Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе
статья (подготовительная группа) на тему

             Работа с родителями

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.

Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

  • положительных представлений о школе;
  • желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
  • сформированной позиции школьника.

        Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка дошкольника формируется:

  • под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
  • под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Критерии самооценки зависят:

  • от взрослого;
  • принятой системы воспитательной работы.

Самооценка в разных видах деятельности разная:

  • в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
  • в грамоте переоценивает;
  • в пение недооценивает себя.

Формирование самооценки

  • важна деятельность, в которую включен ребенок;
  • оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Дети, выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.

Дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.

Дети, имеющие разный статус, положение в группе – по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.

Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.

Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг..», «В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы:

«Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»

«Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»

«Ты наверно у нас будешь двоечником»

Знаешь, мы будим, как тебя любить, если станешь отличником?»,

«Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть»

«Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?»

Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сам родитель испытывает страх перед унижением и делает ответственным за свою самооценку ребенка или предъявляет к нему завышенные требования.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.

 

Виды совместной деятельности взрослого, с ребенком помогающие при формировании мотивационной готовности к школе

 

       Поддерживаем интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

      Организуем экскурсии в школу, знакомим с основными атрибутами школьной жизни.

      Практикум приходы детей - школьников в детский сад.

      Используем загадки на школьную тему.

      Используем развивающие игры «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей

 

Создание у ребенка положительного

отношения к школе и формирование направленности на обучение

 

 

  • Экскурсии с ребенком в школу.
  • Встреча и знакомство с учителем.
  • Рассказы о своих любимых учителях.
  • Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.
  • Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
  • Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
  • Семейное чтение художественной литературы.
  • Организация книжного уголка для ребенка.
  • Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
  • Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
  • Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре «В школу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

             Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.

Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

  1. положительных представлений о школе;
  1. желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
  2. сформированной позиции школьника.

        Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка дошкольника формируется:

  1. под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
  2. под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Критерии самооценки зависят:

  1. от взрослого;
  2. принятой системы воспитательной работы.

Самооценка в разных видах деятельности разная:

  1. в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
  2. в грамоте переоценивает;
  3. в пение недооценивает себя.

Формирование самооценки

  1. важна деятельность, в которую включен ребенок;
  2. оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Дети, выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.

Дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.

Дети, имеющие разный статус, положение в группе – по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.

Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.

Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг..», «В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы:

«Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»

«Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»

«Ты наверно у нас будешь двоечником»

Знаешь, мы будим, как тебя любить, если станешь отличником?»,

«Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть»

«Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?»

Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сам родитель испытывает страх перед унижением и делает ответственным за свою самооценку ребенка или предъявляет к нему завышенные требования.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.

Виды совместной деятельности взрослого, с ребенком помогающие при формировании мотивационной готовности к школе

       Поддерживаем интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

      Организуем экскурсии в школу, знакомим с основными атрибутами школьной жизни.

      Практикум приходы детей - школьников в детский сад.

      Используем загадки на школьную тему.

      Используем развивающие игры «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и др.

Памятка для родителей

Создание у ребенка положительного

отношения к школе и формирование направленности на обучение

  1. Экскурсии с ребенком в школу.
  2. Встреча и знакомство с учителем.
  3. Рассказы о своих любимых учителях.
  4. Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.
  5. Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
  6. Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
  7. Семейное чтение художественной литературы.
  8. Организация книжного уголка для ребенка.
  9. Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
  10. Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
  11. Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре «В школу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Проблема формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе

Для того, чтобы успешно учиться в школе , войти в школьную жизнь и успешно выполнять все обязанности школьника, ребенок должен достигнуть не только определенного уровня интеллектуального развития и им...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе/

Скажите, пожалуйста, что вы считаете подготовкой к школе? И как узнать, что ребенок готов к школе, что он должен уметь и знать?Ребенок, переступив порог школы, должен соответствовать оп...

План по самообразованию «Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе»

Цель: Повышение профессиональной компетентности при организации и проведении мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет. Задачи:1.Повысить собственный уровень знаний на тему «Формиров...

«КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ».

Сборник игр и упражнений, направленный на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Скоро в школу!»...