Главные вкладки

    Примерная программа "Формирование УУД у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "
    рабочая программа по коррекционной педагогике

    Лысова Надежда Валентиновна

    В материале представлена разработанная программа по формированию универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_uud.doc117.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Примерная

    рабочая программа развития УУД

    «Формирование предпосылок  универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с  задержкой психического развития «

    Разработчики:

    МБДОУ детский сад №19

    «Земляничка»

    учитель-дефектолог

    Лысова Н.В.

    Городской округ г.Бор

    Содержание:

    Введение

    1. Цель и задачи программы

    1. Особенности программы
    2. Характеристика универсальных учебных действий

    1. Формирование универсальных учебных действий по направлениям развития и образования детей

    1. Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению у детей с проблемами развития
    2. Виды заданий для формирования универсальных учебных действий:

    1. Способы формирования  УУД у детей с ЗПР
    2. Предметно –пространственная  развивающая среда,  как условие  формирования УУД дошкольников

    1. Портрет выпускника ДОУ

    Литература

    Введение

    Цель коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР  в условиях дошкольного учреждения – это формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.  Важно сформировать высшие психические функции: предпосылки мышления,  память, внимание, разные виды восприятия, развить зрительную, слуховую, моторную функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Так же необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка детей к обучению в школе.

    Поступление в школу детей  – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни.  Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение  в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей, а особенно это касается детей с ЗПР.  Развитие  познавательной деятельности дошкольников – один  из основных аспектов готовности детей к школе. В  процессе познавательной деятельности формируются умственные,  эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются  психические процессы: произвольное внимание  и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается   жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки,  благодаря чему развивается и сама личность ребенка.

    Таким образом,  задача ДОУ  заключается в том, чтобы – сформировать совокупность «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.

    Всё это обусловило необходимость разработки программы формирования универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Программа составлена  на основе требований ФГОС,  примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Реализация программы осуществляется комплексно через  разные виды образовательной деятельности (ООД, совместную деятельность  педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей),  преемственность от дошкольного к начальному общему образованию.

    1. Цель и задачи программы

    Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения универсальных учебных действий.  

    Задачи программы:

    - определить состав и характеристику универсальных учебных действий детей дошкольного возраста с ЗПР ;

    • выявить содержание универсальных учебных действия,  определить условия и виды заданий для формирования универсальных учебных действ;  в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
    • установить образ выпускника ребенка со снижением интеллекта.

    1. Особенности программы

    В программе формирования универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с ЗПР представлены:

    • характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий дошкольников;
    • предпосылки формирования УУД  у детей с проблемами развития;
    • особенности формирование универсальных учебных действий  по направлениям развития и образования детей;
    • условия, при которых возникают и развиваются УУД;
    • виды заданий для формирования универсальных учебных действий;
    • особенности предметно –пространственной  развивающей среды,  как условие  формирования УУД дошкольников;
    • портрет выпускника ДОУ с ЗПР.

    1. Характеристика универсальных учебных действий

    Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через  практическую деятельность, через «умение учиться».

    В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

    1) личностный;

    2) регулятивный;

    3) познавательный;

    4) коммуникативный.

    Личностные  УУД

    Самоопределение – внутренняя позиция  будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, что я могу, что я знаю,  каким я хочу стать, каким я буду и т.п.);

    Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение имеет для меня учение);
    Нравственно-этического оценка – способность    соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

    Предпосылками  личностных УУД у детей с ЗПР   являются:

    • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
    • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
    • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
    • формирование познавательной и социальной мотивации;  
    • формирование адекватной самооценки;
    • формирование  умения прийти на помощь другу, герою сказки;
    • формирование способности учитывать чужую точку зрения;
    • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой Родине, уважение к старшим и т.п.)

    Регулятивные УУД

    Целеполагание – умение  сохранять заданную цель;

    Планирование – умение планировать свое действие в соответствии  с конкретной задачей;

    Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

    Контроль – умение контролировать свою деятельность  по результату деятельности и по процессу;

    Коррекция – умение видеть указанную ошибку и  исправлять ее по указанию взрослого;

    Оценка – умение  оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

    Предпосылками  регулятивных УУД являются:

    • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
    • умение сохранять заданную цель;
    • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
    • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
    • умение контролировать свою деятельность по результату;
    • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
    • умение работать по инструкции взрослого;
    • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
    • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
    • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
    • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

    Познавательные УУД

    • Ориентировка  в пространстве и времени;
    • Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
    • Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
    • Умение работать по заданному алгоритму;
    • Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

    Информационные

    • Умение работать по книге;
    • Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
    • Умение работать по иллюстрациям.
    • Умение пользоваться  школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

    Логические

    • Классификация
    • Анализ
    • Синтез
    • Сравнение
    • Обобщение
    • Сериация
    • Исключение   лишнего
    • Подбор подходящего
    • Установление причинно-следственных связей
    • Использование  знаково-символических средств
    • Моделирование

    Предпосылками  познавательных УУД являются:

    • навыки сформированности сенсорных эталонов;
    • ориентировка в пространстве и времени;
    • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
    • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
    • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
    • умение производить анализ и синтез объектов;
    • умение устанавливать причинно-следственные связи;
    • умение выделять существенные признаки объектов;
    • умение устанавливать аналогии на предметном материале;
    • умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
    • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
    • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
    • умение ориентироваться в книге; умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью; умение находить нужную страницу; умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
    • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
    • умение пользоваться  простейшими  инструментами.

    Коммуникативные УУД

    • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
    • Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
    • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
    • Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
    • Владение невербальными средствами общения.

    Предпосылками коммуникативных УУД являются:

    • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
    • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
    • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
    • ориентация на партнера по общению;
    • умение строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
    • умение слушать собеседника;
    • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
    • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
    • умение предлагать помощь и сотрудничество.

    4.Формирование универсальных учебных действий

    по направлениям развития и образования детей

    Направления развития детей

    Развитие УУД

    Познавательное развитие

    Работа над ознакомлением с окружающим, познание связей и причин природных явлений, формирование представлений о малой Родине, работа над  разными проектами и пр. позволяет работать над получением познавательных результатов образования.  Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных УД.

    Совместная деятельность детей при работе над познанием окружающего, проектами в группе

    способствуют формированию коммуникативных умений.

    Речевое развитие

    Развитие речи как средство языка невозможно без развития коммуникативных умений.

    Работа с детской литературой, иллюстрациями книг, работа с образцами книжной культуры позволяет обогатить сферу представления, способствует развитию любознательности и пр. А это в свою очередь познавательных учебных действий.

    Социально-коммуникативное развитие

    Освоение норм поведения и ценностей общества является необходимым условием совместного проживания человека в обществе. Освоение и принятие норм и правил ребенком способствует развитию личностных качеств и формирования личности в целом.

    Самообслуживание, участие в элементарном труде, в социально значимых трудовых поручениях  развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд позволяет лучше узнать индивидуальные особенности детей, развить определенные способности.

    Физическое развитие

    Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия.

    Художественно-эстетическое развитие

    Работа с ребенком по художественно-эстетическому направлению способствует развитию всех видов УУД.

    Работа ребенка с разными видами искусства, освоение продуктивных видов детской деятельности позволяет формировать познавательные универсальные учебные действия. Выражение отношения к продуктам человеческого творчества, оценивание работ  - позволяет формировать личностные и коммуникативные  учебные действия.

    Планирование своей деятельности и достижение результата  позволяет формировать регулятивные учебные действия .

    1. Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению у детей с проблемами развития
    • Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Один и  тот же материал должен предоставляться  ребенку с разных сторон, и разными методами.  
    • Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
    • Ребенок должен  понимать  важность преподносимого материала.
    • Задания,  предлагаемые детям, должны строиться  с учетом зоны ЗБР, т.е. должны быть трудными, но посильными.
    • Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
    • Образовательная  деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс  поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
    • Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

    Воспитание  познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка со снижением интеллекта, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей в дальнейшем.

    1. Виды заданий для формирования универсальных учебных действий:

    УУД

    Задания

    Характеристика

    Личностные УУД

    Участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах

    Подведение промежуточных итогов и итогов  занятия

    Творческие задания

    Самооценка

    Тетради достижений

    - во  время обсуждений, рассуждений и споров  дети учатся аргументировать  и отстаивать  свою точку зрения;

    во время подведения итогов у  детей происходит  осмысление полученных знаний и опыта;

    – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

     – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения  на занятии, а также может быть предложено,  оценить работу других детей (с помощью взрослого);

    – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в тетради наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое.

    Познавательные УУД

    Классификация

    Анализ

    Синтез

    Сравнение

    Обобщение

    Сериация

    Сернация

     Исключение лишнего

    Подбор подходящего

     Прохождение лабиринтов

    Работа с разного вида таблицами

    Знаки и символы

    Решение логических задач

    Установление причинно-следственных связей

    • – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
    • – предлагается выделить, расчленить  объект на составляющие его элементы;
    • – объединение   отдельных компонентов в целое;
    • – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия  в предметах;
    • – выделение  общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
    • – установление  последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
    • – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов;
    • нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним;
    • необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
    • – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
    • – детям предлагаются игры и упражнения  типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
    • – умение работать со знаками и символами;
    • работа со схемами, составление схем-опор;
    • – решение различных логических задач,  в том числе и задачи с отрицанием;
    • – «что сначала, что потом»;

    Регулятивные УУД

    «Преднамеренные ошибки»

    Поиск нужного материала (картинок)

    Взаимоконтроль

    Заучивание материала наизусть

    Контрольный опрос

    • –  детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти;
    • требуется найти среди предложенных картинок, картинки  по заданной теме;
    • – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;
    • – предлагается выучить  стихотворение, потешку, скороговорку,  и др. наизусть;
    • – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

    Коммуникативные УУД

    Составь рассказ, опиши предмет

    Составление диалога (работа в парах)

    «Выскажи свое мнение о…»

    Обсуждение, рассуждение, спор

    «Объясни…»

    «Ответь на вопросы»

    Групповая работа

    • – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
    • - можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь;
    • – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
    • – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
    • - можно объяснять выполнение своих действий, или  прокомментировать картинку;
    • - детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой  теме или по определенному заданию
    • – любая совместная групповая работа формирует  коммуникативные УУД.

    Основными средствами формирования универсальных учебных действий детей  с ЗПР являются вариативные по формулировке учебные задания, которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Такие как: объясни, проверь, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, наблюдай, сделай вывод и т.д. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

    1. Способы формирования  УУД у детей
    • Опора  на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, используя игры с правилами, игровые ситуации;
    • Включение  дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование и др.;
    • Максимальное использование метода поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи;
    • Создание атмосферы  успеха;
    • Тренировка  мыслительных операций – классификации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сериации, сернации  и др.;
    • Развитие коммуникативных способностей детей,  вербальной и невербальной речи;
    • Развитие творческих способностей;
    • Развитие  навыков самоконтроля;
    • Акцентирование внимания на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях;
    • Помощь в  обретении уверенности в своих силах и способностях;
    • Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).
    • Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;
    • Личные контакты с детьми;
    • Принятие его таким, какой он есть, доброжелательное и уважительное отношение к его личности.
    • Поощрение  и похвала.

    1. Предметно –пространственная  развивающая среда,  как условие  формирования УУД дошкольников

    В детском саду для детей с ЗПР – это гармоничное соотношение материалов, окружающих детей, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и позволяющая в комплексе формировать УУД.

    УУД

    Содержание ППРС

    1

    личностные УУД

    Оборудованный спортивный уголок в группе в соответствии с требованиями, физкультурный зал и спортивная площадка с «Дорожкой здоровья» и пр.

    2

    регулятивные УУД

    Наличие в группе уголков социально-эмоционального развития; наличие кабинета педагога-психолога и пр.

    3

    познавательные УУД

    Наличие кабинета учителя-дефектолога и учителя – логопеда, оформленных в соответствии с требованиями, цветники на участках; площадка для изучения правил дорожного движения и др.;

    4

    коммуникативные универсальные действия

    Наличие музыкального зала, оформленного в соответствии с требованиями; театральный уголок в группе  с различными видами театров и др.

                           

    1. Портрет выпускника ДОУ
    1. Ребенок, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий  инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности (регулятивные УУД);

    2- Ребенок положительно  относится  к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты (личностные, регулятивные УУД);

    3- Ребенок с развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам (регулятивные УУД););

    4 - Ребенок с хорошо развитий устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности (коммуникативные УУД);

    5 - Ребенок  с развитой крупной и мелкой моторикой; подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими (личностные УУД);

    6- ребенок способный к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены (личностные УУД);

    7- Ребенок любознательный, умеющий задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересующийся причинно-следственными связями, пытающийся  самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (познавательные УУД).

    Литература:

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155  Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  

    «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: 2010.

    Формирование универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в рамках сопровождения. Т.Л.Тимофеева. - М., 2013 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

    Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

    Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

    Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

    Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

    Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

    Развитие творческого воображения средствами театральной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Наблюдения за развитием детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выявили, что воображение у дошкольников имеет ряд особенностей в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что вообр...

    Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

    Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...