Значение дактильной формы речи как вспомогательного средства в обучении глухих детей языку.
консультация на тему

Редькина Оксана Геннадьевна

Консультация для родителей о том, что такое дактильная речь, в чем преимущества дактильной азбуки и для чего она нужна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение дактильной формы речи как вспомогательного средства в обучении глухих детей языку

     Проблема дактильной речи стала предметом специального исследования в 50-60-е гг., когда формируется новая концепция обучения глухих детей языку. Суть нового подхода – идея о необходимости предоставить ребенку возможность практического овладения словесной речью в процессе общения. Каким образом с самого начала можно организовать изучение детьми языка в его коммуникативной функции, в тесной связи с различными видами деятельности ребенка и потребностями в общении, возникающими у него в игре, на прогулке и т.д.? ведь устная речь глухих формируется медленно, и дети далеко не сразу смогут свободно вести устные беседы. Вот тут-то и должна прийти на помощь дактильная речь.

     Дактильная речь – единственное средство, обеспечивающее именно на ранних этапах формирование у глухого малыша словесной речи не только на специальных занятиях, но и в общении. Применение дактильной речи, как более легкого (по сравнению с устной) для глухих детей вида словесной речи, позволяет им за сравнительно короткий срок накопить значительный объем слов и фраз, овладеть звуко-буквенным составом слов и, следовательно, аналитическим чтением.

     Исходным средством является письменная речь: готовые таблички с написанными словами. Предлагая детям новый предмет, педагог сначала произносит слово – название вещи, т.е. устная речь предваряет все последующие коммуникативные акты. Устной речью взрослого сопровождается и предъявление детям карточки со словом. Однако устная речь на этом этапе очень трудна для детей, им гораздо легче постигать номинативную и сигнальную функцию слова, выступающего как некоторая глобально воспринимаемая графическая структура. Именно в этом смысле письменная речь является исходной. Затем педагог начинает пользоваться дактильной речью (дактильная речь всегда сопровождается устной). Дети учатся соотносить дактилемы с буквами на табличках, постепенно овладевают приемами дактилирования. На следующем этапе педагог все чаще говорит устно-дактильно. Дети воспринимают речевой материал с руки и читают с губ (насколько могут), учатся самостоятельно строить дактильные слова и фразы. При этом они пользуются устной речью в той мере, в какой уже владеют произносительными навыками. Ведь с самого начала с ними проводится систематическая работа по формированию устной речи. И наконец педагог обращается к детям только устно. Дети также постепенно переходят от устно-дактильной к устной речи, и она занимает все более прочные позиции в саостоятельной коммуникативной деятельности дошкольников. Таким образом, дактильная речь является опорой в работе над словесной речью, выступает в то же время в качестве вспомогательного средства, привлекаемого в целях наиболее эффективного обучения устной и письменной речи.

     Как вспомогательное средство используется диктилология и в системе обучения и воспитания, принятой дошкольными учреждениями для детей с недостатками слуха в настоящее время. Эта система разработана Л.П.Носковой (1982), когда открылись принципиально новые возможности формирования речи глухих детей, с которыми интенсивная работа по развитию остаточного слуха с применением звукоусиливающей аппаратуры начинается с первых дней их пребывания в детском саду. В этих условиях на первом году обучения детей трехлетнего возраста в качестве исходной и ведущей используется устная речь, формируемая на базе развития остаточного слуха. Педагог обращается к ребенку устно – от малыша ожидается глобальное (зрительное или слухо-зрительное) восприятие устной речи. В качестве вспомогательного средства применяется письменная форма речи (глобальное чтение написанных печатным шрифтом слов). Экспрессивная речь глухого малыша в этот период – это весьма приближенное произнесение (голосовая реакция, отдельные гласные или слоги, воспроизведение контура слова и т.д.) и выбор нужной таблички. Потом детей начинают обучать аналитическому чтению и складыванию слов из разрезной азбуки, т.е.  они начинают овладевать грамотой. Дактильная речь пока не используется. Только со второго года обучения (не ранее четырехлетнего возраста) к процессу формирования речи детей подклычается дактилология. Выступая в роли «вспомогательного средства», дактилология обеспечивает точность передачи структуры слова, аналитизм в восприятии речевых единиц и т.д. «Минус» дактильной речи в том, что в начальный период обучения языку дактилирование может отрицательно влиять на усвоение навыка слитного воспроизведения слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение вспомогательных средств при обучении детей с нарушением зрения рисованию

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и...

Консультация для родителей "Дактильная форма речи"

Дактильная форма речи при недопонимании ее значения нередко отпугивает родителей. По существу же эта форма является самой продуктивной, а главное – единственной, которая может обеспечить глухому...

Статья: значение театрализованной деятельности в доу как средства развития творческих способностей детей

Краткая консультация для родителей воспитанников ДОУ о роли театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста...

Презентация "Система работы по обучению глухих детей чтению (общие сведения, значение и задачи)"

1.Система работы по обучению глухих детей чтению (общие сведения)5.     Приемы выяснения понимания        прочитанного текста7.Система работы по ...

Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию

Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию...