Методическая разработка "Песочная терапия в развитии детей"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Васильева Татьяна Васильевна

Изучая теории и труды специалистов я решила внедрить "песочную терапию" в своей группе. Игры с песком считаются одной из форм обычной деятельности дошкольников.Для маленьких дошкольников игры с песком- лучший способ избавиться от негатива и агрессии, они помогают детям стать увереннее в себе, позволяют найти и раскрыть истинные причины конфликтов и страхов, а в дальнейшем провести коррекционную работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

 «Детский сад №1 г. Светогорска»

Методическая разработка по теме: «Песочная терапия в развитии детей»

Разработала:

Воспитатель 1 кв.категории

Васильева Татьяна Васильевна

г.Светогорск

2020г.

Актуальность: Изучая теории специалистов, я пришла к идее внедрить «песочную терапию» в своей группе. Считая, что игра с песком – одна из форм обычной активности дошкольника. Песочная терапия для маленьких детей – наилучший способ избавиться от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить найти и раскрыть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию.

Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут выразить свои переживания при помощи слов, раскрепоститься и быть более уверенными.

В своей работе я использую песочницы для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние ребят.

Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения. Это позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

Цель: Создание благоприятных условий для профилактики и личностного роста детей с помощью игр с песком (песочной терапии).

Задачи:

Обучающие

Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией, различными видами песка и песочниц;

Освоение работы с песком различными способами.

Развивающие

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;

Развивать речь детей, закреплять звукопроизношение, фонетический и грамматический строй, развивать тактильно- кинестетическую чувствительность;

Развитие способности работать двумя руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер;

Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

Вызвать желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно;

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Предварительная работа:

В экспериментальной работе был проведён краткосрочный проект «Песочные фантазии», который и послужил началом работы с песком, я обратила внимание что детям нравятся игры в песочнице, так же мы рисовали на сухом и мокром песке, получались целые сюжеты из сказок, играли с кинетическим («Космическим») песком, наблюдали за его состоянием и свойствами фантазиям и воображению детей не было предела.

Для родителей была проведена презентация предстоящей работы, знакомство с песочными столами и интерактивной песочницей.

Было проведено анкетирование желают ли родители, чтобы дети занимались по данной программе, нет ли у детей противопоказаний к работе с песком.

Степень новизны: Современный подход к использованию песочниц в развитии и коррекции эмоционально - волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

  • Понимание и принятие индивидуальных особенностей детей в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
  • Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, способности к эмоциональной регуляции своего поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе, через создание позитивного эмоционального фона;
  • Гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и ту же модель, открыть новые возможности творчеству ребёнка.
  • Песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

Методы и приёмы работы:

  • Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, счётные палочки), элементы экспериментирования, наблюдения.
  • Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
  • Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
  •  Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
  • Релаксация.
  • Функциональная музыка.
  • Сказкотерапия.

При организации занятий с песком необходимо соблюдение следующих условий:

1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Необходимо создать пространство для самовыражения детей, не устанавливая жёстких рамок и правил.

2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы детей.

3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

4. Необходимо:  

  • Поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;  
  • Ценить инициативу и мнение, а не молчаливое согласие с педагогом;
  • Ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все».

5.  Дети могут работать как сидя, так и стоя (стоя, у них будет больше свободы для движений).

6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить правила:  

  • Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;  
  • Категорически нельзя бросаться песком;  
  • Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;  
  • Если песок просыпался на стол или на пол, необходимо подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

 Во время работы со световыми столами и интерактивной песочницей желательно затемнить помещение, это позволит детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытыми к новому опыту, познанию, развитию.

Формы:

Сюрпризные и театрализованные моменты, побуждающие детей к действию;

Индивидуальные объяснения и соавторство работ;

Фото и видеоотчёты (видеопоздравления для родителей);

Совместные занятия (мастер- классы) с родителями 

Содержание работы:

 Занятия проводятся по подгруппам в рамках дополнительной образовательной программы и реализуются вне основной образовательной деятельности и носит практический характер. Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия: занятия проводятся в отдельном помещении, которое оборудовано индивидуальными песочными столами с подсветкой. Для рисунков используется кварцевый песок

В непрерывной образовательной деятельности использую так же интерактивную песочницу iSandBox, режим выбираю, исходя из лексической темы текущей недели

Для родителей были проведены: консультации: «Песочная терапия. Кинетический песок»; «Световой стол для рисования песком»

Мастер - класс «Чудеса на песке» (для детей и родителей),

Результат:

 Наблюдая за работой детей в песке, можно уверенно сказать, что дети от этих занятий получают огромное удовольствием, с охотой выполняют разные задания. Очень приятно и интересно детям покопаться в песке, порисовать пальцами по песку, прочувствовать его между пальцами, ладошками. Ведь игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других.

На данный момент у меня вторая младшая группа, но, когда дети подрастут, я планирую продолжить дополнительную образовательную работу по песочной терапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото-арт-терапия в развитии детей

Фото-арт-терапия  (слайд терапия) основана на применении фотографии или слайдов для развития и гармонизации личности, а также для решения психологических проблем. Положительное воздействие фотогр...

"Использование элементов песочной терапии в развитии детей раннего возраста".

В презентации предстален опыт работы по технологии песочная терапия. Работала по книге "Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста" Н.В.Зеленцова-Пешкова, издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС"...

Изучение влияния методов арт-терапии на развитие детей дошкольного возраста.

Арт-терапия это метод коррекции и развития посредством творчества....

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста»

Знакомство родителей с методикой и техниками арт-терапии в работе с детьми раннего возраста в ходе просмотра презентации игровой деятельности детей с применением методов арт-терапии, знакомства родите...

Использование методов арт-терапии в развитии детей младшего возраста

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.Основная цель арт-терапии состоит...

Консультация для родителей «Значение песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста»

   Консультация для родителей "Значение песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста"                ...

Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста

Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, реб...