Проблема формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе
статья на тему

Для того, чтобы успешно учиться в школе , войти в школьную жизнь и успешно выполнять все обязанности школьника, ребенок должен достигнуть не только определенного уровня интеллектуального развития и иметь достаточный запас представлений, но и должен обладать известной направленностью своей личности и теми чертами воли и характера, которые обеспечивают возможность полноценного выполнения им учебного труда. Всего этого ребенок должен достигнуть  в период своего дошкольного детства. Но достигается это не само по себе, а в результате воспитания и обучения в период дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Какие мать или отец не хотят, чтобы их ребенок с удовольствием посещал школу, хорошо учился и пользовался уважением и любовью не только педагогов, но и сверстников?

Первое сентября! Практически у каждого человека с этим днем связаны волнующие и трогательные воспоминания. Память долго сохраняет день, когда мы в первый раз идем в школу, вооружившись пока еще легкими ранцами и огромными букетами цветов. Рядом с первоклассниками - мамы и папы, бабушки и дедушки, которые волнуются не меньше своих чад. Как он себя чувствует? Не будет ли он переутомляться? Как сложатся его взаимоотношения со сверстниками и учителями? На эти вопросы невозможно ответить однозначно, поскольку все зависит от того, каким ребенок пришел в первый класс. Начато обучения это в некотором роде экзамен для всей семьи. И то, насколько успешно будет сдан этот экзамен, во многом зависит от качества дошкольного воспитания и степени психологической готовности ребенка к школе.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность. Он знает, в какой стране живет, в каком населенном пункте находится его дом. Он отдает себе отчет в том, какое место среди людей занимает (он дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он находит себе место в пространстве и времени. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем. как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Но все равно поступление в школу является для ребенка переломным моментом в его жизни и формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. Поступление в школу изменяет весь строй жизни ребенка, оно вводит его в систему новых отношений, ставит перед ним новые задачи, формирует у него деятельность совершенно нового типа - учение в школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

Поэтому, важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания, - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению является важнейшим итогом психического развитая ребенка-дошкольника и необходимым условием успешного перехода к учению.

Но готовность к школе - понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система

школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и психологов искать общие критерии готовности ребенка к школе. Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие критерии невозможны. Школы различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Что еще важнее - это различный возраст начала обучения (одни школы принимают детей с шестилетнего возраста, другие - с семилетнего, а некоторые даже с восьмилетнего). Понятно, что готовность к одному варианту обучения вовсе не означает готовности к другому. Тем не менее, проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной системе, так как существовавшее в этой системе более или менее стихийно сложившееся соответствие школьных требований некоему «среднему» ребенку данного возраста сейчас соблюдается далеко не всегда.

Поэтому осуществление реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в частности, дальнейшее совершенствование начального обучения, требует более глубокого изучения основных закономерностей развития детей дошкольного возраста и улучшение на этой основе их подготовки к обучению в школе. Ведь основной причиной неуспеха детей в первом классе школы является то, что они еще «малы» психологически, то есть не готовы к школьному типу обучения.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить актуальность изучения данной проблемы. Она заключается в том, что вопрос психологической готовности к обучению в школе является важным для всех категорий детей.

А проблеме развития мотивации уделяется недостаточно внимания, особенно со стороны родителей. И именно недостаточно сформированная учебная мотивация часто приводит к проблемам в адаптации ребёнка в школе, сложностям в процессе усвоения знаний.

Определение уровня готовности к школе должно быть основанием не только для выбора оптимального, наиболее подходящего для ребенка варианта обучения и организации учебного процесса, но и для прогнозирования возможных школьных проблем, определения форм и методов индивидуального обучения.

В то же время необходимо знать причины отставания развития ребенка в каждом конкретном случае. Они могут быть связаны, например, с неблагополучным течением беременности и родов. Родовые травмы, тяжёлые заболевания, перенесённые малышом на первом году жизни и в раннем детстве, могут вызвать задержки в развитии на каком-либо этапе.

Причиной неготовности, конечно, может быть плохое состояние здоровья ребёнка, так как частые заболевания ослабляют его организм, снижают функциональные возможности, а значит, ребёнок будет очень быстро утомляться, и учебная нагрузка окажется ему не по силам.

Причиной неготовности может быть неблагоприятная обстановка в семье: постоянные конфликты, ссоры, которые вызывают у ребёнка страх, ведут к безнадзорности. Как правило, дети из таких семей с раннего возраста страдают выраженными нарушениями психического здоровья. Это робкие, недостаточно самостоятельные дети. У них отсутствует четкое понимание предъявляемых требований, работоспособность снижена. Они быстро устают при целенаправленной деятельности, с трудом могут «высидеть» весь урок, никак не сосредоточатся на задании, рассеянны и беспокойны В психолого-педагогической литературе существует два основных понятия для определения состояния детей при переходе от дошкольного периода к школьному: «школьная зрелость» и «готовность к школьному обучению».

Эти понятия адекватно отражают состояние ребенка, с одной стороны, как итог предшествующего дошкольного развития, т.е. определенный уровень зрелости, но сравнению с предыдущими этапами развития ребенка, а с другой - готовность к переходу в следующий возрастной этап, связанный с систематическим школьным обучением.

Термин «школьная зрелость», как правило, употребляется для характеристики психофизиологических особенностей детей, поступающих в школу. Понятие «школьная зрелость» подразумевает определенный уровень морфофункционалыюго и психофизиологического развития организма ребенка, при котором он может воспринимать определенную сумму знаний. При этом достигнутый уровень развития обеспечивает устойчивость организма к резко изменившимся условиям жизни, связанным с началом обучения. Но во многих работах предпочтение отдастся термину «готовность к школьному обучению» как наиболее часто употребляемому и отражающему значение данного возрастного периода для дальнейшего развития ребенка.

Таким образом, важнейшей задачей, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Поступление в школу является для ребенка переломным моментом в его жизни и формировании его личности. С

переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста.

Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась и исследуется в отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Однако разные исследователи по-разному определяют понятие «психологическая готовность к школьному обучению» и в качестве ведущего выделяют разные аспекты готовности к школе.

Л.И. Божович дала такое определение школьной зрелости: «это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной. интеллектуальной сфер и сферы произвольности». А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И. Божовнч еще в 60-е голы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетнческой деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».

Большое внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется и за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Иирасск (1978), сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой, и, наконец, данные экспериментальных научных исследований. Решением данной проблемы занимаются не только педагоги и психологи, но так же врачи и антропологи. Наибольшее количество исследований посвящено установлению взаимосвязей между различными физическими и психическими показателями, а так же между этими показателями и школьной успеваемостью.

Большой интерес представляют собственно психологические исследования. Это исследования, например, таких авторов как С. Штребела (1957), А. Керна (1954), Я. Йнрасска (1978) и др. По мнению этих авторов, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

Таким образом, на сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - явление многоаспектное, включающее соответствующие психологические, физиологические, физические и психические характеристики возрастного развития ребенка. Это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

В этом случае мы можем говорить о том, что психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Высокий уровень развития всех компонентов психологической готовности ребенка к школе важен как для того, чтобы его учеба была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Обучение в школе требует от ребенка, чтобы он не только владел определенным кругом представлений и знаний и имел известный уровень развития физических сил, но и предъявляет определенные требования к развитию его психики, к особенностям его памяти, к восприятию и ко многим другим процессам. Поступление в школу изменяет весь строй жизни ребенка, оно вводит его в систему новых отношений, ставит перед ним новые задачи, формирует у него деятельность совершенно нового типа - учение в школе.

Заключение.

Таким образом, поступая в школу, ребенок приобретает новое содержание своей жизни. Он получает звание школьника, а это уже ребенок, имеющий определенные обязанности перед обществом, за выполнение которых он несет ответственность. Школьник обязан учиться хорошо, он должен подчиняться школьным правилам, он должен согласовывать свое поведение с требованиями, традициями и взглядами своего школьного коллектива. Вместе с новыми обязанностями ребенок приобретает и новые права. Школьник может требовать со стороны окружающих отношения к своей учебной деятельности, как к деятельности серьезной, общественно- значимой. Он получает права на то, чтобы окружающие считались с его обязанностями, чтобы у него было свое рабочее место, он может требовать, чтобы ему не мешали, когда он готовит уроки, он начинает пользоваться большей самостоятельностью.

А если ребенок, придя в школу, с трудом усваивает правила поведения школьника, если он не вполне ясно понимает свои новые обязанности, то мы говорим, что такой ребенок еще «мал» психологически, то есть не готов к школьному типу обучения. Для того чтобы успешно учиться в школе, войти в школьную жизнь и успешно выполнять все обязанности школьника, ребенок должен достигнуть не только определенного уровня интеллектуального развития и иметь достаточный запас представлений, но он должен обладать известной направленностью своей личности и теми чертами воли и характера, которые обеспечивают возможность полноценного выполнения им учебного труда. Всего этого ребенок должен достигнуть в период своего дошкольного детства. Но достигается это не само по себе, а в результате воспитания и обучения ребенка в период дошкольного детства.

Вот почему проблема готовности ребенка к школьному обучению выходит далеко за пределы теоретической проблемы, она имеет непосредственно практический смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе/

Скажите, пожалуйста, что вы считаете подготовкой к школе? И как узнать, что ребенок готов к школе, что он должен уметь и знать?Ребенок, переступив порог школы, должен соответствовать оп...

План по самообразованию «Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе»

Цель: Повышение профессиональной компетентности при организации и проведении мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет. Задачи:1.Повысить собственный уровень знаний на тему «Формиров...

«КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ».

Сборник игр и упражнений, направленный на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Скоро в школу!»...