Специфика обучения глухих дошкольников
статья по коррекционной педагогике

Каковы особенности обучения глухих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsifika_obuch-iya_gluhih.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с нарушением слуха делятся на слабослышащих (снижение слуха менее 80 Дб) и глухих (снижение слуха выше 80 Дб). Глухие дети не могут самостоятельно овладеть словесной речью, в то время как у слабослышащих на основе снижения слуха возможно хотя бы в минимальной степени самостоятельное развитие речи.

 С детьми данной категории занимаются те же специалисты, что и в массовых детских садах: воспитатели, музыкальные работники, физинструкторы. Дополнительным и необходимым специалистом в работе с глухими детьми является сурдопедагог (учитель-дефектолог).

Специфика работы с глухими детьми заключается в обучении их глобальному чтению. Ребенку предлагаются таблички со словами, он учится считывать контур слова (не зная при этом букв) и сопоставлять его с определенным предметом. Позднее, когда ребенок научится читать, изучив дактильный алфавит, мы стремимся к тому, чтобы он, читая, уже проговаривал слово (сначала приближенно, затем полностью). Тут опираемся на  индивидуальные возможности каждого ребенка, не  требуя сверх его способностей. Главное, чтобы ребенок научился соотносить конкретное слово на табличке с конкретным предметом или действием и умел называть его, используя, в том числе слухо-зрительное восприятие (остатки слуха и считывание с губ). Произнося звуки, слова, фразы за взрослым, ребенок учится использовать остаточный слух, видит артикуляцию говорящего и повторяет за ним. Поэтому важно, чтобы глухой ребенок при общении обязательно видел лицо собеседника (обучающего взрослого).

Также работа сурдопедагога направлена на обучение произношению, развитие речи и слухового восприятия.

В своей работе мы (воспитатели) ориентируемся на развитие художественно-эстетического восприятия, познавательных способностей, воспитание общечеловеческих ценностей (доброта, сопереживание, патриотизм и т.д.). Проводится та же работа, что и в массовых детсадах. Разница заключается в использовании табличек на занятиях. Детям даются точные краткие инструкции, описания предметов, действий, широко используется наглядный материал, показ (в том числе действий) и тактильное обследование предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Специфика работы по развитию связной речи и обучению грамоте дошкольников.»

Как известно, успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Это и адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать разве...

Значение дактильной формы речи как вспомогательного средства в обучении глухих детей языку.

Консультация для родителей о том, что такое дактильная речь, в чем преимущества дактильной азбуки и для чего она нужна....

слуховая работа с глухими дошкольниками первого года обучения

Методическая рекомендация по слуховому восприятию для специалистов  ДОУ  (для учителей-логопедов, учителей-дефектологов), работающие с детьми с нарушением слуха....

Презентация "Система работы по обучению глухих детей чтению (общие сведения, значение и задачи)"

1.Система работы по обучению глухих детей чтению (общие сведения)5.     Приемы выяснения понимания        прочитанного текста7.Система работы по ...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему: «Предпосылки к овладению словесной речью глухих дошкольников»

Весь первоначальный этап бучения словесной речи глухих и слабослышащих детей раннего возраста до 3 - 4 лет примерно совпадает с периодом речевого развития слышащего ребёнка до 1 - 1,5 лет, когда мышле...

Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Обучение глухих и слабослышащих         детей дошкольного возраста      правилам дорожного движения...

Основные методики обучения глухих и слабослышащих детей

Данная статья посвящена обзору специальных методик обучения глухих детей....