Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникации»
статья по коррекционной педагогике

Матросова Нина Борисовна

Виды работы восиптателя  на группе компенсирующей направленности с детьми ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstuplenie_matrosovoy_n.b._.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Из личного опыта работы

воспитателя группы компенсирующей направленности

Матросовой Нины Борисовны

Выступление на семинаре «Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникации»

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

Вопросы коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания педагогического сообщества в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Согласно   новым   требованиям   федерального   государственного образовательного стандарта одним из ведущих приоритетов является социально - коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.

В области развития коммуникации исследователями сформирован богатый и разнообразный понятийный аппарат, часть понятий мы представили в ваших раздаточных материалах.

Коммуникация (от англ. communicate — сообщать, передавать) – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.  Помимо этого к средствам коммуникации относят и другие системы знаков, составляющие «невербальные коммуникации» (жесты, мимика, пантомимика), вокализация (качество голоса, его диапазон, тональность). Организация пространства и времени коммуникативного процесса (способы размещения партнеров по общению).

Как вы понимаете, нарушения в речевом развитии приводят к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка

По мнению Л.С.Выготского, проблемы в развитии речи детей нарушают «нормальное врастание ребёнка в культуру». Поэтому мы считаем, для успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности. На наш взгляд, уникальными возможностями обладает театрализованная деятельность, которая основана на общении действующих лиц между собой, со зрителем, а игра артистов состоит почти исключительно из диалогов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Чтобы достичь развития социально-коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности мы разработали определенную систему работы:

Речевая группа комплектуется на один максимум 2 года. Это вызывает определенные трудности со временем реализации задуманного.  

  1. На первом этапе мы создали насыщенную предметно-развивающую среду.

 

  1. На втором этапе. Игры и упражнения для сплочения коллектива

Такие как    «Я хочу с тобой дружить», «Найди пару», «Тень», «Слепой поводырь».

Игра «Найди пару» (проиграть) рисование героев сказок одним карандашом (колобок, репка, рукавичка, курочка ряба)

Организуем проигрывание упражнений и этюдов на развитие мимики и пантомимики. А также у детей с речевыми нарушениями часто наблюдается перенапряжение отдельных или всех групп мышц или расслабленность движений, поэтому обязательно проводим специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лёжа на полу (Деревянная и тряпичная кукла, Робот и т. д.). 

В этом нам очень помогает  психогимнастика разработанная М.И. Чистяковой. (демонстрирую книгу), читаем некоторые из стихов

Следующий блок- это речевые игры и упражнения, которые делятся на три вида: 

дыхательные и артикуляционные;

дикционные и интонационные;

творческие (со словом). 

Например игра «Угадай кто я» (Игру проиграть)

3 этап. Театрализованная деятельность. Работа со сказкой. В основном проводим кукольные спектакли, это связано с особенностями наших детей.

1.Анализ произведения (дается оценка героям произведения  и их поступкам). Здесь я формирую социальную значимость  содержания произведения и его  этичекую  сторону давая оценку образы  героя . У дошкольников развивается желание вступать в контакт с окружающими и происходит эмоциональное сплочение. («Я хочу!»).

2.Вхождение в образ.

Через  определенные упражнения : ритмопластика,  на развитие мимики, упражнения на дыхание, на постановку голоса  и.т.д. дети пропускают  через себя образ героя  . На данном этапе у детей формируется умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Распределение обязанностей и подготовка  декораций и актеров.

При распределении обязанностей я использую элементы социо-игровой технологии: случайное распределение,   по желанию детей и выбора педагога  в зависимости от поставленной задачи и временное ограничение на выполнение задания (по своему опыту я знаю, что дети настолько погружаются в процесс подготовки, что необходимо контролировать время).  В процессе этой деятельности  происходит освоение знаний норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»). развитие межличностных отношений  у детей, они учатся планировать, взаимодействовать. Первичное переживание, пропущенное через тело, чувство и ум будет долго влиять на жизнь ребёнка, и менять её.

Особое значение имеет развитие творческого потенциала, фантазирования: предметы-заменители, свобода выбора в декорациях, в средствах выражения.

4.Итоговый продукт.

Подводится итог делаются нравственные выводы о  том как дети взаимодействовали в игре, чему научились, что нового смогли перенять для себя.

Здесь я  инициирую самостоятельность  воспитанников, проявлении творческих способностей, оказание помощи друг другу в процессе драматизации.

  1. Этап. Расширение зоны коммуникации

Посещение и показ спектакля детям в младших группах.

- В группу приходят дети, рекламируют спектакль.

- в назначенный день показывает спектакль

- завершение ,проводим игры с детьми

На протяжении всего времени идет активная работа с родителями. Участие родителей в изготовлении атрибутов и костюмов позволяет им лучше понять внутренний мир своего ребёнка, улучшить взаимопонимание. Дети, видя поддержку и заинтересованность близких родственников, становятся более раскрепощенными и уверенными в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как средство развития коммуникации»

Не зависимо от пола, национальности, культуры, образования, социального статуса, люди не перестают общаться. Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть занимаемся коммуникати...

«Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»

laquo;Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»АктуальностьДетство–это совсем немаленькая страна, а огромная планета, г...

Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Цели:  раскрытие значения театрализованная деятельность  как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...