Игра как один из факторов в сохранении физического и психического здоровья детей с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике

Игра как один из факторов в сохранении физического и психического здоровья детей с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ,  В СОХРАНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Одной из приоритетных задач российского образования является  забота о здоровье детей.  Составляющими здоровья являются физическое и психическое здоровье. Психическое здоровье - это состояние, в котором человек  реализует свои способности. Это эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие.

Одной из главных задач в ДОУ в соответствии с ФГОС, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Психическое здоровье рассматривается как состояние, способствующее наиболее полноценному физическому, умственному и эмоциональному развитию.

В последние годы заметно возросло  количество детей с нарушением зрения, с отклонениями в здоровье и развитии, а также физически ослабленных.  Таким образом, дети нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций, коррекцию психоэмоциональной сферы и положительном влиянии на все ослабленные функции организма. В этом больше всего помогает педагогу игра.

Игра представляет собой ведущую деятельность в жизни детей в период  дошкольного детства. Играть любят все дети. Любопытство, фантазия, творчество увлекает их, заставляя забыть о своих проблемах. Для ребенка с нарушением зрения игра имеет большое значение для его психического и физического развития, становления индивидуальности, формирования умений жить сообща.  Однако, для детей с нарушением зрения необходимо создавать условия, при которых они могли бы правильно понимать и отражать  в играх окружающий мир, без этого развитие игры у этих детей может отставать от нормально видящих. Необходимым условием возникновения самостоятельных форм игры является педагогическая помощь, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений, способов совместного взаимодействия в игре. Перевоплотившись в игровую роль, подражая взрослым, партнерам по игре, ребенок может выполнить любое движение, которое ему трудно  делать, которое он не хочет выполнять на занятии. Игра помогает снять страх ребенка перед ситуацией неуспеха, дает эмоциональный заряд, стимулирует общение, активизирует различные сенсорные системы (зрительную, слуховую, кинестетическую, тактильную), речь (подвижные игры с речитативами), мелкую моторику (пальчиковые игры), интеллект (игры со счетом, выстраиванием слов и т.п.). Игра-это мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самореализации.  А еще это один из способов укрепить здоровье детей. Оздоровительная роль игры проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Положительные эмоции, появляющиеся в игровых действиях, рассматриваются как антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений в  состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Игры, проведенные на свежем воздухе будут иметь лучший оздоровительный эффект, чем игры в закрытом помещении. Игра - это наилучший регулятор эмоционального поведения ребенка. Сам характер игровой деятельности претерпевает изменения в течении  дошкольного детства.

Для того, чтобы психическое здоровье в ребенке формировалось нормальными темпами, и он рос здоровым, педагог должен поддерживать в нем жизнерадостное настроение и бодрость.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно в том случае, если осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складываются в определенную систему. Подвижные игры занимают особое место в физическом развитии по сравнению с другими средствами физической культуры, так как они обладают эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, являются сознательной деятельностью, направленной на достижение цели. Нарушения зрения отрицательно влияют на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и общее функциональное состояние здоровья.  Роль игры повышается, когда мы говорим о воспитании таких психофизических качеств, как быстрота, сила, выносливость, точность, равновесие, ловкость, ориентировка в пространстве, координация движений и др, которые являются фундаментом всей двигательной базы человека. Подвижные игры способствуют повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку. Также игры способствуют преодолению недостатков (скованности, неуверенности, малоподвижности, боязни пространства и др.), возникающих  на фоне зрительной патологии при овладении движениями. Содержание подвижных игр  предусматривает развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные  взаимосвязи, речь, мышление

 В игре дети активно познают окружающий мир, вступают в определенные контакты с товарищами. Это способствует преодолению таких недостатков, как эгоизм, нерешительность, развивает  активность, уверенность в своих силах. Опыт ребенка в игровых взаимодействиях составляет основу одного из основных свойств мышления, к которым относится антиципации. Такая особенность игры делает возможным воспитание в ребенке способности к решению нетипичных ситуаций нестандартными способами.

Дети научаются планировать свои практические и игровые действия, стремясь к их результативности. Особое значение имеют игры в команде, здесь ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей, у него воспитывается ответственность, сдержанность, решительность, взаимовыручка, воля и др. Обогащается его сенсомоторный опыт.

Игры необходимо подбирать с учетом возраста, состояния здоровья. индивидуальных особенностей, интересов ребенка.

Игра развивает чувство коллективизм, передачу личного опыта, формирование своей концепции, взглядов. Однако, важно не забывать о чрезвычайной хрупкости души ребенка, особенно имеющего физические недостатки. Неосторожное обращение способно нанести психологическую травму. И тогда ребенок может «уйти в себя». Невнимание, равнодушие или суровое отношение со стороны окружающих могут погасить тот эмоциональный всплеск, который переживает ребенок во время игры. Ему нужна поддержка, похвала даже за маленькие успехи.

Таким образом, практически любая игра может быть средством сохранения психического и физического здоровья детей.

Литература:

1.Шептикина О.Б. Роль игры в жизни ребенка (Электронный ресурс) О.Б .Шептикина. – 2017 г.

2.Шапкова Л.В. «Подвижные игры для детейс нарушением в развитии», СПб, Детство-Пресс,2002 г.

3.Под редакцией Плаксиной Л.И. Программы специальных образовательных учреждений (для детей с нарушением зрения) М., Экзамен 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....

Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста

Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста     Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но  ...

Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

Роль игры в сохранении физического и психического здоровья детей.

Санкт-Петербургское                                               Государс...

Статья «Роль игры в сохранении физического и психического здоровья детей»

Стать о влиянии игры на развитие и сохранение физического и психического здаровья детей....

Роль игры в сохранении физического и психического здоровья детей (из опыта работы воспитателя дома ребенка)

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это первая деятельность, которой принадлежит особо важная роль в развитии личности. Психические качества и личностные особенности ребёнк...