Статьи и публикации Учителя-логопедов в СМИ
статья по логопедии

Максимова Надежда Геннадьевна

- Статья Влияние коррекционной – развивающей среды  в исправлении речевых нарушении

- Статья Предметно развивающая среда в условиях ФГОС ДО 

- Статья Система работы  педагога-психолога и учителя логопеда  с детьми  ЗПР при подготовке их к школе.

- Статья Песочная терапия в коррекционной работе с детьми ОНР

- Статья Использование палочек  Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

- Статья «Использование мнемотехники  как эффективный  метод  в работе учителя – логопеда  с детьми  ОВЗ».

- Презентация к статье «Использование мнемотехники  как эффективный  метод  в работе учителя – логопеда  с детьми  ОВЗ».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование палочек  Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста,

 имеющих нарушения речи

                                                                          Максимова Надежда Геннадьевна,

учитель – логопед,

МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»,

с. Дульдурга, Дульдургинский район,

 Забайкальский край,

    В статье представлена  работа  учителя логопеда с детьми  ЗПР при подготовке их к школе. Представлен опыт работы по использованию  палочек   Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, которые позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс более результативным.

     Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.

    Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном  темпе созревания различных психических функций. По разным данным, дети с ЗПР различного генеза составляют от 6 до 11% из числа всех детей.[1]

   Задержки психического развития является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у  детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. У этих детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковых (фонетика) и смысловых сторон (грамматика и лексика) речи. Таким образом, ОНР выступает как вторичное нарушение и требует несколько другого подхода к коррекции чем  с детьми с ОНР «чистом»  виде, то есть с сохранным интеллектом.[2]

    К проблеме изучения общего недоразвития речи обращались В. П. Глухов, Т.А. Ткачева, Р.Н. Лалаева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина и др.[3]

  Система работы специалистов построена исходя из характеристики детей, имеющие  ЗПР данные в трудах В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, И.Ф. Марковской, С. Антоновой, А.Л. Сиротюк. По мнению И.Ф. Марковской, при преобладании общих нейродинамических расстройств, прогноз развития достаточно благоприятен.[3]

         Опыт мировой и отечественной педагогики и психологии показывает, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном развитии личности дошкольника. Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития восприятия, которое является базовым познавательным процессом.

 Особое значение приобретает развитие восприятия у детей с ОНР на фоне ЗПР, для которых характерно  незрелость эмоционально - волевой сферы: иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания, его устойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.  Отсюда вытекает нарушения восприятия. Дети не могут построить целостный образ, страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

     Имея детей с такими нарушениями и понимая важность формирования восприятия как основы развития речи и познавательных психических процессов у детей, мы  предпринимаем активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс. Использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала.

В процессе работы нами  были разработаны варианты логопедических игр и упражнении с применением метода наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:

    - обогащение словаря;

    - закрепление навыков словоизменения;

    - формирование и совершенствование умений детей использовать в речи    различные конструкции предложений;

    - формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;

    - проведение коррекции нарушенного звукопроизношения;

    - развитие слухового восприятия и внимания памяти;

    - развитие зрительного восприятия и памяти;

    - развитие чувства ритма;

    - развитие мыслительных операций;

    - профилактика нарушений письма и чтения;

    - развитие зрительно-пространственного гнозиса.

Для решения данных задач мы  используем  нетрадиционное для логопедии дидактическое средство - палочки  Кюизенера, которые представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера,  как различная длина,  цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.[5]

   Палочки Кюизенера мы  используем  в различных видах коррекционной работы, например:

    - повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед, игра «Повтори за мной»;

    - продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка -  слог СА, синяя    - слог СЫ), аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации  звуков, игровое упражнение «Посчитай слоги»;

    - выкладывание схем слов, предложений,  игра «Длинное, короткое»;

    - согласование количественных числительных  и   существительных,       игровое упражнение «Разноцветные слова»;

    - согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже,   игра  «Раздели слова»;

    - отстукивание и выкладывание различных ритмов,  игра «Веселый счет»;

    - конструирование букв по образцу, игра «Найди букву».

Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).

Таким образом,  использование в коррекционно-развивающей работе игр и упражнении с палочками Кюизенера способствует:

    - развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;

    - формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;

    - развитию свойств внимания и мыслительных операций.

Комплект цветных счетных палочек наравне с развитием математических представлений позволяет одновременно закрепить у детей в практической деятельности грамматические категории - употреблять порядковые и количественные числительные; учить задавать вопросы и отвечать на них, используя предложения с однородными определениями. Палочки  являются хорошим материалом для развития мелкой моторики, психических процессов, таких как память, воображение, логическое мышление.

    Мы используем игры, как часть занятий по обучению грамоте: выкладывая буквы, слоги, слова.   В игровой форме дети быстрее запоминают буквы, элементы, из которых они состоят. Выкладывание слогов и слов ускоряет процесс освоения звукового и слогового состава слова, что становится базой для овладения чтения.

    На индивидуальных логопедических занятиях мы тоже  используем палочки. Работая с ними,  дети одновременно выполняют различные речевые задания: проговаривание предложений;  называние частей предмета; согласование существительных с количественными числительными (одна оса, две осы, пять ос); согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; автоматизация поставленных звуков и их дифференциация (различение); формирование навыков произношения слов сложной слоговой структуры (снеговик, экскаватор); отстукивание и выкладывание различных ритмов; закрепление коротких стихов и потешек.

Использование цветных счётных палочек Кюизенера на логопедических занятиях способствует повышению интереса у детей, предлагаемый материал усваивается быстрее и лучше.

      Мониторинг результатов коррекционной работы учителя-логопеда  с детьми  ОНР показал, что в ходе реализации системы работы у таких детей значительно повышается уровень развития, а именно:

    - происходит развитие игровой деятельности;

    -  развитие общих двигательных навыков;

    - развитие речевого общения с окружающими;

    - коррекция  речевой функциональной системы и психических процессов.

    Таким образом,  развивая способности детей, используя современные технологии, мы способствуем интеллектуальному, речевому и познавательному развитию, что позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; развивает творческие способности, помогает утвердить  чувство  уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Литература

1.Журбина О.А., Краснощекова Н.В.  Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе.-Ростов н/Д: Феникс,2007.

2. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Разноцветные полоски. Играем в детском саду, дома и на улице. - СПб, "Невская жемчужина", 2002г.

3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников -  СПб, "Детство-Пресс", 2004г.

4.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера,2003.

5.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс,2004.

6.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети  с ОНР. Воспитание и обучение. - М.: ГНОМ и Д.,2000.

Интернет-ресурс: http://www.corvet-igra.ru



Предварительный просмотр:

«Использование мнемотехники  как эффективный  метод

в работе учителя – логопеда  с детьми  ОВЗ».

В статье представлен  опыт работы по использованию  мнемотехники  как эффективный  метод в работе учителя – логопеда  с детьми  ОВЗ  

старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, которые позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс более результативным.

                                                                                      Максимова Надежда Геннадьевна,

учитель – логопед,

МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»,

с. Дульдурга, Дульдургинский район,

 Забайкальский край

 

 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету».

 К. Д. Ушинский

    Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может правильно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместных играх. И наоборот неясная речь ребенка весьма затрудняет  его взаимо отношения с людьми и нередко накладывает тяжелый  отпечаток на его характер.  

   Ежегодные логопедические обследования детей ОВЗ старшего дошкольного возраста, которые проводят в нашем детском саду, свидетельствуют о том,  30% воспитанников имеют нарушения речевого развития. Такие дети получают коррекционную помощь в условиях  логопедического пункта дошкольного учреждения. 

   Основная задача деятельности  учителя – логопеда – помочь дошкольникам преодолеть речевую  патологию и подготовить их к обучению школе. В силу объективных причин  в условиях логопедического пункта обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто занимает более продолжительное время, чем в условиях логопедической группы, но достичь максимального результата, сократив время обучения, возможно, если наряду с традиционными методами активно использовать мнемотехнику, как эффективный метод при работе с детьми ОВЗ.

Педагогам хорошо известно, что большинство детей (особенно дети с речевыми нарушениями) не очень любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Именно поэтому, педагоги считают необходимым пробудить интерес, увлечь ребенка, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Еще со времен К.Д. Ушинского известно: чем большим количеством анализаторов будет воспринят изучаемый материал, тем прочнее он запоминается. «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету».  К. Д. Ушинский

   Актуальность мнемотехники для детей с ОВЗ тем, что как раз у таких детей преобладает зрительно-образная память. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. При использовании различных мнемоприемов меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». Дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы.   Практика показала, что большинство детей  заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память воспитанников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

   Таким образом, использование метода  мнемотехники для детей ОВЗ помогает не только упростить процесс запоминания, но и улучшить его качественную составляющую. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков мнемотаблицы (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение и более точно воспроизвести его содержание.

   Структурными элементами мнемотехники являются: мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.

Принцип работы со структурными элементами мнемотехники строится от простого к сложному. Мнемотехника, как результативный метод запоминания, обычно осваивается детьми на простых примерах.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов.  Мнемоквадрат – это схема, состоящая из одного квадрата. Они используются для работы над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Надо так изобразить «зашифрованное слово», чтобы нарисованное было понятно детям. Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется — дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – схемам, состоящим из 3-4 мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации. Мнемодорожка — схема, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Например, Маша сшила рубашку мишке.

Затем  переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам, то есть к мнемотаблицам.

Поэтапно переходим к мнемотаблицам

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка и от уровня его развития:

  • для дошкольников младшего возраста — таблицы на 4 клетки, 2*2
  • для дошкольников среднего возраста — таблицы на 6 и/или на 9 клеток, 3*3
  •  для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 и 25 клеток, 4*4 и 5*5.

По видам мнемотаблицы делятся на:

  1. Развивающие — способствуют развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;
  2. Обучающие — способствуют получению и закреплению определенных знаний о предмете, сведений, информации.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:

  1. Развитие памяти.
  2. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.

     З. Развитие логики.

     4. Развитие образного мышления.

    5. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

   6. Решение дидактических общеобразовательных задач.

   7. Содержание информации по всем направлениям программы.

   8. Развитие смекалки.

   9. Тренировка внимания.

  10. Навык правильно воспроизвести графически.

При работе с мнемотаблицами выделяются следующие этапы:

  • Рассматривание таблицы и разбор изображений.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (Разбор закодированной информации, установление логических связей).
  • Пересказ с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.
  • Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Воспроизведение информации, пересказ.

Виды работ с данной группой мнемотаблиц:

  • Заучивание материала по «готовой» мнемотаблице.
  • Раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов, символов с последующим заучиванием материала.
  • Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание материала.
  • Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в соответствии с содержанием (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание материала.
  • Рисование рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с помощью педагога, заучивание материала.

Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

  • Установка на запоминание.
  • Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно.
  • Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.
  • Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания.

Если мы работаем с развивающей  мнемотаблицей, то детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается, и дети воспроизводят ее графически по памяти. Работа может быть как индивидуальная, так и подгрупповая.

Принцип работы с обучающей мнемотаблицей  несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу (объяснение) берет на себя педагог, особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении.

Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицами:

  • Коррекция нарушений звукопроизношения,
  • работа по дифференциации звуков,
  •  обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихотворений.

   Считается, что мнемотехникой можно заниматься с детьми раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет.

Работа с ребенком начинается с использования «готовых» мнемотаблиц для пересказа текста. «Готовые» мнемотаблицы могут быть цветными и черно-белыми. Для детей ОВЗ  с низкой познавательной активностью необходимо использовать цветные мнемотаблицы, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный, лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета. Красочно оформленный материал привлекателен для ребенка дошкольника, способствует его включению в деятельность по запоминанию, поддержанию и развитию интереса. Когда у детей появляется интерес, можно начинать использовать мнемотаблицы для разучивания стихов, скороговорок, текстов для пальчиковой гимнастики.   Затем дети  сами создают  мнемотаблицу.

На первых этапах дети пытаются зарисовывать каждое слово или предложение. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой ребенок в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей рассказа, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ.

     В процессе работы мы убедились, что использование технологии мнемотехника, как эффективный  метод  при работе с детьми ОВЗ, действительно дает положительные результаты, т.к. позволяет повысить уровень речевого развития.  Видна положительная динамика в развитии памяти, мышления, воображения воспитанников. Они запоминают большие по объёму тексты. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Источники литературы:

  1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Логопедические занятияв детском саду. Средняя группа / Старшая группа». – М.: Скрипторий 2003, 2012
  2. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках. – М.: Школьная пресса,  2004.

3.Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. (Конфетка). – М.: ТЦ Сфера, 2011г.

4.Нищева. Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 

5.Пшонко В.В. Доскажи словечко. (Конфетка).  – М.: ТЦ Сфера, 2008

6.Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал. - М.: Мозаика-синтез, 2004.

7.Теремкова Н.Э.  Я учусь пересказывать. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019

8.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М. : Гном, 2004


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Анализ работы учителя-логопеда детского сада"

Вариант  аналитической справки учителя-логопеда, работающего в дошкольном коррекционном образовательном учреждении....

Статья "Система взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса " (из опыта работы)

В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса....

Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".

Особенности работы учителя – логопеда  со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....

статья "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и родителей в современных условиях"

В статье излагается информация из опыта работы логопеда с родителями в дистанционном формате в условиях борьбы с короновирусом...

статья "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и семьи в современных условиях"

В статье "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и семьи в современных условиях" рассказывается о новой форме работы с родителями при помощи современных IT технологий....

статья Педагогическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в образовательном процессе ДОУ

в статье представлен опыт практикования некоторых форм взаимодействия.учителя-логопеда и воспитателя в образовательном процессе ДОУ...

Статья "Этический кодекс учителя - логопеда"

Этика - это учение о нравственности. Учитель-логопед обязан основывать свою профессиональную, научную и практическую деятельность в первую очередь на Нравственном Законе....