Логопедическая ритмика
статья по логопедии

Курдина Зиля Равилевна

Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_ritmika.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика

Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки. 

  1. Краткое знакомство с термином логопедическая ритмика

Для логопедов и дефектологов физические упражнения тесно связаны с музыкальным тактом и речью. Педагоги отмечают, что логоритмика для детей является хорошим способом развить их в речевом плане, а также помочь приобрести музыкальный слух, освоить танцевальные движения.

  1. Цели и задачи

Поскольку логопедическая ритмика способствует развитию общей моторики и речи, то, развивая двигательную активность, логоритмика для детей с нарушением слуха и речи помогает преодолевать речевые барьеры. Выделяют коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у дошкольников с нарушением слуха и речи. Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, темпа. Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно двигаться, критически относиться к своим движениям, речи.

  1. Роль и значение

Чтобы ответить на вопрос, что такое логоритмика, нужно оценить роль метода в речевом развитии дошкольников. Он выполняет очень важную для педагога задачу – отвлекает их от основной проблемы с речью, позволяет решить ее с помощью логоритмической игры. Ребенок во время занятий открыт к общению, может выразить себя в творческом плане. Веселая логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья малышей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.

  1. С какими детьми я использую логоритмику

Речь – довольно сложный процесс. В нем задействованы разные механизмы: дыхание, работа ротовой полости, нервной системы. Сбой одного составляющего вызывает неполадки в работе всего речевого процесса.

Наиболее необходимы занятия по логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями. Например, для детей с нарушением слуха, у которых нарушение речи является вторичным, а также детям с ОНР, дизартрией и ФФНР, при которых страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с такими нарушениями быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики педагоги помогает им преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане. Логопедическая ритмика положительно влияет на детей с нарушением слуха и речи, ее упражнения создают необходимый психологический настрой, мотивацию.

  1. Правила проведения логоритмических занятий

Основные правила для проведения логоритмических занятий – это последовательность, регулярное повторение пройденного материала, постепенное добавление сложности в заданиях.

  1. Что дают такие занятия детям

Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии у детей с нарушением слуха и речи с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом речевой материал и слова. Логоритмика формирует и развивает:

  • слуховое внимание;
  • музыкальный, тембровый, динамический слух;
  • движения в пространстве;
  • мелкую, общую моторику, мимику;
  • кинестические ощущения;
  • навык правильного употребления звуков в разных формах;
  1. В заключении

Цель и задачи логоритмики объединяют в себе работу по коррекции слуховых и речевых нарушений, двигательной моторики и психологические методы развития. Метод нацелен на результаты в том возрасте, когда невозможно проводить сложные коррекционные занятия. Положительное влияние позволяет дошкольникам с нарушением слуха и речи лучше овладеть речью, двигательными навыками, понимать задание, проявлять себя творчески.

Источники:

  1. https://razvivayrech.ru
  2. https://www.maam.ru/detskijsad
  3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
  5. Лопухина И. С. Логопедия речь, ритм, движение. СПб., Дельта, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Логопедическая ритмика - занятие или игра?

При организации комплексного коррекционного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий», в котором особую роль отводим взаимодополня...

статья "Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики"

Наряду с нарушением речевого развития,у детей с ОНР имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей, для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагог...

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией

Методика проведения музыкально-ритмических занятий с детьми,страдающими алалией....

Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ

 Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической рит...

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...