"Гласные прекрасные"
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

НОД в старшей логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_zanyatie.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Гласные прекрасные»

Участниками проекта стали дети подготовительной группы (6—7 л).

Проект направлен на социально-коммуникативное и речевое развитие детей. Он носит краткосрочный характер — проект недели. Проблема позволила определить следующие цели и задачи проекта.

Цели:

Обратить внимание родителей на речевые проблемы детей.

Показать некоторые варианты помощи детям в совместной деятельности родителей и детей.

Задачи:

Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совместную деятельность.

Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.

Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков.

Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.

Закрепить образы гласных букв.

Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение.

Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.

Мероприятия, проведенные в ходе реализации проекта:

Конкурс «Веселые стихи о гласных буквах»

Выставка работ детей и родителей «Все они разные, но все они гласные»

Логопедическая игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая».

Подборка стихов о гласных буквах «Читаем сами»

Рукотворный альбом «Все они гласные»

Этапы создания проекта:

Подготовительный этап:

планирование работы;

подбор методического материала;

подбор игр и материалов для продуктивного этапа.

Основной этап:

проведение конкурса «Веселые стихи о гласных»;

создание рукотворной книги «Гласные – прекрасные»;

создание подборки стихов о гласных буквах;

проведение дидактических игр для знакомства с гласными звуками и буквами.

Итоги проекта:

проведение логопедической игры-путешествия «В гостях у Пиши-Читая»;

выпуск рукотворной книги «Гласные – прекрасные»;

оформление выставки работ родителей с детьми «Они такие разные, но все они гласные»;

альбом стихов о гласных буквах.

Три дня недели были отведены на обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах в различных дидактических играх и упражнениях. Каждый из этих дней был отведен двум звукам и буквам:

понедельник — А, Э,

 вторник — О, У,

четверг — И, Ы. В среду организовали выставку гласных букв сделанных из различных материалов детьми и родителями «Они такие разные, но все они гласные». Ни одна из букв не была похожа на другую. Родители с детьми ярко проявили свои творческие способности: были буквы из пенопласта, компьютерных дисков, сантехнических деталей, пазлов и многих других материалов. Каждый из детей рассказал, из чего сделана буква, с кем ее делали и как.

Провели конкурс чтецов «Веселые стихи про гласные буквы». Дети выбрали шапочки с буквами, о которых они читают стихи. Часть детей рассказала стихи, которые были выучены на занятиях, некоторые подобрали и разучили веселые стихи о гласных с родителями. После проведения конкурса была создана подборка (картотека) стихов о гласных буквах (см. приложение 1), оформленная совместно с детьми в виде рукотворной книги. На выставку и конкурс были приглашены родители, которые смогли посмотреть на своих детей со стороны, прислушаться к их речи, заметить проблемы своих детей.

В пятницу был проведена логопедическая игра-путешествие с использованием мультимедийной презентации «В гостях у Пиши-Читая», которая явилась итогом проекта. В ходе путешествия по Стране гласных дети с большим удовольствием выполняли задания Пиши-Читая, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте. Родители, которые смогли принять участие в игре-путешествии, увидели, как с помощью различных дидактических игр помочь преодолеть речевые проблемы своим детям и подготовить их к успешному обучению в школе.

После игры-путешествия некоторые из них отметили, что в большинство игр они смогут играть с детьми на прогулах, по дороге в детский сад, в транспорте (см. приложение 2).

Понедельник

Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучение грамоте «Вместе весело играть».

Звуки и буквы А, Э. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные»

Вторник:

Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучение грамоте «Вместе весело играть».

Звуки и буквы О, У. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные»

Среда:

Выставка работ детей и родителей «Все они разные, но все они гласные» (объемные модели букв).

Конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных буквах».

Создание картотеки стихов о гласных буквах.

Четверг:

Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучение грамоте «Вместе весело играть».

Звуки и буквы Ы, И. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные».

Пятница:

Логопедическая игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая» с использованием мультимедийной презентации.

Таким образом, краткосрочный проект достиг своих основных целей: родители увидели проблемы своих детей, получили возможность увидеть игры и игровые упражнения, направленные на их преодоление, выказали желание использовать их.

Приложение 1: Картотека стихов о гласных буквах

Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».

Буква «А» всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает алфавит!

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла.

Утром рано у реки
Удят рыбу рыбаки.
Коль улов — не чепуха,
Будет вкусная уха.

Букве «Ы» не быть вначале,
Но и вы, и мы встречали
Букву ту, срывая рыжик
И скользя на быстрых лыжах.

 На калитку посмотри:
Чем она не буква «И»?
Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Буква «Э» на «С» дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!

Конспект логопедической игры-путешествия с использованием мультимедийной презентации «В гостях у Пиши-Читая»

Цель: формировать фонетико-фонематическую сторону речи детей.

Задачи:

Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.

Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков.

Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.

Закрепить образы гласных букв.

Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение.

Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.

Материалы и оборудование:

карта Страны гласных,

мультимедийная презентация «В гостях у Пиши-читая» и оборудование для ее демонстрации;

гласные буквы, прикрепляющиеся к карте;

булочки в виде гласных букв для сюрприза;

«волшебный мешочек» с буквами, физкультурные палки и обручи, листы со словами из трех букв, в которых пропущены гласные.

План проведения логопедической игры-путешествия

1. Создание мотивирующей ситуации

— Ребята, сегодня пришло видеописьмо. Давайте посмотрим его.

Обращение Пиши-Читая: «Злая и вредная Опечатка решила всем навредить. Она стерла с карты Страны гласных все гласные, а как же можно читать и писать без гласных? Попробуйте. Получилось? Нет. Помогите мне найти гласные и восстановить карту Страны гласных».

Пиши-Читай: «Для того чтобы вернуть гласные, надо выполнить задания. Если задание выполнено верно, гласная возвращается на нашу карту».

В ходе игры дети выполняют задания Пиши-Читая, получают гласные буквы и прикрепляют их на карту Страны гласных

Слайд 1. Песенка Пиши-Читая.
Слайд 2. Обращение Пиши-Читая с просьбой о помощи.
Слайд 3. Слова с пропущенными буквами: м…к, к…т, л…сь.
Слайд 4. Карта Страны гласных без гласных.

2. Игра «Веришь — не веришь»

Ответы на вопросы. Вопросы для детей:

— Веришь ли ты, что звуки мы слышим и произносим?
— Веришь ли ты, что буквы мы пишем и видим?
— Веришь ли ты, что гласные звуки встречают преграды?
— Веришь ли ты, что буква «О» обозначает один звук [о]?
— Веришь ли ты, что в слове «лук» нет гласного звука?
— Веришь ли ты, что гласные звуки не встречают преграды?
— Веришь ли ты, что есть слово, которое начинается с гласного звука [ы]?

— Молодцы! Прикрепите букву «А» на карту.

3. Игра «Живые звуки»

— Замените в слове «бык» гласную «Ы» на «О». Какое слово получилось?

Бык — бок — бак — бук.
Дым — дом.
Эхо — ухо (И т. п.)

— Молодцы, справились еще с одним заданием! Вот и эта буква — «О». Прикрепите ее на карту.

4. Игра «Отгадай по описанию»

Узнавание гласных букв на ощупь и подбор слов, которые будут писаться с этой буквы.

— Молодцы. Вот ее то и спрятала Опечатка. Прикрепите букву «И».

5. Динамическая пауза Игра «Буква волнуется…» под музыку

Буква волнуется — раз,
Буква волнуется — два,
Буква волнуется — три,
На месте буква «О» — замри!

Слайд 5. Звучит веселая музыка.

6. Игра «Путаница»

Отбор слов с заданным звуком в заданной позиции.

— Найдите цветы, в названии которых звук [а] был бы в начале, слова. (Астра.)
— Звук [а] был бы на втором месте. (Мак.)
— Найдите цветы, в названии которых звук [о] был бы на втором месте. (Розы.)
— Картинку с изображением животного, в названии которого звук [о] находится на втором месте. (Кот.)
— Найдите картинку с изображением домашней птицы, в названии которой звук [у] был бы в начале слова. (Утка.)
— Звук [у] был бы на втором месте. (Гусь.)
— Картинку с изображением дерева, в названии которого звук [у] на втором месте. (Дуб.)
— Картинку с изображением насекомого, в названии которого звук [у] на втором месте. (Жук.)
— Картинку с изображением домашней птицы, в названии которой звук [и] на первом месте. (Индюк.)
— Найдите картинку с изображением цветов, в названии которых звук [и] был бы в начале слова. (Ирис.)

— Молодцы, и с этим заданием вы справились! Вот и последняя буква с нашей карты — «Ы». Прикрепите ее к карте

Слайд 6. Изображения: астра, мак, ирисы, розы, кот, утка, гусь, дуб, жук, индюк, елка, кактус, утка.

7. Игра «Вылечи слова»

— Ребята, Опечатка забрала гласные буквы, но часть их мы уже нашли и сможем вылечить слова. Вылечить их можно, если вместо точек вставить гласную букву, так чтобы получилось слово.

М…к, с…к, к…ст, т…рт, л…сь, с…ль и т. п.

Часть слов предложить взрослым («Помощь зала»).

— С этим занятием вы справились. Вот и буква «И».

8. Выкладывание гласных букв из физкультурных палок и обручей

— Что же это сделала Опечатка! Все буквы разобрала на палочки и кружочки. Припомните, какие гласные буквы можно собрать из этих частей. Соберите. Вот и буква «Э». Прикрепите ее на карту.

9. Подведение итогов игры. Сюрпризный момент

Пиши-Читай: “Из своей страны далёкой я смотрел на вас всегда
Вот вернули мне все звуки,
Молодцы вы, детвора.
Дружно звуки вы спасали
И за это вам медали”.

Слайд 7. Карта Страны гласных со всеми буквами.
Слайд 8. Благодарность Пиши читая. Информация о сюрпризе

Литература:

1. Программы дошкольных об разовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. — М., 2010.
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г. и др.; Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.:, 2009.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетикофонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. — М., 1998.
4. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. — СПб., 1998.
5. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб., 1999.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного воз

Отзыв: В ходе проекта дети закрепили знания о гласных звуках, их артикуляции и звучании.

Развивался фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков.

Совершенствовался навык звукослогового анализа и синтеза.

Закреплялись образы гласных букв, формировалась способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение.

Руководитель РМО учителей- логопедов Прудникова О.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гласные прекрасные""

Мной, был создан проект: «Гласные-прекрасные». Участниками проекта стали дети подготовительной  группы, их родители, учитель-логопед.  Проект направлен на социально-коммуникативное и речевое...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: "Гласные-прекрасные"

Данное занятие проведено в рамках проектной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР....

"Вот какие гласные, гласные прекрасные." Презентация для дошкольников по обучению грамоте.

Продолжать учить различать гласные звуки. Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха....

Квест игра "Гласные прекрасные"

Закрепление знаний детей о гласных звуках в игровой форме....

Проект «Гласные — прекрасные»

Проект в подготовительной группе по обучению грамоте. Цели: 1.Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.2.Развивать фонематический слух, восприятие, творческое вообр...

Тема : «Гласные - прекрасные»

Тема : «Гласные - прекрасные»...