Инклюзивное образование
консультация по коррекционной педагогике

Практика инклюзивного образования прочно вошла в нашу жизнь. Все больше детей с разными проблемами в развитии приходят в наши дошкольные учреждения.

Отслеживая статистику ДОО, в котором я работаю на протяжении более 5лет и общаясь с коллегами не только из города Искитима, но и городов Бердска, Новосибирска, Черепаново я могу с уверенностью сказать, что количество детей проблемами в развитии неуклонно растет. На сегодняшний день в ДОО нашего города встречаются дети не только с тяжелыми нарушениями, но и с задержкой умственного развития, не редко встречаются дети с расстройством аутистического спектра, с нарушениями опроно-двигательного аппарата, с нарушением зрения и тд.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

И так как

Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в жизнь группы.

Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается по ребенка, а не ребенок под систему.

Перед нами уже не стоит вопрос «кто с ними должен работать», перед нами стоит вопрос «как это делать?». Мы с вами как педагоги, работающие с этими детьми все чаще, ищем действенные методы и приемы для эффективной работы. Хочу отметить что эффективнее формы работы  мы ищем как для работы с детьми, так и для работы с семьями таких детей.  

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного воспитанника и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с ограниченными способностями. Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения  и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Эти дети оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить ребенку, который проводит свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в тот садик, что по соседству, не в тот, куда ходят все его сверстники, а в специализированный, отличный от других? Именно поэтому, дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

 

Хочу обратить внимание, что большинство родителей редко говорят с детьми об особенностях развития разных детей, и поэтому к встрече с таким ребенком дети порой бывают не готовы. У них возникает много вопросов: «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Мы взрослые зачастую оказываемся застигнутыми врасплох и не знаем, что ответить…

В принципе дети не различают диагнозы, им нужно только общее объяснение, донесенное простым и понятным языком.

Я бы хотела показать мультфильм, который наглядно показывает проблемы с которыми мы сталкиваемся. Мультфильм называется «Про Диму».

 

Я думаю, что у каждого присутствующего сегодня здесь на ГМО встал вопросы:

‒ Как здоровые дети в группе могут контактировать и взаимодействовать с  детьми с особыми возможностями и потребностями?

‒ Что можно сделать для создания и поддержания в группе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?

‒ Как отвечать на «неудобны» вопросы детей: (почему он не такой?)

‒ Как сплотить  детей, воспитать толерантность и дружеские взаимоотношения?

 

Следует заметить, что при инклюзивном образовании выигрывают все дети, поскольку оно делает образование индивидуализированным для всех участников образовательной деятельности, детей с проблемами в развитии социализируются в обществе, а здоровые дети нравственно развиваются (формируется знание, что все люди разные, воспитывается толерантность, развивается умение сочувствовать, оказать помощь итд.)

 

Я предлагаю вам поискать плюсы и минусы инклюзивного образования.

 

Плюсы инклюзивного образования

  • Новый социальный подход к детям с ОВЗ.
  • Приветствует разнообразие.
  • Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему.
  • Личностное развитие и социальные навыки.
  • Развитие самостоятельности и самоопределения. 
  • Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.
  • Воспитание, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.

 

Минусы инклюзивного образования

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное   образование  способствует улучшению качества жизни  детей, особенно детей из социально  уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного  сознания, инклюзивное образование  в России носит пока экспериментальный  характер.

 

Проблемы, с которым сталкивается педагог при инклюзивном образовании?

 

1. Недостаточное оснащение материально-техническими условиями, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ДОО и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

2. Скудность адаптивной среды в ДОО, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

3. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ДОО.

5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ДОО в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы. Педагогам, работающих в группах, реализующих инклюзивную практику, не только необходимо  знать общеобразовательную программу,  по которой работает дошкольное учреждение, владеть знаниями коррекционной педагогики, но еще и ориентироваться в особенностях  психофизического развития детей с различными видами нарушений. 

6. Необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ;

7. К сожалению не во всех детских садах имеются дефектологи, а также далеко не все воспитатели комбинированных групп дошкольных организаций  имеют дефектологическое образование.

Инклюзивное образование требует поддержки
     со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Педагога

Психолога

Логопеда

Дефектолога

Тьютора

Социального работника

Врача-педиатра

Специалистов по охране и гигиене труда

Ассистента педагога (сопровождающего)

 

8. Непринятие со стороны семей проблем своего ребёнка. Не желание помочь ему.

 

Эффективность всего образовательного процесса во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем, готовность педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказывается за рамками компетентности. И мне бы хотелось сегодня выслушать опыт своих коллег по организации работы с детьми с ОВЗ.

 

 Хотелось бы закончить работу нашего круглого стола следующей притчей.

«История о бегунах» История о бегунах: Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.

 

Я призываю вас вместе взявшись за руки продолжать оказать помощь нуждающимся детям, искать что тоновое, использовать свои эффективные формы работы, перенимать опыт других коллег. Не останавливаться на месте. Ведь только сплочённая работа способна воспитать здорового и адаптированного ребенка.

 

 

Рефлексия

Упражнение «Котенок».

Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. При передаче листочка следующему участнику я хотела бы что бы вы поделились отзывами о работе нашего круглого стола.

В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya_prezentatsiya.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инклюзивное образование в ДОО Городская педагогическая конференция

Слайд 2

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Слайд 3

Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в жизнь группы . Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается по ребенка, а не ребенок под систему.

Слайд 4

Как работать с ребенком имеющим статус ОВЗ?

Слайд 5

Плюсы инклюзивного образования Новый социальный подход к детям с ОВЗ. Приветствует разнообразие. Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему. Личностное развитие и социальные навыки. Развитие самостоятельности и самоопределения. Развивает равные права и возможности вместо дискриминации. Воспитание, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.

Слайд 6

Минусы инклюзивного образования

Слайд 7

Проблемы, с которым сталкивается педагог при инклюзивном образовании?

Слайд 8

Проблемы, с которым сталкивается педагог при инклюзивном образовании?

Слайд 9

Пример команды для работы с детьми с ОВЗ: Педагог Психолог Учитель-логопед Дефектолог Тьютор Социальный работник Врача-педиатр Ассистента педагога (сопровождающего)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...