Главные вкладки

    Игры, развивающие восприятие величины, формы и цвета
    картотека по коррекционной педагогике

    Исагулова  Марина  Хараламповна

    Игры-занятия, развивающие сенсорное  восприятие детей дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры, развивающие восприятие величины, формы и цвета

    Привлекательные предметы малыши обязательно пытаются взять в руки, но обычные их действия с предметами (зажимание в руке, перекладывание с места на место, постукивание друг о друга и т. д.) не приводят к восприятию формы.

    Непонимание пропорций и формы предметов может задерживать развитие ребенка. Его руки действуют неловко, с трудом удерживают предметы, малыш часто роняет их. Когда ребенок научится определять форму и величину предметов как существенные признаки, он быстро овладеет действиями с этими предметами, научится рисовать, конструировать, лепить.

    Игры, включенные в этот раздел, помогают ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет), знакомят с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.

    Во время игры с настольными игрушками от ребенка требуется большая сосредоточенность и внимание при выполнении необходимых действий.

    Надо стараться не отвлекать в это время малыша посторонними вопросами или громкими разговорами.

    КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ

    Цель: формирование понятий «большой», «маленький».

    Форма проведения: индивидуальная.

    Материал: большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

    Ход игры: Взрослый стоит на расстоянии 3-5 м от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он не ошибся и принес самый большой мяч, то его хвалят. Если ребенок приносит маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка взрослый обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой»  это или  «маленький»  мяч.

    Мячи снова произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже самый маленький мяч.

    КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

    Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.

    Форма проведения: индивидуальная.

    Материал: четыре круглых и четыре квадратных глиняных бусины одинакового цвета, диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины — 2 см. Тонкие шнуры или толстые нитки для нанизывания.

    Ход игры: Кукла или другая игрушка «приходят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребенка с куклой и показывает, что у нее в корзиночке. Кукла просит ребенка сделать из бусинок украшения.

    Взрослый показывает ребенку бусины и говорит, что они разные по форме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик. Затем взрослый предлагает ребенку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их.

    Внимание ребенка фиксируется на том, что оказалось надето на нитке: шарик, кубик, шарик, кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик...». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание.

    В конце занятия ребенок показывает кукле, какие красивые бусы он для нее сделал, и надевает их на нее.

    КРУГ, КВАДРАТ

    Цель: научить ребенка различать предметы по форме.

    Форма проведения: индивидуальная.

    Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

    Ход игры: Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки:

    «Вот такая — это квадрат, и такая — это круг».

    Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) — в другую сторону.

    Затем взрослый спрашивает у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили?» Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые.

    Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры.   Взрослый   показывает,   в   какой   стороне лежат одни фигурки (квадраты), в какой другие (круги), и предлагает ребенку из общего материала выбрать любую фигурку и положить ее к таким же кругам или квадратам. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, взрослый просит ребенка наложить свою фигурку на другую.

    ПОРУЧЕНИЯ

    Цель: обучение ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия, совершенствование понимания речи.

    Форма проведения: индивидуальная.

    Материал: большая и маленькая собачки (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.

    Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания:

    • большую собаку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка «рычит» или отворачивается, показывая свое неудовольствие. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки);
    • поставь матрешку рядом с красным мячиком;
    • маленькой собачке подари синий мячик;
    • попляши вместе с куклой;

    •        возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

    •        большую собаку посади рядом с маленькой.

    В конце занятия взрослый просит ребенка помочь ему убрать игрушки и предметы, использованные в игре. Затем взрослый спрашивает ребенка: «Где хранится посуда? В какой коробке лежат кубики?» и т. д.  Необходимо следить за правильным использованием в речи малыша глаголов «посадить»,  «поставить»,  «положить».

    КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

    Цель: обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

    Форма проведения: индивидуальная.

    Материал: коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

    Ход игры: Взрослый начинает занятие с чтения потешки:

    Курочка-рябушечка, куда пошла?

    • На речку.

    КурочКа-рябушечка, за чем ты пошла?

    • За водичкой.

    Курочка-рябушечка, зачем  тебе водичка?

    • Цыпляток поить!

    Курочка-рябушечка,   как   твои   детки   просят пить?

    —        Пи-пи-пи-пи-пи!

    Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит:  «Курочка у нас будет белого цвета».

    Демонстрируя желтую мозаику, он поясняет:

    «Желтого цвета будут цыплятки».

    В отверстие панели взрослый вставляет белую мозаику, еще раз напоминает, что курочка будет белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой.

    Если ребенок неуверенно выполняет задание, взрослый помогает ему и просит найти еще 2-3-х цыплят.  После того как все  цыплята будут найдены и размещены «гуськом» позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

    Если при выполнении задания ребенок допускает ошибки, взрослый может подсказать: «Посмотри, все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?»  и т. д.

    ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ

    Цель: научить чередовать предметы по цвету.

    Форма проведения: индивидуальная.

    Материал: коробка с мозаикой, в которой лежит десять элементов зеленого цвета, десять красного и по пять штук белого, желтого и синего цвета.

    Ход игры: Взрослый, показывая детям мозаику, поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает у себя на панели елочку (элемент зеленого цвета). Показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, взрослый читает:

    Елочки нарядные стали все в рядок,

    И за каждой елочкой красненький грибок!

    Затем ребенок продолжает выкладывать ряд елочек и грибков и работает с мозаикой самостоятельно.

    Если ребенок ошибается, взрослый спрашивает:

    «Проверь, у тебя все правильно? Посмотри внимательно!» Некоторые дети могут разместить правильно 2-3 пары элементов и начинают ошибаться. Воспитатель спрашивает: «Почему у тебя два грибка вместе? У тебя все правильно?»

    Если ребенку трудно выполнять задание самостоятельно, взрослый диктует ему последовательность элементов: «Елочка, грибок, елочка, грибок...» Ребенок выкладывает соответствующие элементы на панель.

    ГУСИ С ГУСЯТАМИ

    Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов трех заданных цветов из пяти предложенных.

    Форма проведения: индивидуальная.

    Материал: коробка с мозаикой, в которой помещены десять элементов желтого и десять белого цвета, по пять элементов синего, красного и зеленого цвета.

    Ход игры: Взрослый показывает ребенку синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем отбирает все элементы синего цвета и размещает их в левой части панели сверху вниз.

    Показывая один элемент белой мозаики и один желтой, взрослый говорит, что это гусь (белый) и гусенок (желтый). Помещает на панели желтый элемент следом за белым и поясняет: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого предлагает ребенку найти «гуся и гусенка» и разместить их на панели.

    Когда все элементы мозаики будут правильно размещены, взрослый читает ребенку четверостишие из стихотворения Н. Клоковой  «Гуси»:

    Белые гуси на речку идут,

    Белые гуси гусяток ведут.

    Белые гуси вышли на луга,

    Крикнули гуси: «Га-га-га!»

    Затем ребенок получает комплект мозаики и выполняет задание самостоятельно. Задание считается выполненным, если ребенок чередует мозаику по цвету сам или с незначительной помощью взрослого. Если ребенку трудно выполнить задание, взрослый диктует ему каждый элемент.

    Задание можно усложнить, если предложить ребенку выбирать нужные элементы из восьми цветов.

    ДОМИКИ И ФЛАЖКИ

    Форма проведения: индивидуальная.

    Материал: коробка с мозаикой, в которой помещены по десять элементов белой и красной мозаики. Для усложнения задания в коробку кладут три зеленых, два синих, три желтых элемента, которые не потребуются при выполнении задания.

    Ход игры: Взрослый показывает элемент белой мозаики и говорит, что такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого цвета будут флажки. Затем взрослый произвольно выкладывает «домики» на панели, а «флажки» помещает над домиками и приглашает ребенка найти в коробке и разместить на панели сначала домик, потом флажок и т. д.

    Спрашивая у ребенка, правильно ли найдены «домик и флажок», взрослый выясняет, как тот понял задачу. Затем передает коробку с мозаикой ребенку и следит за выполнением задания, обращая внимание на правильный подбор элементов по цвету и напоминая, что к каждому домику нужен флажок.

    Некоторые, самые младшие, дети нуждаются в координации движений мелких мышц руки. В этом случае взрослый берет руку ребенка в свою и помогает ему устанавливать элементы на панели.

    РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ

    Цель: научить чередовать элементы по цвету.

    Форма проведения: индивидуальная.

    Материал: четыре белых и четыре красных бусины (могут быть  использованы  и  другие цвета), тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами, коробочки для бус.

    Ход игры: В «гости» к ребенку приходит кукла (медведь, собачка и т. д.) и приносит бусины. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы разного цвета. Взяв белую бусину, он объясняет:

    «Эта бусинка белая, а есть еще вот такая — красная, как флажок или ягодка. (Показывает красную бусину.) Сначала будем нанизывать белую бусинку, а потом красную». Всякий раз название цвета подчеркивается голосом и сопровождается показом бусины такого цвета.

    Далее ребенок отбирает и нанизывает бусинки сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно.

    Взрослый акцентирует внимание ребенка на предварительной подготовке материала для нанизывания: каждую пару бусин надо класть так, чтобы белую бусину удобно было взять в первую очередь.

    Если ребенок быстро и без труда выполняет задание, ему можно предложить нанизывать бусы других цветовых сочетаний: белого и синего, белого и черного и т. д.

    Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый белый цвет (в быту он упоминается очень часто: белый снег, белые руки и т. д.).

    Если ребенок справляется с заданием с трудом, взрослый говорит ему, как нанизывать каждую бусинку.

    Как правило, дети с удовольствием играют с разноцветными предметами, и не столь важно, что ребенок не сразу выполнит задание. Не стоит сразу требовать обязательного запоминания цветов.

    После выполнения задания взрослый завязывает концы нитей и предлагает ребенку подойти и показать кукле, мишке и другим игрушкам сделанное украшение.

    НАЙДИ ПАЛОЧКУ

    Цель: научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закрепить умение группировать предметы по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.

    Форма проведения: индивидуальная.

    Материал: палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого. (Вместо палочек можно взять карандаши или полоски цветной бумаги.)

    Ход игры: Ребенку дают произвольно перемешать палочки четырех цветов и предлагают взять себе палочку любого цвета и найти еще такую же. Когда ребенок отберет палочку, он выбирает еще одну, затем все оставшиеся такого же цвета.

    После выполнения задания ребенку дают сортировать палочки других цветов (например, если в первом случае ребенку давали палочки красного, синего, желтого и белого цвета, то в следующий раз он занимается с зелеными, синими, белыми и фиолетовыми палочками).

    Особенности этой игры в том, что ребенок выбирает палочки того цвета, который ему больше нравится. Если ребенку понравилась эта игра, можно предложить выбрать другие цветовые сочетания.

    В конце занятия взрослый размещает палочки в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ребенок видит гармоничное сочетание цветов и размещает свои палочки так, как расположены цвета радуги.

    ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ

    Цель: закрепление у ребенка умения группировать  однородные и  соотносить  разнородные  предметы по цвету.

    Форма проведения: индивидуальная.

    Материал: рисунок с матрешками, бусинки и палочки разных цветов.

    Ход игры: Взрослый поочередно, в соответствии с последовательностью цветовых тонов спектра, показывает ребенку матрешек, одетых в платья разных цветов (красное, оранжевое, желтое, зеленое, голубое, синее, фиолетовое). Вместе с ребенком он любуется красивыми платьями матрешек.

    Черную и белую матрешек следует рассматривать после цветных.

    Взрослый поясняет ребенку, что у каждой матрешки красивое платье, и, когда они все вместе, кажется, будто светит яркое солнышко и сияет радуга.

    Затем взрослый говорит ребенку, что у каждой матрешки есть свои игрушки: мячики (бусинки) и палочки, но они все перепутались, и надо помочь матрешкам найти свои игрушки.

    Взрослый показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусинки такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусинки и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается также выбрать палочки.

    В ходе игры взрослый следит за тем, чтобы ребенок не торопился, не хватал руками все игрушки подряд, а сначала внимательно посмотрел на них, нашел глазами нужные игрушки, а потом брал их для матрешки. В конце занятия взрослый еще раз называет цвета матрешек, бус и палочек.

    Бусинки и платочки можно заменить мозаикой, колечками от пирамидки, карандашами, фигурками из цветной бумаги и т. д.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры, развивающие восприятие цвета

    Родители узнают, как знакомить детей с сенсорными эталономи цвета....

    Игры, развивающие восприятие формы

    ИГры, которые помогут родителям познакомить детей с эталонами формы....

    Игры, развивающие восприятие величины

    В статье даны рекомендации родителям как знакомить детей с сенсорным эталоном - величиной....

    Игры, развивающие восприятие музыки

    Консультации для родителей...

    Консультация для родителей - «Игры, развивающие восприятие музыки в раннем возрасте».

    Консультация для родителей способствующая формированию интереса и любви к восприятию музыки....

    Консультация для родителей на тему: "Игры, развивающие восприятие музыки.".

    Родители, вам на заметку!Рекомендованные игры для детей и родителей....