АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

савельева анна владимировна

Дополнительная коммуникация, предназначенная для людей, которые учатся говорить, для дополнения своей речи. Развитие навыков невербальной коммуникации значительно поможет ребенку с нарушениями развития научиться выражать себя, повысит уровень социализации. Это когда ребенок, выражая свое мнение, показывает на картинки или символы, может быть система жестов и знаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya_.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ  КОММУНИКАЦИЯ  В  ОБУЧЕНИИ

                                 ДЕТЕЙ С ОВЗ

Как общаться с внешним миром людям, которые по разным причинам не имеют возможности говорить? Это дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра, с разными формами церебрального паралича, с двигательными нарушениями и  нарушениями слуха или зрения, а также люди с множественными нарушениями развития. Большинству детей речь и общение дается без каких-либо сложностей. Но есть дети, которым необходимо использовать другие средства коммуникации, формы, которые могут поддержать их связь с внешним миром. Они нуждаются в альтернативной или дополнительной коммуникации.

     Из года в год возрастает внимание к данной проблеме, что привело к более ясному и осознанному принятию потребности в использовании систем альтернативной коммуникации, которых, на сегодняшний день существует достаточно много. Специалистам и родителям необходимо учитывать ряд аспектов при выборе системы альтернативной коммуникации, главным из которых является облегчение повседневной жизни ребенка и реализация интересов и потребностей.

В рекомендациях государствам –членам Совета Европы о деинституционализации в 2010 году говорится о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь возможность высказывать свое мнение относительного того, как с ними общаются и по мере взросления самим решать свою судьбу. В Конвенции о правах инвалидов в РФ в 2012 г. также говорится о необходимости использования технологий, которые будут учитывать разные формы инвалидности, содействии использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополнительных и альтернативных средствах коммникации.

Тем не менее, следует помнить, что понятия альтернативной и дополнительной коммуникации имеют отличия. Есть люди, которые не имеют способности к речи, они общаются с собеседником лицом к лицу с помощью жестов, символов, без использования речи – они используют альтернативную коммуникацию. Дополнительная коммуникация – коммуникация, предназначенная для людей, которые учатся говорить, для дополнения своей речи. Развитие навыков невербальной коммуникации значительно поможет ребенку с нарушениями развития научиться выражать себя, повысит уровень социализации. Это когда ребенок, выражая свое мнение, показывает на картинки или символы, может быть система жестов и знаков.

Выделяют основные цели использования альтернативной коммуникации:

адаптация ребенка, его социализация;

поддержка вербальных средств общения (при помощи символов);

создание благоприятных условий для овладения алфавитным чтением.

Следует помнить, что обучение детей с ОВЗ средствам альтернативной коммуникации ведется поэтапно.

На первом этапе ребенок учится понимать простые инструкции. На данном этапе проводятся различные упражнения: реакция ребенка на собственное имя или фотографию, выполнение упражнения «Посмотри на меня», «Садись», «Стоп» (ребенку нужно немедленно прекратить какое-либо действие). На данном этапе успех обучения во многом зависит от того, хорошо ли понимает ребенок педагога. Необходимо научить ребенка концентрировать внимание в процессе занятий, ребенок должен видеть лицо и губы педагога. Можно дать инструкцию: «Посмотри на мои губы». Нужно использовать простые вопросы, на которые будет ответ «да» или «нет».

На втором этапе обучения происходит перенос навыка в другую среду. Во время учебного процесса действие может повторяться многократно, педагог может выполнять руками ребенка действие 6-8 раз. Главная задача на данном этапе- перенести навык в естественную среду, в которой живёт ребенок (дом, комната, любимые игрушки, на прогулке). Постепенно вводятся указательные жесты и жесты приветствия и прощания, при этом можно использовать карточки.

Главным залогом успеха на данном этапе является поощрение. Поощрять речевую активность нужно в любом случае. Первые ответы могут быть непонятными, но они дают ребенку с ОВЗ почувствовать себя единым целым с внешним миром.

Исходя из этого, можно выделить основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:

от реального объекта к пространственному;

выбор символов – жесты, картинки, письменное и устное слово;

мотивация;

поощрение;

функциональное использование в коммуникации;

занятия с ребенком не должны проходить в молчании, нельзя использовать приказы, а только просьбы и вопросы;

создание условий для ощущения необходимости в общении;

включение общения в повседневную жизнь ребенка с ОВЗ;

приверженность различных вариантов коммуникативных ситуаций.

Необходимо учитывать, что в обучении детей с ОВЗ нет методов, которые могли бы гарантировать быстрый успех, но можно найти тот способ альтернативной коммуникации, который подойдет конкретному ребенку. Обеспечение ребенка с ОВЗ средствами и навыками альтернативной коммуникации повышает уровень его социализации и улучшает качество жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...