровень 1 (уровень С по Бернштейну), созревая, расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений, оптимизации их пространственной организации для достижения нормального звукового эффекта.
Другими словами – это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений речедвигательной ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения, в зависимости от того, какой звук необходимо поставить данному ребенку, способствуют его введению, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями помимо
зрительного артикуляционного обозначения звука.
Уровень 2 (уровень Д по Бернштейну) обеспечивает консолидацию всех артикуляционных операций, их динамическую организацию и формирование артикулем. На этапе автоматизации звука речедвигательные упражнения развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения), способствуют появлению четкой дикции, интонационной выразительности. Этот этап заключается в последовательной отработке звуков от более легких по артикуляции до более сложных, при одновременной работе по формированию фонематического восприятия.
Уровень 3 (уровень Е по Бернштейну) является высшим, и его роль заключается в практическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме, формировании соответствующих инвариантных схем. Тем самым уровень 3 обеспечивает интеграцию языкового и моторного компонентов в процессе порождения высказывания. Следовательно, этап дифференциации звуков с применением речедвигательных упражнений способствует активизации процесса формирования фонематического слуха, развитию просодических компонентов речи и закреплению правильного произношения.
Особенности произносительной сферы детей с общим недоразвитием речи
3-4 года – группа диагностики. Звукопроизношение детей данного возраста характеризуется рядом особенностей: смягчение согласных, недостаточно четкое произнесение (пропуски, замены, искажения) свистящих и шипящих звуков, пропуски или замены звуков /Л/, /Р/. Вместе с тем дети этого возраста способны замечать недостатки произношения у других детей, начинают обращать внимание на собственное произношение, постепенно улучшая его, т.е. начинают ориентироваться в звуковом составе слова. К трем годам уже имеются предпосылки для работы над звуковой стороной языка. Именно в этот период целесообразно начинать отработку звуков речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4-5 лет . У многих детей к четырем годам не закончено формирование правильного звукопроизношения. Обычно дефекты произносительной стороны речи касаются шипящих /Ш/, /Ж/, /Ч/, /Щ/, сонорных /Р/, /Л/ и в от дельных случаях – свистящих звуков /С/, /З/, /Ц/. Слуховые и артикуляционные представления ребенка о звуке не могут быть адекватными, если звук произносится неправильно. Поэтому упражнения, направленные на совершенствование фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза следует начинать на материале легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков раннего и среднего онтогенеза. Большинство детей произносит их правильно уже к трем годам. К ним относятся гласные звуки:
/А/, /У/, /И/, /О/, /Ы/; согласные звуки: /М/, /Н/, /В/, /П/, /Т/, /К/, /Б/, /Д/, /Г/, /Х/, /Ф/, /С/.
5-6 лет. При нормальном развитии ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка, в том числе правильным звукопроизношением. Однако при общем недоразвитии речи могут иметь место самые разнообразные нарушения произносительной сферы: от нарушения произношения отдельных звуков до грубого искажения звуковой и слоговой структуры слов.
Примерное тематическое планирование занятий по формированию правильного звукопроизношения
3-4 года. Цели занятий
1. Знакомство с органами артикуляции.
2. Развитие подвижности органов артикуляции.
3. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы и длительности выдоха.
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Развитие тонкой и грубой моторики.
6. Закрепление произношения гласных /А/, /У/, /О/, /И/, /Ы/; взрывных звонких и глухих
Согласных /П/, /Т/, /К/, /Б/, /Д/, /Г/; носовых согласных /М/, /Н/; согласных /В/, /Ф/, /Х/, /Й/.
Примерное тематическое планирование занятий по развитию фонематического восприятия и правильного звукопроизношения
4-5 лет. Цели занятий
1. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению всех звуков родного
языка.
2. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы, направленности и
длительности выдоха.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Развитие тонкой и грубой моторики.
5. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Примерное тематическое планирование занятий по формированию навыков звукового анализа и синтеза
5-6 лет. Цели занятий
1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата.
2. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания,
силы и высоты голоса.
3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
4. Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Литература:
Бернштейн Н.А.
Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990., 496с.
Воронова А.Е.
Логоритмика в речевых группах ДОУ … Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2006.-144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речедвигательная ритмика
Речедвигательные упражнения, направленные на вызывание, автоматизацию и дифференциацию звуков речи...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/21/picture-50260.jpg)
использование технологии речедвигательной ритмики в логопедической работе
виды коррекционной работы с использованием технологии речедвигательной ритмики по преодолению общего недоразвития речи у детей по авторской методике доцента кафедры сурдопедагогики дефектологического ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-116438-1349630364.jpg)
Методическое сообщение. Обучение чтению с применением технологии речедвигательной ритмики (по методике А. Я. Мухиной) в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР
Из личного опыта работы. Преодоление трудностей овладения звуко-буквенных обозначений и послогового чтения, связанных с анализаторными расстройствами и нарушением высших психических функций ...
Консультация для педагогов ДОУ "РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ РИТМИКА"
Консультация для педагогов ДОУ"РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ РИТМИКА"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/18/picture-60754-1508319034.jpg)
Инновационные технологии в арсенале коррекционно-развивающей работы учителя логопеда. Речедвигательная ритмика.
Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по преодолению недоразвития речи дошкольников может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики, разработанной А.Я.Мухиной. Из опыта раб...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-566344-1579380448.jpg)
Технология речедвигательной ритмики
Что такое речедвигательная ритмика? Как влияет она на процесс развитие речи ребенка? Об этом и не только идет речь в данной публикации. В статье "Технология речед...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/09/picture-264271-1370759547.jpg)
Технология речедвигательной ритмики в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией....