Организация исследовательской деятельности в работе с детьми с ОНР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Дети любят принимать участие в исследовательской деятельности. Они с удовольствием экспериментируют, наблюдают, анализируют.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rf.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности  в работе с детьми с ОНР

В процессе проведения эксперимента возможно достижение  речевых целей, что является главной задачей педагогов в работе с детьми с ОНР.  Во время занятий по экспериментальной деятельности происходит: обогащение, активизация и актуализация словаря. формирование и закрепление грамматических категорий речи (согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов).         На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы, ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий нужно суметь выбрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий, как раз и происходят формирование монологической речи, умение выстраивать проговаривать собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Наблюдается стойкий эмоциональный подъем. Дети долго  вспоминают все происходящее, рассказывают об эксперименте всем, кто хочет их слушать, радуются, если родители не могут ответить на поставленный вопрос, долго объясняют, почему происходит то или иное явление, ждут следующего эксперимента с нетерпением.   Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент даже стеснительные, мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план общения. Во время эксперимента возникает свободное общение между  ребенком и взрослым. Этот момент можно использовать для автоматизации звуков, что дает лучшие результаты, чем использование традиционных приемов, т.к. автоматизация звука в связной речи усложняется  дополнительной задачей (постановка гипотезы, поиск доказательств).

В процессе экспериментирования реализуется здоровьесберегающие технологии. Так, например, при изучении свойств воздуха  используются трубочки для коктейля, воздушные шары. Упражнения и игры с ними служат упражнениями дыхательной гимнастики и для  укреплению губных мышц. При изучении свойств резины  хорошо  использовать и  массажные мячики, в упражнения   с ними,  помимо исследования,  можно  снимать мышечное напряжение, расслаблять кисти рук, повышать  устойчивость  внимания. Развитие мелкой  моторики происходит в ходе  различных манипуляций с предметами, например,  разрезания бумаги, ткани, ниток, рисование ватными палочками, задержание воды в трубке и так далее.

Таким образом, детское экспериментирование располагает большим потенциалом формирования и развития речи у дошкольников с ОНР. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"

Консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"...

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы п...

«Организация исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности «Ходит Капелька по свету»

В данном проекте говорится о важности развития у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды....

Работа с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательской деятельности с использованием микроскопа

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательской деятельности с использованием микроскопа....

План работы по организации исследовательской деятельности с использованием электронного микроскопа с детьми (5-7 лет), гр. «Радуга»

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможным...

Сообщение из опыта работы «Организация исследовательской деятельности с детьми».

Организация исследовательской деятельности  с детьми....