«Игры, развивающие восприятие формы и качества предметов»
консультация

Мартыненко Олеся Петровна

Родителям и воспитателям важно обращать внимание детей не только на цвет, но и на форму предметов. Различение формы предмета и качеств его величины — это важный фактор развития пространственного мышления. При этом важно не только объяснить ребенку, чем различаются между собой основные геометрические фигуры (а потом и геометрические тела), но и научить его видеть геометрию в самых обычных предметах. Например, можно спрашивать ребенка, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет, из каких геометрических фигур состоит предмет и т. д. Очень важно, чтобы, помимо форм, ребенок осознал еще и качества величины — длину, ширину, высоту — и научился их измерять. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_vospriyatiya_.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры, развивающие восприятие формы и качества предметов»

Для детей раннего и младшего возраста

«Прятки»

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

«Чудесный мешочек»

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

«Узнай по весу»

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу.

Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д.

Предложите малышу подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

«Спрячь листок»

Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие – зеленые).

Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.

Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.

Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).

Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

«Найди цвет»

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

«Бусы»

Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.

Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

Игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста

«Сыщик»

Цель игры: развить восприятие формы и качества предмета, внимание, умение сосредоточиться, целеустремленность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая музыка и какое-нибудь поощрение.

Ход игры:

Сообщите ребенку, что сейчас ему предстоит поиграть в сыщика. Он должен будет найти предметы, которые находятся в данной комнате. Они не спрятаны, но у вас о них совсем немного информации. Затем вы перечисляете качества какого-то выбранного вами предмета. Например, если это телевизор, то отличительными качествами будут следующие признаки: большой, квадратный (или плоский), может что-то показать, у него есть кнопки и т. д. С каждым разом определяющих качеств должно быть меньше. Расскажите ребенку, что, чем быстрее он отгадает предмет, тем больше и лучше будет его приз.

«Художники»

Цель игры: развить внимание, координацию, восприятие формы предмета, воображение, понимание друг друга.

Необходимые материалы и наглядные пособия: достаточно просторное помещение.

Ход игры:

Эта игра проводится в большой компании и способствует пониманию и сближению ее участников между собой. Сначала выбирается ведущий, который будет начинать игру. Затем все игроки должны встать в круг и закрыть глаза. Ведущий берет руку своего соседа слева и правой рукой начинает чертить на ней определенную фигуру. Это может быть и известный предмет (цветок, дом, человечек), и просто абстрактная фигура (ее можно рисовать, когда ребята уже освоятся в игре). Если с первого раза второй участник не догадался, что это за фигура, то ее можно повторить несколько раз. Когда он угадал эту фигуру, он сообщает об этом ведущему и начинает чертить ее на руке следующего участника, и так по кругу, пока ход не дойдет до последнего игрока. Он должен нарисовать ее на руке ведущего, а тот сообщит, насколько правильно до него дошла эта фигура. Если она дошла с ошибками, то необходимо проанализировать, где была совершена ошибка и почему. Эту игру можно усложнить двумя способами. Первый заключается в установке определенного количества повторений начертания. Второй способ заключается в возможности запуска нескольких рисунков по кругу, чтобы остальные участники не скучали.

«Кто в домике живет?»

Цель игры: развить восприятие формы предмета, его особенностей, внимание, аналитические способности, образное мышление.

Необходимые материалы и наглядные пособия: наборы картинок на различную тематику (дома, цветы, транспортные средства и т. д.).

Ход игры:

Перед началом игры необходимо подготовить материал для ее проведения, т. е. к каждой картинке нарисовать определенную схему. Например, если перед вами фотография или рисунок небоскреба, то его схема должна быть в виде прямоугольника, закрашенного темным цветом, с многочисленными маленькими квадратиками — окошками более светлого цвета. Если это одноэтажный дачный домик, то схема должна состоять из квадрата, треугольника, стоящего на нем, и окошка. Подобные схемы должны быть нарисованы и ко всем остальным картинкам. Затем вы показываете первую схему и раскладываете перед ребенком все картинки на определенную тему. Ребенок должен подумать и выбрать ту из них, которая, по его мнению, соответствует этой схеме. Если он совершил неправильный выбор, необходимо попросить его объяснить свой выбор и исправить его. Эту игру можно проводить и в другом виде, когда вы показываете вашему малышу картинку, а он должен выбрать для нее подходящую схему.

«Что здесь лишнее?»

Цель игры: развить способности восприятия формы и качества предмета, внимание, аналитическое мышление.

Необходимые материалы и наглядные пособия: наборы, состоящие из одинаковых предметов, и одного, чем-то отличающегося.

Ход игры:

Расположите перед вашим ребенком первый набор предметов. В нашем случае это будут кубики. Один из этих кубиков должен чем-то отличаться. Отличие может быть самым разнообразным. Например, по цвету (все кубики будут красного цвета, а один желтого) или по форме, тогда в набор кубиков можно включить мячик. Цель ребенка: не только обнаружить лишний предмет, по и постараться объяснить, почему он так решил. Постепенно отличия должны быть все менее заметными. Например, можно составит, следующий набор: все кубики одного цвета, а один более старый (у него может быть помятым один из уголков). С каждой новой игрой должно увеличиваться количество предметов, параллельно можно добавлять уже не один лишний предмет, а несколько.

«Железный или деревянный»

Цель игры: развить способность различать форму и качества предметов, внимание, наблюдательность, логическое и образное мышление, умение сосредоточиться.

Необходимые материалы и наглядные пособия: список самых различных предметов, негромкая музыка.

Ход игры:

Перед началом игры вам необходимо выписать около 40 предметов, сделанных из различных материалов. В идеальном варианте эти предметы желательно найти и показать, чтобы ребенок мог их потрогать и запомнить визуально. Суть игры заключается в том, чтобы ребенок, услышав название предмета, сразу определил, какого он качества. Например: кастрюля — железная, стол — деревянный, ложка — железная, стакан — стеклянный, шкаф — деревянный и т. д. Если ваш ребенок совершает ошибки в определении, нужно остановиться на этом предмете и подробно разобрать, из чего он сделан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, развивающие восприятие цвета

Родители узнают, как знакомить детей с сенсорными эталономи цвета....

Игры, развивающие восприятие формы

ИГры, которые помогут родителям познакомить детей с эталонами формы....

Игры, развивающие восприятие величины

В статье даны рекомендации родителям как знакомить детей с сенсорным эталоном - величиной....

Консультация "Развитие восприятия формы и величины предметов на занятиях и в индивидуальной работе"

Данный материал направлен на развитие у детей восприятия формы и величины предметов. Даются игры и упражнения по возрастам. Материал предназначен для педагогов и родителей....

Игры, развивающие восприятие величины, формы и цвета

Игры-занятия, развивающие сенсорное  восприятие детей дошкольного возраста....

Развивающая игра по восприятию формы «Укрась картинку»

Предлагаемую игру, можно использовать в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, а также и с более старшими детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия и зрительно-моторной коорд...

Конспект занятия. Дидактические игры, развивающие, восприятие формы.

Конспект занятия.Дидактические игры, развивающие, восприятие формы....