«Палочки Кюизенера, как средство развития представлений дошкольников».
методическая разработка по коррекционной педагогике

Бочкарева Ольга Станиславовна

Древняя пословица: Я слышу – и я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю, и я понимаю.

Способность детей включать в исследование окружающего мира все органы чувств активно использовались при разработке новаторских методик Никитиных, Зайцева, Воскобовича.

В этом ряду достойное место занимает разработка Джорджа Кюизенера, которому пришла идея учить детей счёту и установлению количественных отношений через осязание и цветовое восприятие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                      МАСТЕР – КЛАСС

                                               на тему:

«Палочки Кюизенера, как средство развития математических представлений дошкольников».

Слайд 1 «Палочки Кюизенера, как средство развития математических представлений дошкольников».

Слайд 2

Игра - одна из самых эффективных методик обучения детей.

Существует огромное количество методик и педагогических разработок для развития логического мышления и интеллекта ребенка. Часто в основе таких методик лежит игра. Именно во время игры ребенок сам включается в процесс познания и с легкостью усваивает новое.

Слайд 3

В наше время уже никто не спорит с высказыванием В.А. Схомлинского о том, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Древняя пословица: Я слышу – и я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю, и я понимаю.

Способность детей включать в исследование окружающего мира все органы чувств активно использовались при разработке новаторских методик Никитиных, Зайцева, Воскобовича.

В этом ряду достойное место занимает разработка Джорджа Кюизенера, которому пришла идея учить детей счёту и установлению количественных отношений через осязание и цветовое восприятие.

Слайд 4

Для развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа».

В каждом из наборов действует правило:

чем больше длина палочки, тем больше значение

того числа, которое она выражает. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Палочки могут использоваться от 3 года до 7 лет. Работать с палочками я начинаю с детьми старшей группы, т.к. работаю в логопедической группе, детей набираем с пяти лет. 

Слайд 5

Программа по развитию математических представлений 5-6 лет старшая группа.

Обучающие задачи:

  • Закрепление представлений о величине (длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий, большой-маленький).
  • Развивать способности группировать предметы по цвету и величине.
  • Освоение способов измерения с помощью условной мерки, делить целое на части.
  • Развитие количественных представлений в пределах 10. Знакомство с образование чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета. Способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
  • Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб.
  • Знакомство с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку).

Развивающие задачи:

 • Развитие памяти, внимания, восприятия, воображения;

• Пространственное мышление. Конструктивно-творческие задачи:

Программа по развитию математических представлений 6-7 лет подготовительная группа.

  • Закрепление представлений о составе числа из единиц из двух меньших чисел в пределах 10. Развитие количественных представлений в пределах 20.
  • Развитие умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: Какой? Который? Сколько?
  • Закрепление умения делить целое на равные чсти; умение измерять с помощью условной мерки.
  • Закрепление названий геометрических фигур (четырехугольники, многоугольники).
  • Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений
  • Закреплять умения обозначать словами местоположение предметов в пространстве.

Развивающие задачи:

 • Развитие памяти, внимания, восприятия, воображения;

• Пространственное мышление.

Слайд 6

Знакомство рекомендуют поэтапно.

На первом этапе 

Знакомство вношу игру в группу предлагаю поиграть. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации самостоятельно проявляя фантазию. После того как дети поиграли недели две пока идет обследование детей, спрашиваю детей, понравилась ли игра, хотели бы они узнать, кто изобрел, показываю портрет бельгийского ученого Джоржа Кюизенера (помещаем портрет в уголок математики), для чего он изобрел эту игру (чтобы помочь детям познакомиться с миром математики). Рассказываю сказку про город разноцветных палочек.

Рассматривание палочек в наборе

Вначале предлагаю детям игры и упражнения в группировке палочек по разным признакам, сооружению из них построек. Дети осваивают состав комплекта палочек, их цвета, соотношение палочек по размеру, используются слова «одинаковые», «разные».

Сравнении длины палочек.

сопоставить палочки одновременно по цвету и длине: «Белая палочка короче всех остальных». «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных». «Красная палочка длиннее белой, розовой и голубой, но короче желтой, фиолетовой, всех остальных» и т.д.

Строим город разноцветных палочек. Сравнивает дома по высоте. Сравниваем жителей домов.

Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.

Или: задаю вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной" и т.п.. Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет".

Слайд 7

Второй этап — это игра и учеба. Так как планирование в детском саду тематическое, разработала занятия по фэмп по темам и как часть в занятии вношу палочки Кюизенера. Так же использую в индивидуальной работе с детьми, подгрупповой и самостоятельной деятельности.

 Раз в неделю в вечерний отрезок времени у нас есть час «В гостях у дедушки Кюизенер», где он оставляет в кармашке задание для выполнения.

На занятиях использую демонстрационный материал изготовленные палочки из бумаги. Когда дети выполняют задание самостоятельно, воспитатель, один из детей выполняет на доске.

Приведу пример: Вместе со взрослыми.

Тема: Детский сад Занятие 2 «Знакомство с числом и цифрой 1. Закрепление названия геометрических фигур» Сегодня мы узнаем один секрет, секрет этих волшебных палочек. Каждая палочка обозначает число.

Найдите в наборе самую короткую палочку. Какого она цвета? Назовите самое маленькое число. Как вы думаете, какое число обозначает белая палочка? Почему? Подумайте и назовите что бывает в окружающем мире по одному, дети называют и выкладывают белые палочки, проговаривая вспоминаем названия и показываем поочередно палочку – одна луна, одно солнце и т.д. Игра «Разноцветные флажки» Закрепляем название геометрических фигур. Упражняем в счете, умение отвечать на вопросы «Сколько?» «Который по счету? 

Предлагаю детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем на этой веревочке повесим “флажки”. Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек – флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?»

Вопросы 

– Какой формы флажки?

– Из скольких палочек сделан флажок треугольной формы? А флажок прямоугольной формы?

– Сколько всего фигур?

– Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету флажок треугольной формы?

– Какие стороны треугольника? (Равные.)  Как это проверить?

– Какая сторона длиннее – сторона прямоугольника или сторона треугольника? Как это можно узнать?

 Вне занятия: Игра «Сушим полотенце» Развешиваем на веревку (самая длинная палочка) полотенце одно короткое, одно длинное и т.д. Сравнение результатов словами длиннее-короче, равные по длине. «Ковер для группы» предлагается вариант по картинке или придумать самостоятельно.

Тема: Домашние животные Занятие 7 «Составление числа 4 разными способами. Понятие «внутри», «снаружи».

Предлагаю построить будку для семьи собак. Папа Пес в большой будке, мама собака в будке поменьше, а щенок в маленькой будке.  Учим детей моделировать предмет из четырех палочек одной длинны, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько?» Который по счету. Представляем, что маленькая белая палочка — это щенок. Знакомим с понятие внутри, снаружи. игра: Составь коврик для котенка Гав или щенка Шарика из мультфильма Котенок по имени Гав. Состав числа 4. Знакомим детей с образование числа 4 и цифрой 4,

Вне занятия предлагаю игры: Составьте лесенку из четырех палочек, на которую заберется котенок, чтобы посмотреть где его друг Шарик. Закрепляем умение различать количественный счет от порядкового. В свободной деятельности предлагаю картинки «Семья собак», «кошка» и на фантазию любого домашнего животного или их жилище.

Физминутки с палочками «Найди свой домик» «По порядку стройся», «Найди цифру», «Найди пару».

Слайд 8

Постепенно игры усложняются. К подготовительной группе игры с палочками могут носить соревновательный характер. Умение работать по схемам. Соотносить число с цифрой при составлении числа из двух меньших чисел. Умение составлять решение примеров из цифр на примере состава числа. Решение задач.

«Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

«Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.

«Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.

«Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой.

«Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.

Слайд 9

Предложить взрослым поиграть в игры

Игра «Угощаем тортом»

Цель.  Учить детей делить целое на равные части; показывать и называть части: одна вторая, одна четвертая, две четверти, половина. Закреплять понятия: «часть меньше целого», «целое больше части».

Материал.  Цветные счетные палочки: 16 белых; карточка.

Описание

Воспитатель говорит детям: «Ни один праздник не обходится без вкусного красивого торта. Давайте и мы сделаем торт. У вас есть белые палочки-кубики. Сложите нижний корж из четырех кубиков, расположенных в ряд. Сделайте из остальных кубиков такие же коржи и положите их друг над другом».

Вопросы и задания 

– Из скольких коржей состоит торт?

– Какой формы каждый корж?

– Как по-разному можно назвать форму каждого коржа? (Четырехугольник, многоугольник.) 

– У нас получился торт. Разделите его пополам. Сколько частей получилось?

– Что больше – половина или целое?

– Соедините все части вместе. А теперь разделите торт на четыре части. Какие получились части по величине? (Равные, одинаковые по величине.) 

– Если у нас получилось четыре куска, то сколько человек можно будет ими угостить?

– Покажите две четвертые части? Какие части по величине? Сколько частей показали?

– Можно ли разделить торт по-другому? Попробуйте это сделать.

– Какой формы получились куски торта?

– Соедините все части вместе.

– Сколько человек можно угостить этим тортом, если каждому достанется вот такой кусочек? (Показывает детям белый кубик

«Кто старше» Формировать представление о возрасте.

Цель.  Формировать представления о возрасте. Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой; сравнивать предметы по величине.

Материал.  Комплект цветных счетных палочек в пределах 9; комплект палочек для конструирования фигуры человека; цифры от 1 до 7.

Описание

Воспитатель начинает занятие с чтения стихотворения:

У нашей мамы семеро детей,

Семь самых славных, милых малышей.

Ане – младшей – только год.

Паше – семь, в школу идет.

Саша на год старше Иры,

Ему исполнилось четыре.

Пять зим живет наш братик Коля.

Меньше Саши на год Оля.

Сложив вместе возраст Ани и Коли,

Мы узнаем возраст Толи.

Вопросы и задания 

– Назовите имена детей счастливой многодетной мамы.

– Сколько детей в семье? Будьте внимательны. Я буду читать еще раз стихотворение, а вы, услышав имя ребенка, определите, сколько ему лет, и положите палочку, обозначающую этот возраст. Под палочками положите соответствующие цифры.

– Сколько лет Ане? (Оле, Ире, Саше и т. д.)

– Кто самый старший среди детей?

– Кто самый младший? Сколько ему лет?

– Кто пойдет в школу через год?

– Толе шесть лет. Кто из вас его ровесник?

– Если сложить возраст Ани и Саши, какое получится число? Какого цвета палочка его обозначает?

Работа парами 

Дети берут дополнительный набор палочек, чтобы выложить из палочек какого-либо ребенка в соответствии со строчками стихотворения.

Вопросы 

– Как можно узнать, кого вы выложили из палочек – брата или сестру?

– Можно ли определить по фигуре возраст ребенка?

– Кто из ребят старше? Моложе?

– Как их зовут?

«Время». Учить определять время по часам

Цель.  Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам.

Материал.  Цветные счетные палочки: 13 белых, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 12. Карточка, на которой нарисован круг с точками, обозначающими каждый час (на каждого ребенка).

Описание

Воспитатель загадывает детям загадку:

У меня есть малютки,

Зовите их – минутки.

Если вместе их собрать,

Обо мне ты будешь знать.

(Часы) 

Вопросы и задания 

– Сегодня мы будем делать из палочек часы. На карточке по кругу возле каждой точки положите белый кубик. Теперь возле каждого кубика по кругу, начиная сверху, положите цифры по порядку.

– Чего не хватает для того, чтобы получился циферблат? (Стрелок.)  Длинная стрелка что показывает? (Минуты.)  А короткая? (Часы.) 

– Поставьте на часах минутную стрелку на двенадцать, а часовую на цифру один. Сколько времени на часах? (Один час.) 

– Передвиньте часовую стрелку на цифру три. Часы показывают… (Три часа.) 

– Теперь поставьте часовую стрелку возле цифры шесть. Который час на ваших часах? (Шесть часов.)  Что вы делаете в это время?

– Покажите на часах любое время. Который час показывают ваши часы? У кого часы показывают утро? У кого вечер?

– Возле какой цифры стоит минутная стрелка? А часовая?

Предлагаю игры «Кростики». Взрослым идея «Кростиков» напоминает японские сканворды.

Цель:

• Развивать у детей представление о числе;

• Научить их измерению с помощью мерки;

• Развивать комбинаторные способности;

• Познакомить с ориентированием;

• Учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры.

На рабочем поле выкладываем палочки. Цифра по вертикали (горизонтали) показывает -  сколько клеток надо отступить. Цветной квадратик – какой цвет палочки положить в данной строчке. Наличие на рабочих листах букв и больших цифр позволяет вам организовать с детьми ряд игр на развитие памяти и внимания, освоения системы координат.

Например, «Слуховые диктанты». Взрослый указывает координаты и какого цвета палочку положить. Дети на своих листах выкладывают, а затем сверяют с образцом.

Предложить поиграть взрослым «Выкладываем цветок»

Б3, В2, В4, Г3 положить белые палочки.

«Кораблик в гавани»

В2, Г2, В4, Г4, Д4 Вы должны подумать, какого цвета палочку и куда положить. Соответственно в гавани окажутся – розовая палочка – корабль (В2, Г2) и корабль – голубая палочка (В4, Г4, Д4).  В дальнейшем предлагаем упрощенный вариант игры «Морской бой».

На развитие логического мышления;
    "Загадки":  Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый - не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде? При этом упражнении закрепляются знания детей о порядковом счете. На заключительном этапе работы предлагают детям составить из цветных палочек двухзначные числа.
  У меня три  вагона- все разного цвета. Весь поезд из них такой же длинный, как тёмно-зелёная палочка. Какого цвета мои вагончики? Ответ: светло-зелёный, красный, белый.
  У меня 4 одинаковых вагона. Весь поезд из них  равен оранжевой и тёмно-зелёной палочкам вместе. Какого цвета мои вагоны? Ответ: 4 фиолетовых вагона.
  У меня 4 палочки. Все неодинаковые. Весь поезд длиной в три жёлтых , если отнять фиолетовую:

Слайд 10

Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. При выполнении этих условий, результат не заставит себя ждать.

Счётные палочки Кюизенера — многофункциональное математическое пособие, которое даёт педагогу возможность формировать такие сложные понятия, как числовая последовательность и состав числа действиями самого ребёнка. Простые счётные элементы помогают активизировать детское творчество, фантазию и воображение, познавательную активность, развивают у детей мелкую моторику, внимание, пространственное ориентирование и даже конструкторские способности. Лёгкость изготовления и наглядность этого учебного пособия делает его незаменимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников

Палочки Кюизенера - уникальный материал в плане предматематической подготовки детей.Предназначены дя обучения математике и развитию логического мышления....

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».

Мастер-класс "Палочки Кюизинера как средство развития математических представлений дошкольников"...

«Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников

laquo;Палочки Кюизенера как средстворазвития математических представленийдошкольников...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».   Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...