Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников
консультация по теме

Ломтева Наталья Викторовна

Палочки Кюизенера - уникальный материал в плане предматематической подготовки детей.Предназначены дя обучения математике и развитию логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников

 Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

Уникальными, в плане предматематической подготовки, являются палочки Кюизенера, разработанные в Бельгии, палочки предназначены для обучения математике и развития логического мышления и используются педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с 3-х лет и заканчивая старшими классами школы, настолько палочки многофункциональны.  Основная особенность этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки являются инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Особо ценным и уникальным считаю использование палочек для формирования понятия состава числа из двух меньших единиц, что в итоге облегчает обучение сложению и вычитанию. Принцип наглядности в этом случае получает наивысшую реализацию.

Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для умственного математического развития детей. Наиболее простые упражнения можно предлагать детям с 3-х лет.

Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Упражнения должны предлагаться в игровой форме. Индивидуальные упражнения необходимо чередовать с коллективными. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по–другому, одобряя правильные  действия и суждения детей.

Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для матрешки, починить забор и т.д.) для младших и средних детей.  А для старших в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, скажет, положит).

В процессе выполнения заданий используются инструкция (целостная для старших и расчлененная для младших), пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные ответы детей о выполнении задания, контроль, оценка. Примерная подборка игр с палочками представлена в таблице, которая может быть расширена и дополнена в процессе новых наработок. Дети с удовольствием придумывают сами новые игры и головоломки с палочками, а так же используют палочки в сюжетных играх, где фантазия детей, поистине, безгранична. Опыт работы с детьми по использованию данного дидактического материала в течении двух лет позволил отметить значительное повышение уровня математических представлений детей.

В процессе работы с палочками развиваются все психические процессы:

- прежде всего – восприятие;

- все функции мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование);

- зрительная и слуховая память;

- внимание;

- воображение;

- речь;

Дети учатся рассуждать, аргументировать свой выбор. Развивается умение работать в коллективе. При работе с данным  дидактическим пособием развивается произвольность, как психических процессов, так и поведения, что в дальнейшем обеспечит успешное обучение  в школе.   

Основные дидактические задачи

Способы реализации с помощью палочек Кюизенера (возможные варианты мотивации)

Сенсорное восприятие цвета и
 размера

Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики. *

Сравнение по величине, длине,
ширине, высоте, форме. Умение
видеть закономерность, глазомер.

Поезд с вагончиками*. Угадай какую палочку спрятала, если она длиннее красной, но короче чёрной и т.п. «Коврики» - с заданными параметрами цвета, размера, формы. Придумывание своих узоров. Различные заборчики: высокие, низкие, «сломанные» - восстановить недостающие звенья. Моделирование различных геометрических фигур.

Соотношения цвет-длина-число
Кодирование и декодирование.
Самоконтроль. Развитие аналитических способностей.

Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т.п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т.п.

Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >,<

Строительство лесенок*(определение смежных ступенек, сколько всего ступенек, вверх, вниз от заданной ступеньки и т.п.). Поезд с вагончиками * (сколько вагонов, какой по счету красный, какой по порядку вагон стоит между черным и красным, левее синего) и т.п. «Говорящие числа» - озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня».

Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий

«Как растут дома?» - многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа.

«Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов»

«Как зверята играли в числа».

Понятия четных и нечётных чисел.

Строительство лесенок из четных и нечетных чисел Дети «прыгая» по ступеням называют ряд четных и нечетных чисел

Использование палочек, как мерки. Речевые умения.

Измерение различных  предметов, обсуждение результатов.

«Измерь дорожку», «Кто быстрее достигнет цели». Сказочные ситуации различной мотивации.

Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение.

 

Развитие творческих способностей, самостоятельности.

 

Различные задания по расположению палочек относительно друг друга, кодирование карт, схем и т.п.

Игры КВН. Разгадывание кроссвордов. Задавание  вопросов друг другу. Создание своих  сюжетов.

Придумывание рассказов, сказок.

Примеры: расставь палочки так чтобы белая была между красной и синей, а рядом с синей, жёлтая. По аналогии другие задания дети задают друг другу.

Придуманный сюжет - как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т.п.

Поезд из 3-х вагонов: розового, жёлтого и голубого цвета, при этом голубой в середине, а розовый не первый. В какой последовательности сцепить вагоны? Сколько пассажиров едет всего в поезде?

Ответ на последний вопрос дают, приложив оранжевую полоску ко всем вагонам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».

Мастер-класс "Палочки Кюизинера как средство развития математических представлений дошкольников"...

«Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников

laquo;Палочки Кюизенера как средстворазвития математических представленийдошкольников...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».   Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников»....

Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».

Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...