Методическая разработка "Организация песочной терапии"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Соломина Екатерина Владимировна

Краткая история песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_lektsiya1.docx53.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность метода песочной терапии.

Краткая история песочной терапии.

Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир

  • миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию малыша. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка.

Во первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать

себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.

Техника песочной терапии” возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 50-ых годах прошлого века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Считается, что истоки «песочной терапии» - в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» - диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. (М. Lowenfeld, 1979; K.Bradway). Дора Калф, прошедшая обучение у М. Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов. К тому же создание песочных композиций, в отличие от рисунка, например, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так - это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее стихотворение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия, как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.

Использование песочной терапии для детей в рамках психологического сопровождения

Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице. Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой « Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно

– кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)

1.«Чувствительные ладошки» Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

  1. «Отпечатки наших рук» . Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

  1. Игра « Секретик» « Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

  1. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

2.С целью диагностики ( индивидуальная и групповая форма)

В индивидуальной форме можно диагностировать:

  1. Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)

  1. Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)

  1. Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора

  1. Потенциальные, ресурсные возможности ( когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)

  1. Способы преодоления трудностей ( взаимопомощь, покровительство, избегание)
  2. Уровень  развития  эмоциональной  сферы  (  анализ  чувств,

рефлексия)

  1. Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение

В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:

  1. Характер взаимодействия в группе
  2. Распределение ролей в группе
  3. Стиль поведения каждого участника группы

  1. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ

Данная техника, под названием «Песочная арт-терапия» удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Для организации занятий потребуется:

- планшет/поддон/стол - в зависимости от помещения (если оборудование стоит стационарно, то можно иметь световые столы, если должно убираться после занятий, то лучше приобретать планшеты/поддоны)

- кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Рисование песком развивает:

  1. Мелкую моторику
  2. Улучшает память
  3. Пластику движений
  4. Работу мозга
  5. Борьба со стрессом

Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  1. Дети чувствуют себя более успешными;

  1. На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  2. В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;
  3. Страх и напряжение исчезает.

Достоинства и преимущества песочной терапии для детей в рамках психологического сопровождения

  • России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий.

С точки зрения используемых техник работы наблюдается выраженный

эклектизм.Применяютсяюнгианские,психоаналитические,

психодраматические, арт-терапевтические, гештальтистские, психосинтетические и другие техники под общей идеей «главное, чтобы человеку помогло». Здесь явно проявляется интуитивное начало специалиста.

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он — соавтор песочной картины? А может, он — мудрый интерпретатор, отвечающий на незаданные вопросы клиента.

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева выделяет три пути:

— либо придерживаться определенной школы и встраивать работу с песочницей в общий набор методов и техник;

— либо работать так, как «научил» авторитетный специалист;

— либо, «присоединившись» к клиенту, следовать за ним, доверяя собственной личной и профессиональной интуиции.

Третий путь она считает наиболее предпочтительным, но самым трудным.

Выделяется три правила:

1. Присоединение к клиенту. Как уже отмечалось, песочная картина содержит огромную информацию о внутреннем мире и актуальном состоянии человека. Понять запрос клиента, почувствовать ритм его песочной картины, увидеть ее проблемные и ресурсные ипостаси, ощутить неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения. На основании присоединения специалист «следует за клиентом», помогая ему осознавать собственные ресурсные и уязвимые места.

  1. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину клиента

  • специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый ребенок, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал клиент. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. Искренний интерес к внутреннему миру клиента, отображенному в песочнице, присоединение к клиенту, — все это

позволяет специалисту выстраивать позитивную внутреннюю динамику человека, обратившегося за помощью.

  1. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Безусловно, «песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы.

В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.

Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей.

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Песочная терапия может с успехом применяться как один из инструментов сопровождения участников образовательного процесса (учителей, родителей и педагогов). Этот метод позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, профилактики, консультирования

  • коррекции. В этой связи ниже мы будем употреблять понятие «клиент», подразумевая участника образовательного процесса (учащегося, родителя или педагога).

Выделим основные преимущества песочной терапии:

  1. Взаимодействие с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития клиента.

  1. Песочная терапия обеспечивает многогранный опыт благодаря множественности символических значений. Символика объектов и материалов, используемых в песочной терапии, могут служить так называемым общим языком, когда человек часто не может выразить или сформулировать свои чувства.

  1. Визуальная форма работы делает зримым то, что заблокировано на вербальном уровне, снимая таким образом контроль сознания. Появляется возможность материализовать прошлый опыт или травмы семьи и разрешить их.

  1. Песочная терапия создает мост между бессознательным и сознательным, физическим и духовным, рациональным и эмоциональным, вербальным и невербальным.

  1. Песочная терапия обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного и неправильного пути. Песочные миры создаются без

предварительной подготовки, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя.

  1. Песочная терапия позволяет снять контроль сознания. Процесс создания своего мира из песка позволяет смягчить сопротивления и уменьшить защиту клиента, создавая ему безопасное пространство для самораскрытия.

  1. Песочная терапия является естественным языком для детей.

  1. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Человек, играющий в песочнице с миниатюрными предметами, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами, получает возможность творческого изменения напрягающей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, клиент получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешенго плана.

Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, следует подчеркнуть и наличие мощных ресурсов песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Организация песочной терапии

Основной набор используемых в песочной терапии предметов включает несколько сотен миниатюр. Они подразделяются на несколько категорий, каждая из которых включает ряд подгрупп. Все предметы должны быть достаточно прочными, чтобы не разрушаться от неумелого обращения и воздействия водой. Особо красивые и хрупкие предметы требуют бережного обращения, и при их использовании детьми следует принять дополнительные меры, для того чтобы не допустить их повреждения. Всегда есть опасность того, что коллекция миниатюр окажется слишком большой и ее размеры не позволят удовлетворить сиюминутные потребности клиента. Так же как и в жизни, невозможность в сложившихся условиях удовлетворить определенные потребности является фактором личностного роста и призвана побуждать клиента к изменению и реализации своего творческого потенциала. Каждая из этих категорий включает живые существа, обитающие в той или иной среде - на земле, в воде или в воздухе. Хотя понятие "огонь" в этот перечень не входит, клиент может обозначить связь

выбранных им предметов с огнем - животных, ведьм, духов, демонов или ритуальных объектов. Психотерапевт может дополнить набор используемых им миниатюр всем, что представляется важным ему и его клиентам. Люди: должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии и виды спорта; представители первобытных

  • племенных структур, причем, по возможности, целыми семьями; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов, боги

  • богини разных народов, а также ангелы.

Наземные        животные:        эта        подгруппа        должна        включать        изображения

диких животных - млекопитающих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся, червей, обитателей джунглей, равнин, пустынь, горных животных (в том числе домашних животных различных видов), доисторических животных - таких как динозавры, животных из мультфильмов.

Летающие животные: эта группа включает в себя птиц, обитающих на воде и на суше, диких и домашних, птиц - персонажей мультфильмов, доисторических птиц (птеродактиль, археоптерикс), а также насекомых - муравьев, мух, москитов, жуков, кузнечиков, пауков и бабочек.

Водные обитатели: к этой подгруппе относятся всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, - акулу и рыбу-меч, дельфинов

  • китов, а также моржи и морские котики, осьминоги, крабы, моллюски, морские коньки.

Жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель. Домашняя утварь и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве.

Деревья и другие растения: эта подгруппа должна включать разные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы и т.д. (иногда можно использовать и реальные растения). Объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния.

Транспортные средства: эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты).Объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. д.Объекты особого рода: маски, орудия труда, вулканы, весы правосудия, маятник, вазы, часы, музыкальные инструменты, пирамиды, яйца, костер, памятники и надгробия, саркофаги, религиозные объекты, зеркала, ларцы,

коробки и бутылки, оружие.Аксессуары: ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, ювелирные изделия, монеты, портфели.

Естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камни, кости, окаменелости, куски металла и дерева, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда. Расположение предметов

Обычно миниатюрные предметы располагаются на полках. Они могут быть сгруппированы по категориям (люди, животные, дома и т.д.). Некоторые психотерапевты ставят предметы разных категорий вперемешку друг с другом, для того чтобы клиент комбинировал их по своему усмотрению, выбирая и включая их в свою композицию. Когда предметов настолько много, что они не умещаются на полках, можно пользоваться прозрачными пластиковыми емкостями, помещая в них предметы определенного типа. Так, например, в одной емкости могут находиться рыбы,

  • другой - домашние животные, в третьей - лошади, в четвертой - младенцы,

  • пятой - деревья и т. д. Это позволяет сэкономить пространство и ребенку поиск нужных ему предметов, а также облегчает уборку. После сессии психотерапевт, разбирая песочную композицию, иногда не имеет времени на то, чтобы очистить все предметы от песка. Проще помыть предметы, находящиеся в пластиковом контейнере, чем всякий раз стирать пыль и песок с полок и стоящих на них сотен предметов.

Организация процесса песочной терапии Для организации песочной терапии потребуются:

  • песочница (ящик для песка);
  • песок;

  • вода;
  • коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница. Оптимальный размер песочницы 50см×70см×8 см. Для групповой работы размер ящика может быть 1м×1,40м×10 см. Материал – древесина. Дно и внутренние стороны ящика должны быть выкрашены в светло-синий тон, что символизирует воду и небо. Песок должен быть очищенным, не слишком мелким, т.к. это дает много пыли. Песок должен занимать 1/3 песочницы.

Отмечено, что в традиционной прямоугольной песочнице чаще отражаются проблемные, конфликтные ситуации.

Песок. Почему песок? Прикосновение к нему наполняет воспоминаниями, мечтами, покоем, ощущением легкости, будоражит воображение, вызывая разнообразные ассоциации. Перебирая песчинки руками, погружаешься в волшебный мир детства… Песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать сущность жизни с ее текучестью, неожиданностью и множеством форм.

Вода. В союзе с водой песок в руках человека становится более податливым, «сговорчивым», легче подчиняется творческой воле человека. В союзе песка и воды материя напитывается чувством, жизнью и приобретает

способность образовывать новые формы. Горы, холмы, долины, разнообразные рельефы – все постройки из мокрого песка более прочны.

Благодаря воде человек как бы «приручает» песок. Символизируя чувство, текучесть, гибкость, вода связывает человека с Вечностью, воплощенною в песке.

Графин с водой всегда должен находиться рядом с песочницей, чтобы человек мог «вызвать дождь» и превратить сухой песок во влажный.

Коллекция фигурок. В коллекцию миниатюрных предметов может входить все, что когда-либо встречалось, встречается и будет проявляться в окружающем мире: от предметов повседневности до фантастических образов. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

  • данной публикации приводится классификация предметов, описанная Ленор Штейнхард с комментариями российских специалистов Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. Грабенко.

Тип предметов

Требования к предметам

Комментарии

Люди

Разнообразие по: полу,

Интересно, с кем себя идентифицирует автор картины,

возрасту, культурной и

какое время и культурное пространство  ему ближе в

национальной принадлежности

данный  момент.  Каков  ритм  жизни  персонажей  (они

, профессии, времени жизни

статичны или подвижны).

(от первобытных до

современных людей). Фигурки

должны быть как статические

так и динамические.

Наземные

Домашние, дикие,

Эти   образы   могут   символизировать   многоликое

животные и

доисторические, образы

инстинктивное  начало  человека  (от сексуальности до

насекомые

наземных животных,

интуиции). Ребенок до пяти лет часто ассоциирует себя

насекомых

с животным или насекомым, поэтому в его картинах

представители данной группы персонажей могут быть

частыми гостями.

Летающие

Птицы: дикие, домашние,

Обладание  крыльями  -  дополнительная  возможность

животные и

доисторические. Крылатые

передвижения,Проявлениевоздушнойстихии,

насекомые

насекомые

связанной

с

коммуникацией,

информацией,

образованием  связей.  Однако  среди  «крылатых» есть

те, кто активно используют крылья, и те, кто только

ими обладает...

Обитатели водного

Разнообразные рыбы,

Подводный  мир  -  частый  сюжет  песочных  картин.

мира

млекопитающие, моллюски,

Может символизировать чувственную сферу человека.

крабы, звезды из пластмассы и

Сюжет

картины

и

взаимоотношениямежду

натуральные вычищенные и

обитателями

иногда

отражают

психосоматическое

высушенные

состояние клиента

Жилища и дома с

Разнообразные дома, дворцы,

Дома, постройки ассоциируются с социальной жизнью

мебелью

замки, постройки, мебель

человека. Выражение «иметь свой дом» часто связано с

различных эпох, культур и

самореализацией   («занять   свое   место   в   жизни»),

назначения

Интересно,  какого  рода  дом  выбирает  человек,  как

создает пространство вокруг себя.

Домашняя утварь и

Посуда, предметы обихода,

Эти  предметы  связаны  с  умением  обустраивать  свой

продукты

убранства стола,

быт,  пространство  вокруг  себя.  Обилие  предметов

разнообразные продукты

такого

рода

впесочной

картиненередко

питания

свидетельствует

об

озабоченности

витальными

проблемами.

Деревья

и   другие

Цветы,трава,кустарники,

Использование

в

песочных

картинах

растения

деревья  разнообразных

видов,

многочисленной   растительности   часто   связано   с

зелень

искусственная

и

желанием «оживить», благоустроить мир в песочнице.

натуральная

Нередко  определенное  дерево  наделяется  особыми

свойствами   и   значением   и   становится   ключевой

фигурой в картине.

Объекты

небесного

Солнце,  луна,

звезды,

радуга,

Включение  этих  фигур  в  песочную  картину

пространства

облака,

молнии,

тучи,

нередко    опосредовано

мистическим

ощущением

метеориты

взаимодействия с природными и космическими силами.

Они  могут  иметь  значение  дарителей-помощников.

Иногда   они   выступают   как   символы   фатальных

событий.

Транспортные

Наземный, водный, воздушный

Предметы,   дающие   человеку   возможность

средства

транспорт

гражданского

и

быстрого   передвижения   в   пространстве.   Нередко

военного

назначения,

разных

ассоциируются с потенциалами человека к активному

исторических

эпох,

действию.

фантастические

транспортные

Машины, самолеты, яхты нередко используются

средства

как  символы  материального  благополучия.  В  любом

случае  предметы  данной  категории  принадлежат  к

реальному   социальному    миру   и    информируют

специалиста об особенностях социализации клиента.

Объекты

среды

Заборы,

изгороди,

мосты,

Либо

подчеркивают

территориальные  границы

обитания человека

ворота,   порталы,   дорожные

(заборы),   либо   образуют   связь   (мосты),   вводят

знаки и пр.

социальные   ограничения   или   допущения   (знаки).

Являются атрибутами процесса социализации человека.

Могут   рассказать   об   особенностях   коммуникации

клиента.

Предметы,

Храмы,  иконы,  божки,

Появление  этих  предметов  всегда  связано  с

связанные

с

алтари, памятники, нэцке и пр.

ценностями  человека,  с  проявлением  его  духовной

верованиями

жизни.

человека

Объекты ландшафта

Вулканы, горы, костер

Предметы

могут

заменять

сооружение

и

естественной

ландшафта из сырого песка.

активности Земли

Аксессуары

Бусы,   маски,   зеркала,

Часто

наделяются

особым

символическим

ткани,

нитки,

пуговицы,

значением или создают среду.

пряжки,  ювелирные  изделия,

цепочки, гвозди, флаконы и пр

Естественные

Кристаллы,

камни,

Часто

наделяются

особым

символическим

природные

раковины,

куски

дерева,

значением или создают среду.

предметы

металла,

семена,

перья,

отполированные

водой

стеклышки и пр.

Оружие

Оружие

разных

эпох,

Предметы,

позволяющие

отреагировать

фантастическое оружие

агрессию, построить конфликтный сюжет или защитить

что-либо важное.

Фантастические

Антропоморфные

персонажи

Каждый персонаж,

как правило, связан с конкретной

предметы

и

мифов,

сказок,

легенд;

историей и часто имеет специфическое символическое

персонажи

божественные

существа.Герои

значение в песочной картине.

популярных

мультфильмов,

фэнтези.

Злодеи

Злобные

персонажи

Являются  носителями  внутренних  и  внешних

мультфильмов, мифов, сказок

конфликтов.   В   песочных   картинах   создают   или

катализируют  напряжение,  провоцируют  проявление

активности.

  • зависимости от актуальной задачи работы с ребенком, родителем или педагогом, психолог формулирует инструкцию для процесса песочной терапии. Она направляет течение чувств и мыслей клиента, придавая песочной картине определенный «оттенок»: ресурсный, конфликтный, семейный и пр.

Какими могут быть актуальные задачи в работе психолога со своими клиентами?

Во-первых, задача познакомиться с клиентом, понять особенности его внутреннего мира, специфику его затруднений. Иными словами, это задача сбора диагностической информации. Песочные картины являются замечательными средствами проективной психодиагностики. Если психолог хочет познакомиться с клиентом поближе, увидеть срез его внутреннего мира

  • данный момент, лучше всего подойдет свободная инструкция. В этом случае звучать она может примерно так: «вы можете создать в песочнице все, что пожелаете».

Если психолог желает исследовать определенную сторону жизни клиента, инструкция формулируется с учетом того, что конкретно психолог хочет узнать. Например, родитель обратился в связи с трудностями во взаимоотношениях с ребенком и членами семьи. Тогда инструкция будет носить «семейный» оттенок: «Подберите, пожалуйста, те фигурки, которые будут играть членов вашей семьи, вас и вашего ребенка. В песочнице, пожалуйста, создайте среду для жизни членов вашей семьи. Расположите фигурки в песочнице таким образом, чтобы каждый член вашей семьи занимался наиболее привычным для себя делом». Нетрудно увидеть в такой инструкции задание проективного графического теста «Кинетический рисунок семьи». Если учитель испытывает затруднения в процессе общения с учащимися, или с администрацией, психолог просит выбрать фигурки, которые символизируют учеников, коллег или администрацию, создать в песочнице мир, в котором они живут, рассказать о взаимоотношениях. Таким образом, в песочнице разыгрывается рабочая ситуация.

После сбора информации можно приступить к этапу формулирования задач терапевтического консультирования для конкретного клиента. В контексте педагогической работы с песочницей инструкции формулируются

  • соответствии с развивающими и образовательными задачами. То есть педагог переносит в песочницу некоторое задание.

  • терапевтическом консультировании могут быть использованы инструкции «тематического» или «моделирующего» характера.

«Тематические» инструкции даются для проработки определенного сюжета личной истории клиента, или конкретной жизненной ситуации, по поводу которой состоялось обращение к психологу. Это дает не только возможность посмотреть на ситуацию со стороны, но и на символическом уровне найти варианты её разрешения.

«Моделирующие» инструкции используются для моделирования определенного переживания или состояния. Это особенно важно, когда у клиента недостаточно опыта переживания ресурсных состояний, состояния

аутентификации, важнейших жизненных ценностей. Такого рода инструкции помогают человеку помедитировать над определенной темой, благодаря чему формируется жизненно важное переживание. Картина может обсуждаться или не обсуждаться с психологом.

Итак, инструкции условно делятся на три группы:

  • Инструкции с диагностической направленностью: предназначены для сбора информации о внутреннем мире клиента, о характере его взаимоотношений с другими, об его актуальных переживаниях и затруднениях.

  • Тематические инструкции: предназначены для основной психологической работы с клиентом, проработки определенной проблемной ситуации или сюжета личной истории.

  • Моделирующие инструкции: используются для основной психологической работы в контексте формирования «ресурсных» переживаний, ценностных ориентаций и укрепления жизненной созидательной позиции клиента.

В зависимости от собственного понимания целей психологической работы специалист может сделать акцент либо на отреагирование, либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.

Литература, рекомендуемая для чтения

1.Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия [Текст] / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 5. - С.26 – 29. http://interactive project.ru/content/files/grabenko_t_m_zinkevichevstigneeva_t_d_chudesa_na_pes ke_pesochnaia_igroterapiia.pdf

  1. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь,

2010. - 176 с. http://www.twirpx.com/file/385524/

  1. Тинникова О. А., Хакимова М. Е. Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. —

№17. — С. 172-174. https://moluch.ru/archive/121/33349/

  1. Логинова О.И. Песочная терапия, 2010. http://www.twirpx.com/file/332217/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД с элементами песочной терапии в логопедической группе

Методическая  разработка НОД в логопедической   группе детей старшего дошкольного возраста   с ОНР с использованием элементов песочной терапии...

Методическое пособие “Песочная терапия”

Методическое пособие “Песочная терапия” представляет собой опыт работы МАДОУ « детский сад №362» Приволжского района города Казани по обучению русскоязычных детей 4-7 лет татарскому языку с инновацио...

Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Цель Развитие познавательной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.ЗадачиРазвитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.Совершенствование мелкой...

Методическая разработка "Песочная терапия в развитии детей"

Изучая теории и труды специалистов я решила внедрить "песочную терапию" в своей группе. Игры с песком считаются одной из форм обычной деятельности дошкольников.Для маленьких дошкольников игр...

Методическая разработка «Песочная терапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка - это куча песка».Песочная игро-терапии &nda...