НОД "Тайны воды"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Рыль Наталья Александровна

Занятие по поисково-исследовательской деятельности "Тайны воды"  с использованием методики Савенкова А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   по исследовательской деятельности в старшей группе «Тайны воды»

(по методике А.И.Савенкова).

Программное содержание:


      Образовательные задачи:

  1. Познакомить детей с этапами исследования объекта.
  2. Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.
  3. Закреплять знания детей о воде, ее свойствах.
  4. Приобретение детьми новых знаний о воде.

Развивающие задачи:

  1. Продолжать развивать логическое мышление.
  2. Развивать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь пиктограмм -символов.
  3. Развивать творческие способности.
  4. Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.
  5. Активизировать словарь (течет, растворяет, газообразное состояние, исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия).

Обогащение словаря: гипотеза, мантия, академик, информация, лаборатория.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
  2. Воспитывать самостоятельность.
  3. Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.
  4. Закреплять умение работать в команде.

Методы и приемы: наглядные (рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации); словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали; отгадывание загадки); практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека, получение информации из книг, подвижная игра, зарисовывание полученной информации)

Материал и оборудование: игрушка Незнайка, карточки с символическими изображениями «методов исследования», карточки с изображением тем, папка юного исследователя, фломастеры, льдинки для наблюдения, оборудование для проведения опытов  (прозрачные ёмкости, соль, сахар, монетки, краски, кисточка, салфетки, кувшин с водой, яйцо),  листочки бумаги размером А5, детские энциклопедии с информацией про воду, головной убор академика, мантия,

Подготовка к НОД:

  • карточки с символическими изображениями «методов исследования»; модели, символы, связанные с животным миром; цветные карандаши, листочки; специальную «папку исследователя » для  ребенка. ( «Папка исследователя» – это лист картона с небольшими кармашками с символами, изображающими «методы исследования».)
  • картинки – «темы» будущих исследований .
  • книги и энциклопедии о воде.
  • материал для опытов

Ход НОД

 Дети сидят на стульях полукругом.
Педагог: сегодня мы с вами будем проводить самостоятельные исследования, как настоящие ученые.

Раздается стук в дверь.

Педагог Слышите, ребята, к нам кто-то стучится. Пойду, посмотрю.

Смотрите, к нам пришел Незнайка. Он грустный почему-то.

Незнайка (кукла)  Понимаете, Знайка согласился принять меня в клуб ученых, если я составлю доклад на одну из названных им тем, . А как это сделать я не знаю.

Вы часто мне помогали в трудных ситуациях, вот и в этот раз, я решил попросить у вас помощи.  Помогите мне, пожалуйста, я посмотрю, как это сделаете вы и научусь. Очень хочется попасть в клуб ученых малышек.

Педагог. Поможем Незнайке? Дети: да.
      Сегодня, дети,  мы будем учиться проводить самостоятельные исследования - так же, как это делают взрослые ученые. Давайте расскажем Незнайке, кто такие ученые (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое).  

Для начала нам нужно выбрать тему.

На мольберте, воспитатель располагает картинки с темами: «магнит»,
«вода», «песок», «луч света».

Педагог   Незнайка, а это что за загадка?

Незнайка  Совсем забыл. Тема следующей конференции – это отгадка этой загадки. Но у меня не получилось отгадать.
Дети отгадывают загадку.

В морях и реках обитает

Но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

Итак, уважаемые ученые , тема нашего исследования – вода.

С чего же нам начать?

Незнайка:  А мне Знайка как раз дал карты исследователей, на которых есть картинки - подсказки с методами исследования. Может, они нам помогут?

Педагог Вот они нам и нужны.

Давайте выберем того, кто будет выполнять самостоятельную исследовательскую работу. А мы им будем с вами  помогать.

 Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше новых сведений, и подготовить о ней сообщение - небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Где и как вы узнаете то, что вам интересно?

В ходе коллективного обсуждения «дети» называют «методы исследования». Карточки с обозначением методов исследования, это - план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений от «детей». Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

Давайте подумаем, с чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее? «Подведем» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. У детей должно сохраняться ощущение, что они все делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».

- Следующий вопрос - «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть в интернете», «понаблюдать», «провести эксперимент».

Прошу детей всех вместе повторить названные методы.

Сбор материала.

    Педагог Прежде, чем приступить к этой работе, мы с вами договоримся, как будем фиксировать информацию и полученные сведения. Конечно, сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их схематично зарисовывать на маленьких листочках, при помощи символов, значков. Листочки со значками складываем в кармашки папки  исследователя.

 Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю информацию, связанную с нашей темой. Всю информацию нужно зарисовывать на листочках.

Первый наш метод  «Подумать самостоятельно».  
Вспомните, что вы знаете  о воде .

Ответы детей: вода – это жидкость, ее нельзя удержать в руках, она вытекает. Вода прозрачная, не имеет вкуса.

Зарисовка.

Кто скажет нам, какой следующий метод?

Правильно,  «Спросить у другого человека».

Дети, кому вы можете  задать вопросы? Что будете спрашивать? Предлагаю посмотреть на зарисованные гипотезы и определиться, какой вопрос они будут задавать.

Дети попросили  мою сменщицу (она по образованию географ) ,которая присутствовала на занятии, рассказать им что-нибудь о воде. Из разговора они узнали, что вода занимает 80% планеты, рассмотрели глобус и карту, а также напомнила о круговороте воды в природе.

(Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю)

3. «Посмотреть в книге». дети , а сейчас посмотрите, следующий метод «посмотреть книгу». Поищите самую интересную и полезную информацию в энциклопедии.

Из книг дети узнали, что вода необходима всему живому на земле, вода нужна людям, животным, растениям. Вода широко используется людьми в разных отраслях.

Фиксируют новые данные.

 Подвижная игра «Капельки»

4. Наблюдение за лужами за окном. Почему тает снег?

дети

Вода бывает в природе в трех состояниях: жидкое, твердое, газообразное.

Льдинки по количеству детей. Лед тает в руках, прозрачный, образуется вода. Зарисовки.

5. «Провести опыт или эксперимент»

На столе оборудование для проведения эксперимента, схемы проведения опытов.

Возьмите стакан с водой, который стоит у вас на парте и аккуратно перелейте воду в пустой стакан. Что происходит? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей). Итак, вода - жидкая, потому что ее можно перелить из одного сосуда в другой.

Посмотрите, у вас на столах находятся разные предметы, что это за предметы? (Ответы детей)  А какой они формы? (Ответы детей)

Давайте посмотрим на воду в нашем стакане, а теперь перельем воду в пустой маленький стакан, что произошло? (Ответы детей) Сейчас возьмите тарелку и перелейте воду из стакана в тарелку, что произошло? (Ответы детей)

А кто мне скажет, какую форму имеет вода? (Ответы детей)

Вода без сосуда не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в который её переливают.

Ребята,  возьмите прозрачную баночку, перелейте в нее воду и посмотрите в баночку. Что мы видим? (Ответы детей)

А теперь опустите в баночку монетку. Что мы видим? (Ответы детей) Почему (Ответы детей)

Вода не имеет цвета, она прозрачная.

А сейчас возьмите баночку с водой и понюхайте воду, чем она пахнет? (Ответы детей) Вода не имеет запаха.

Ребята, а у воды есть вкус? (Ответы детей) У воды нет вкуса.

Давайте сейчас мы возьмем нашу емкость с водой и аккуратно разольем воду в два стакана. В один стакан мы добавим щепотку песка и постараемся размешать. Что произошло? (Ответы детей)

В другой стакан мы добавим щепотку сахарного песка. Что мы видим? (Ответы детей) А какие вещества еще растворяются в воде? (Ответы детей)

Ну и последнее, что мы с вами сделаем – добавим акварельные краски. Что произошло? (Ответы детей)

Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Вода в природе бывает солёная и пресная. - Как вы думаете, что значит пресная?

Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду?

Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.

Итак, вода - жидкая, потому что ее можно перелить из одного сосуда в другой.

Вода без сосуда не имеет формы, а принимает форму того сосуда в который её переливают.

Вода не имеет цвета, она прозрачная.

У воды нет вкуса.

Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

 Педагог: давайте немного отдохнем, расслабимся. Представьте себе, что- то очень приятное, послушайте песенку воды.
Раскладываем пиктограммы добровольцев, выделяем главное и второстепенное.

Доклад. (рассказ по теме) Два ребенка, одеты в мантии и головные уборы.
Воспитатель: наши исследователи сейчас сделают сообщение о воде.

Все остальные слушайте рассказ, а после доклада зададите вопросы.

После выступления исследователей, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

 Заключительная часть. (рефлексия)

Педагог А теперь давайте подведем итог нашего  исследования. Что вы узнали нового, о чём не знали раньше?

Молодцы ребята, вы очень помогли Незнайке, ваши листочки с зарисовками он заберет с собой и успешно сделает свой доклад.

Незнайка благодарит детей, забирает папку исследователя и уходит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Т.М. Бондаренко Экологические занятия с.94; Энциклопедия с.83, с. 63.

борудование:

2.Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

3.ПаршуковаН.Л.Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.п

4.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003.

5.Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование -2004. -№7.

6.Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. - 2003. - №10. С. 35-40

7.Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.- М.: Просвещение,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...