Примерная рабочая программа "Формирование УУД у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "
методическая разработка

Лысова Надежда Валентиновна

В материале представлена разработанная программа по формированию универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uud.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 детский сад №19 «Земляничка»

Примерная

рабочая программа развития УУД

«Формирование предпосылок  универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с  задержкой психического развития «

Разработчики:

учитель-дефектолог

Лысова Н.В.

МАДОУ детского сада №19

«Земляничка»

городской округ город Бор

2021 год

Содержание:

Введение

  1. Цель и задачи программы

  1. Особенности программы
  2. Характеристика универсальных учебных действий

  1. Формирование универсальных учебных действий по направлениям развития и образования детей

  1. Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению у детей с проблемами развития
  2. Виды заданий для формирования универсальных учебных действий:

  1. Способы формирования  УУД у детей с ЗПР
  2. Предметно –пространственная  развивающая среда,  как условие  формирования УУД дошкольников

  1. Портрет выпускника ДОУ

Литература

Введение

Цель коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР  в условиях дошкольного учреждения – это формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.  Важно сформировать высшие психические функции: предпосылки мышления,  память, внимание, разные виды восприятия, развить зрительную, слуховую, моторную функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Так же необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка детей к обучению в школе.

Поступление в школу детей  – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни.  Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение  в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей, а особенно это касается детей с ЗПР.  Развитие  познавательной деятельности дошкольников – один  из основных аспектов готовности детей к школе. В  процессе познавательной деятельности формируются умственные,  эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются  психические процессы: произвольное внимание  и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается   жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки,  благодаря чему развивается и сама личность ребенка.

Таким образом,  задача ДОУ  заключается в том, чтобы – сформировать совокупность «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.

Всё это обусловило необходимость разработки программы формирования универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Программа составлена  на основе требований ФГОС,  примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Реализация программы осуществляется комплексно через  разные виды образовательной деятельности (ООД, совместную деятельность  педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей),  преемственность от дошкольного к начальному общему образованию.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения универсальных учебных действий.  

Задачи программы:

- определить состав и характеристику универсальных учебных действий детей дошкольного возраста с ЗПР ;

  • выявить содержание универсальных учебных действия,  определить условия и виды заданий для формирования универсальных учебных действ;  в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
  • установить образ выпускника ребенка со снижением интеллекта.

  1. Особенности программы

В программе формирования универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с ЗПР представлены:

  • характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий дошкольников;
  • предпосылки формирования УУД  у детей с проблемами развития;
  • особенности формирование универсальных учебных действий  по направлениям развития и образования детей;
  • условия, при которых возникают и развиваются УУД;
  • виды заданий для формирования универсальных учебных действий;
  • особенности предметно –пространственной  развивающей среды,  как условие  формирования УУД дошкольников;
  • портрет выпускника ДОУ с ЗПР.

  1. Характеристика универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через  практическую деятельность, через «умение учиться».

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные  УУД

Самоопределение – внутренняя позиция  будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, что я могу, что я знаю,  каким я хочу стать, каким я буду и т.п.);

Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение имеет для меня учение);
Нравственно-этического оценка – способность    соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками  личностных УУД у детей с ЗПР   являются:

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • формирование познавательной и социальной мотивации;  
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование  умения прийти на помощь другу, герою сказки;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;
  • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой Родине, уважение к старшим и т.п.)

Регулятивные УУД

Целеполагание – умение  сохранять заданную цель;

Планирование – умение планировать свое действие в соответствии  с конкретной задачей;

Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

Контроль – умение контролировать свою деятельность  по результату деятельности и по процессу;

Коррекция – умение видеть указанную ошибку и  исправлять ее по указанию взрослого;

Оценка – умение  оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Предпосылками  регулятивных УУД являются:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
  • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
  • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
  • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Познавательные УУД

  • Ориентировка  в пространстве и времени;
  • Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
  • Умение работать по заданному алгоритму;
  • Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Информационные

  • Умение работать по книге;
  • Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
  • Умение работать по иллюстрациям.
  • Умение пользоваться  школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

Логические

  • Классификация
  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Сериация
  • Исключение   лишнего
  • Подбор подходящего
  • Установление причинно-следственных связей
  • Использование  знаково-символических средств
  • Моделирование

Предпосылками  познавательных УУД являются:

  • навыки сформированности сенсорных эталонов;
  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
  • умение производить анализ и синтез объектов;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение выделять существенные признаки объектов;
  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;
  • умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
  • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
  • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
  • умение ориентироваться в книге; умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью; умение находить нужную страницу; умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
  • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
  • умение пользоваться  простейшими  инструментами.

Коммуникативные УУД

  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
  • Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
  • Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
  • Владение невербальными средствами общения.

Предпосылками коммуникативных УУД являются:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
  • умение слушать собеседника;
  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • умение предлагать помощь и сотрудничество.

4.Формирование универсальных учебных действий

по направлениям развития и образования детей

Направления развития детей

Развитие УУД

Познавательное развитие

Работа над ознакомлением с окружающим, познание связей и причин природных явлений, формирование представлений о малой Родине, работа над  разными проектами и пр. позволяет работать над получением познавательных результатов образования.  Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных УД.

Совместная деятельность детей при работе над познанием окружающего, проектами в группе

способствуют формированию коммуникативных умений.

Речевое развитие

Развитие речи как средство языка невозможно без развития коммуникативных умений.

Работа с детской литературой, иллюстрациями книг, работа с образцами книжной культуры позволяет обогатить сферу представления, способствует развитию любознательности и пр. А это в свою очередь познавательных учебных действий.

Социально-коммуникативное развитие

Освоение норм поведения и ценностей общества является необходимым условием совместного проживания человека в обществе. Освоение и принятие норм и правил ребенком способствует развитию личностных качеств и формирования личности в целом.

Самообслуживание, участие в элементарном труде, в социально значимых трудовых поручениях  развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд позволяет лучше узнать индивидуальные особенности детей, развить определенные способности.

Физическое развитие

Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия.

Художественно-эстетическое развитие

Работа с ребенком по художественно-эстетическому направлению способствует развитию всех видов УУД.

Работа ребенка с разными видами искусства, освоение продуктивных видов детской деятельности позволяет формировать познавательные универсальные учебные действия. Выражение отношения к продуктам человеческого творчества, оценивание работ  - позволяет формировать личностные и коммуникативные  учебные действия.

Планирование своей деятельности и достижение результата  позволяет формировать регулятивные учебные действия .

  1. Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению у детей с проблемами развития
  • Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Один и  тот же материал должен предоставляться  ребенку с разных сторон, и разными методами.  
  • Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
  • Ребенок должен  понимать  важность преподносимого материала.
  • Задания,  предлагаемые детям, должны строиться  с учетом зоны ЗБР, т.е. должны быть трудными, но посильными.
  • Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
  • Образовательная  деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс  поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
  • Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

Воспитание  познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка со снижением интеллекта, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей в дальнейшем.

  1. Виды заданий для формирования универсальных учебных действий:

УУД

Задания

Характеристика

Личностные УУД

Участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах

Подведение промежуточных итогов и итогов  занятия

Творческие задания

Самооценка

Тетради достижений

- во  время обсуждений, рассуждений и споров  дети учатся аргументировать  и отстаивать  свою точку зрения;

во время подведения итогов у  детей происходит  осмысление полученных знаний и опыта;

– повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

 – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения  на занятии, а также может быть предложено,  оценить работу других детей (с помощью взрослого);

– ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в тетради наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое.

Познавательные УУД

Классификация

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Сериация

Сернация

 Исключение лишнего

Подбор подходящего

 Прохождение лабиринтов

Работа с разного вида таблицами

Знаки и символы

Решение логических задач

Установление причинно-следственных связей

  • – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
  • – предлагается выделить, расчленить  объект на составляющие его элементы;
  • – объединение   отдельных компонентов в целое;
  • – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия  в предметах;
  • – выделение  общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
  • – установление  последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
  • – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов;
  • нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним;
  • необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
  • – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
  • – детям предлагаются игры и упражнения  типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
  • – умение работать со знаками и символами;
  • работа со схемами, составление схем-опор;
  • – решение различных логических задач,  в том числе и задачи с отрицанием;
  • – «что сначала, что потом»;

Регулятивные УУД

«Преднамеренные ошибки»

Поиск нужного материала (картинок)

Взаимоконтроль

Заучивание материала наизусть

Контрольный опрос

  • –  детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти;
  • требуется найти среди предложенных картинок, картинки  по заданной теме;
  • – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;
  • – предлагается выучить  стихотворение, потешку, скороговорку,  и др. наизусть;
  • – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

Коммуникативные УУД

Составь рассказ, опиши предмет

Составление диалога (работа в парах)

«Выскажи свое мнение о…»

Обсуждение, рассуждение, спор

«Объясни…»

«Ответь на вопросы»

Групповая работа

  • – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
  • - можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь;
  • – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
  • – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
  • - можно объяснять выполнение своих действий, или  прокомментировать картинку;
  • - детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой  теме или по определенному заданию
  • – любая совместная групповая работа формирует  коммуникативные УУД.

Основными средствами формирования универсальных учебных действий детей  с ЗПР являются вариативные по формулировке учебные задания, которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Такие как: объясни, проверь, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, наблюдай, сделай вывод и т.д. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

  1. Способы формирования  УУД у детей
  • Опора  на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, используя игры с правилами, игровые ситуации;
  • Включение  дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование и др.;
  • Максимальное использование метода поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи;
  • Создание атмосферы  успеха;
  • Тренировка  мыслительных операций – классификации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сериации, сернации  и др.;
  • Развитие коммуникативных способностей детей,  вербальной и невербальной речи;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие  навыков самоконтроля;
  • Акцентирование внимания на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях;
  • Помощь в  обретении уверенности в своих силах и способностях;
  • Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).
  • Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;
  • Личные контакты с детьми;
  • Принятие его таким, какой он есть, доброжелательное и уважительное отношение к его личности.
  • Поощрение  и похвала.

  1. Предметно –пространственная  развивающая среда,  как условие  формирования УУД дошкольников

В детском саду для детей с ЗПР – это гармоничное соотношение материалов, окружающих детей, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и позволяющая в комплексе формировать УУД.

УУД

Содержание ППРС

1

личностные УУД

Оборудованный спортивный уголок в группе в соответствии с требованиями, физкультурный зал и спортивная площадка с «Дорожкой здоровья» и пр.

2

регулятивные УУД

Наличие в группе уголков социально-эмоционального развития; наличие кабинета педагога-психолога и пр.

3

познавательные УУД

Наличие кабинета учителя-дефектолога и учителя – логопеда, оформленных в соответствии с требованиями, цветники на участках; площадка для изучения правил дорожного движения и др.;

4

коммуникативные универсальные действия

Наличие музыкального зала, оформленного в соответствии с требованиями; театральный уголок в группе  с различными видами театров и др.

                       

  1. Портрет выпускника ДОУ
  1. Ребенок, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий  инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности (регулятивные УУД);

2- Ребенок положительно  относится  к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты (личностные, регулятивные УУД);

3- Ребенок с развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам (регулятивные УУД););

4 - Ребенок с хорошо развитий устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности (коммуникативные УУД);

5 - Ребенок  с развитой крупной и мелкой моторикой; подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими (личностные УУД);

6- ребенок способный к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены (личностные УУД);

7- Ребенок любознательный, умеющий задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересующийся причинно-следственными связями, пытающийся  самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (познавательные УУД).

Литература:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155  Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  

«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: 2010.

Формирование универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в рамках сопровождения. Т.Л.Тимофеева. - М., 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный....