«Взаимодействие педагога с гиперактивным ребенком»
консультация по коррекционной педагогике

Кузьмина Юлия Викторовна

В последнее  время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnost.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

                 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

               ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

            ВЫСТУПЛЕНИЕ

       

    педагога-психолога Кузьминой Ю.В.

от 09.03.2017 г.

по теме «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С

 ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ»

       

«Взаимодействие педагога с гиперактивным ребенком»

 В последнее  время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

       С гиперактивными детьми проблематично наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, трудно поймать взгляд.

     Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ними все время что-то случается, а наказания и замечания не приносят результатов.

     Во время групповых занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего от них хочет воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, «отрицательного внимания», мешает другим детям. Претендуя на лидерство, такие дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают конфликты в детском коллективе.

       Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность.

      Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает «дефицит внимания».

         В последние годы специалисты все чаще выявляют у дошкольников средней полосы России «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Таким образом, данная проблема является актуальной для психолога. Работа психолога с дошкольниками с СДВГ ведется в следующих направлениях:

  1. Необходимо посоветовать родителям отвести ребенка на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза.
  2. Следует провести консультационную, просветительскую работу с педагогами и объяснить, что гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с гиперактивными детьми воспитатель должен стараться:
  • Не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, т.к от шума возбуждение ребенка только усилиться;
  • При необходимости возможно применить позитивный физический контакт: взять ребенка за руку, погладить по голове;
  • Во время занятий посадить поближе к себе, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
  • В середине занятий дать возможность подвигаться: принести что-нибудь, поднять и т.д.
  • Хвалить ребенка за каждое проявление сдержанности, самоконтроля.
  1. При проведении встреч с родителями детей, страдающих СДВГ,  психологу следует популярно описать причины и признаки синдрома, убедить родителей в том, что только упорные, последовательные и специальные воспитательные приемы способны сгладить проявления этого состояния. Психологу необходимо настроить родителей на длительную работу с ребенком, родители должны прийти к убеждению, что последовательное и спокойное приучение ребенка  внимательной работе, к сдерживанию своих импульсивных желаний и реакций является основной лечебно-воспитательной задачей, которая в конечном итоге приведет к успеху.

Более подробно познакомиться с проблемой СДВГ, получить рекомендации для родителей, педагогов можно в книге И.Л. Арцишевской «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду».

Большим подспорьем в работе с детьми с СДВГ во всех направлениях, является пособие коррекционных занятий И.Л.Арцишевской «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», которое я использую в практической работе. Курс, состоящий из 16 коррекционных занятий, предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-8 человек. В состав коррекционной группы кроме гиперактивных детей входят неуверенные, импульсивные и невнимательные дети, а так же один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания. Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявлять большую активность, и в то же время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны для всех участников группы. Так же отдельные развивающие игры и упражнения из  данного комплекса занятий используются мной в индивидуальной работе с дошкольниками старшего возраста, направленные на развитие внимания и произвольности. Занятия продолжительностью не более 30 минут, можно проводить как в первой, так и во второй половите дня. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры и упражнения на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Необходимость введения последних объясняется тем, что гиперактивные дети не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела.

        Психокоррекционная работа с такими детьми требует длительного времени и, конечно, большего количества занятий. Дети с удовольствием играют много раз в одни и те же игры, повторяющиеся через какое-то время, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психические функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагогов с семьей ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Презентация раскрывает особенности форм работы с родителями в специальном  дошкольном образовательном учреждении....

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Взаимодействие педагогов с гиперактивным ребенком

Особенности работы с гиперактивными детьми.Рекомендации для педагогов....

Практические рекомендации педагогам «Взаимодействие с гиперактивным ребенком», «Взаимодействие с агрессивными детьми».

Консультация для педагогов: «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»Консультация для педагогов: «Взаимодействие с агрессивными детьми»...

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми.

Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятие, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безу...

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДОО

В статье раскрыты способы взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения с семьями детей с тяжелыми нарушениями речи...

Консультация для педагогов "Взаимодействие с гиперактивным ребенком"

Непоседа, моторчик, вечный двигатель ... Он слишком подвижный, импульсивный, несобранный..., но не следует забывать, что он ещё и веселый, добрый, любопытный, сообразительный. Но он нуждается в помощи...