Готовность детей к обучению в школе
статья по коррекционной педагогике

Гильванова Гузель Кадимовна

Готовность детей к школе – результат длительной и системной подготовки ребенка к обучению. От того, насколько он готов к школе, зависит успешность последующего обучения, адаптация к новым социальным условиям. Отдавая ребенка в школу, у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gilvanovoy_gotovnost_k_shkole.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность детей к обучению в школе

Готовность детей к школе – результат длительной и системной подготовки ребенка к обучению. От того, насколько он готов к школе, зависит успешность последующего обучения, адаптация к новым социальным условиям. Отдавая ребенка в школу, у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот.

Говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку легко принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить учебную деятельность.

Умение читать, писать, сообразительность, — конечно, важный показатель, но как обстоит дело с другими сторонами его развития? Готов ли ребенок к новой школьной жизни эмоционально? Умеет ли он справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников? Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу.

При оценке готовности ребенка к школе необходимо опираться на ряд критериев:

Первый критерий — умение ребенка регулировать свое поведение и эмоции.

Ребенок должен уметь усидеть на уроке 30–40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.

Второй критерий — умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Важно, чтобы первоклассник мог адекватно относиться к учителю — признавать его авторитет, понимать и принимать важность его  требований.  

Третий критерий — уверенность ребенка в себе и адекватная оценка своих возможностей.

В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Ребенок должен говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи. Важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, старался, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути.

Четвертый критерий — интеллектуальная готовность.

Хорошо, когда первоклассник знает буквы, умеет считать до десяти и может написать свое имя, имеет ряд знаний и представление о себе и об окружающем мире, может выделять и объяснять логику происходящего. Но интеллектуальная готовность, с психологической точки зрения — это не столько умение ребенка читать, писать и считать, сколько способность думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.

Пятый критерий — желание ребенка идти в школу.

Поступление в первый класс  кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому часто психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие себя в роли ученика.

Конечно же, принятие решения о том, идти в школу в этом году или подождать еще год, — это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определит успешность ребенка в школе. Без сомнения, помощь взрослых, конечно, важна для дошкольника в этот период. И прежде всего, ему необходимы поддержка и внимание, а не давление и родительские тревоги. Не стоит летом перегружать ребенка знаниями, усиленно заниматься чтением, письмом, математикой. Дайте возможность будущему первокласснику просто набраться сил, в первую очередь физических, и хорошо отдохнуть. Очень важно, чтобы у него не пропало желание и интерес к учебе, а за знаниями и умениями он отправится осенью.

Педагог-психолог Гильванова Гузель Кадимовна

МАДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» с. Бураево»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)

Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе

В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как  науки. Успешное решение задач развития личности ребенка,...

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...