Коррекционно-развивающая программа "Шаг навстречу"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Антоненкова Наталья Валерьевна

Идея создания программы возникла в связи с потребностью современного общества в преемственности инклюзивного образования в рамках сетевого взаимодействия.

Цель: повышение уровня сенсорной интеграции и школьной адаптации детей с ОВЗ при переходе из детского сада в школу через организацию системы занятий в школьной комнате психомоторной коррекции; формирование у обучающихся школы позитивного отношения к людям с ОВЗ через активную деятельность по сенсорной интеграции воспитанников детского сада компенсирующего вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_programma_shag_navstrechu.docx887.34 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа

«Шаг навстречу»

Сотрудничество детского сада и школы в сенсорной интеграции

детей с ОВЗ

Авторы программы:

Сончик Анна Викторовна

учитель-логопед МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»,

Антоненкова Наталья Валерьевна

учитель-логопед МБДОУ детский сад №3

компенсирующего вида

ЯРЦЕВО 2017

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………….3
  2. Участники программы…………………………………………………..4
  3. Цели и задачи……………………………………………………….……4
  4. Научные, методологические и методические основы программы.…..5
  5. Обоснование необходимости реализации программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач…………………….7
  6. Описание проблемной ситуации………………………………………11
  7. Структура и содержание программы……………………….…………16
  8. Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники………………………………………………….20
  9. Способы, которыми обеспечиваются гарантии прав участников программы………………………………………………………………21
  10. Ожидаемые результаты…………….…………………………………..23
  11. Система организации внутреннего контроля

за реализацией программы……………………………………………..25

  1. Критерии оценки достижения планируемых результатов………...…25
  2. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения……………………………………...….26
  3. Заключение………………………………………………………...……27
  4. Список источников информации………………………………………29

Приложение 1.Конспект занятия

Приложение 2.Рецензия на коррекционно-развивающую программу

Приложение 3.Выписка из ВШК

Приложение 4.Карточка выпускника детского сада

Приложение 5.Фотоколлаж

1.Пояснительная записка

Успешное обучение в школе – это, прежде всего, высокий уровень сенсомоторного развития, то есть формирование сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.

У большинства людей процесс сенсорной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции, соответственно требованиям окружения и обуславливает правильное сенсомотороное развитие. В случае возникновения нарушений обработки сенсорных сигналов, а именно такой контингент воспитанников детских образовательных организаций, а далее и обучающихся в нашей школе растет с каждым годом, будут проявляться дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также поведении детей. Дошкольный и младший школьный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке.

Сенсорная интеграция – очень важная работа, в которой заинтересовано и дошкольные, и школьные образовательные организации. Она должна быть систематической и целенаправленной.

Реализация программы «Шаг навстречу» (Сотрудничество детского сада и школы в сенсорной интеграции детей с ОВЗ) направлена на формирование базовых составляющих психического развития детей с ОВЗ, посещающих детский сад компенсирующего вида и в перспективе будущих первоклассников нашей школы.

2.Участники программы

воспитанники подготовительной группы МБДОУ детский сад № 3 компенсирующего вида;

волонтеры из числа обучающихся 9-10 классов МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1»; 

  • педагогические работники школы и детского сада.

3.Цели и задачи программы

Идея создания программы возникла в связи с потребностью современного общества в преемственности инклюзивного образования в рамках сетевого взаимодействия.

Цели:

  • повышение уровня сенсорной интеграции и школьной адаптации детей с ОВЗ при переходе из детского сада в школу через организацию системы занятий в школьной комнате психомоторной коррекции;
  • формирование у обучающихся школы позитивного отношения к людям с ОВЗ через активную деятельность по сенсорной интеграции воспитанников детского сада компенсирующего вида.

Задачи:

  • разработка и апробация системы коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирования базовых составляющих психомоторного развития детей с ОВЗ и в условиях единой образовательной траектории «детский сад-школа»;
  • создание условий для обеспечения непрерывности качественного дошкольного и начального образования у детей с ОВЗ;
  • создание условий для включения обучающихся 9-10 классов в волонтерское движение по работе с детьми с ОВЗ;
  • формирование правильного восприятия детей с ОВЗ и отношения обучающихся и родителей к ним в общественных взаимосвязях;
  • диверсификация видов образовательных услуг, ориентированных на увеличение возможностей проектирования индивидуальных образовательных траекторий;
  • осуществление диагностической функции в ходе реализации проекта.
  • организация постдошкольного сопровождения детей с ОВЗ сотрудниками ДОУ, разработка и внедрение индивидуальных карт развития детей, поступающих в школу(Приложение.

4.Научное, методологическое и методическое основание программы

Научной основой программы стали исследования в области сенсорного развития дошкольников отечественными авторами Л.А. Венгером, А.П.Усовой.

Методологической основой программы являются общенаучные принципы:

  • Принцип системности предполагает системный подход в коррекции личностного и интеллектуального развития в целом
  • Принцип деятельностного подхода

Предметная деятельность, общение и игровая мотивация являются ведущими в дошкольном возрасте. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленные на решение поставленных задач.

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Этот принцип согласует требования соответствия психологических и личностного развития ребенка нормативам развития, с одной стороны, и признает бесспорность факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности- другой.

Нормативно-правовые документы, положенные в основу программы:

5.Обоснование необходимости реализации программы

для достижения указанных целей и решения поставленных задач

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ», «инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Выбор темы программы обусловлен противоречием, присущим собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ - стремление к равным правам при неравных возможностях.

Учитывая положения основных стратегических документов Российской Федерации в части развития образования, Государственная программа развития образования определяет основную миссию образования: «реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и в конечном итоге - социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека».

Впервые дошкольное образование признано Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» самостоятельным уровнем системы общего образования. С 01 января 2014 г. введён ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155), нацеленный на развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Переступив порог детского сада в раннем возрасте, ребенок попадает в сквозную систему социализации, обучения и воспитания. У педагогов появляется возможность отследить особенности его развития, его достижения и своевременно внести коррективы в его индивидуальную образовательную траекторию.

В связи с этим одна из задач образования на сегодняшний день – создание единой образовательной траектории в рамках взаимодействия «детский сад – школа».

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.     Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы; обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

С 1 сентября 2016 года в Ярцевском районе реализуется инновационный муниципальный проект «Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта». МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1» является базовой для детских садов и школ образовательного округа № 1. Программа «ШАГ НАВСТРЕЧУ» является частью программы по сетевому взаимодействию школ и детских садов по созданию единого образовательного пространства.

В 2013 году средняя школа № 1вступила в национальную программу «Доступная среда». Были проведены необходимые изменения в архитектурной среде ОО: встроен пандус, выровнены полы, расширены дверные проемы в кабинетах, оборудована комната психомоторной коррекции, отремонтирована гигиеническая комната для детей с ОВЗ и т.п.

В школе была разработана программа по созданию инклюзивной образовательной среды. С 2014/2015 года школа является муниципальной инновационной площадкой «Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ».

Кроме того, в соответствии с приказом Комитета по образованию и молодежной политике от 15.03.2015 № 84 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») административного сопровождения организации инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях Ярцевского района на 2015-2017 годы предусмотрено «создание сети образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов, детей с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития, на территории муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области».

Проведя анализ поступления выпускников детских садов в первые классы средней школы № 1, мы пришли к выводу, что от 50% до 70% выпускников детского сада № 3 компенсирующего вида приходят учиться именно в эту школу. Все эти дети имеют заключение ПМПК об ограниченных возможностях здоровья.

Наличие в школе инновационной площадки по внедрению инклюзивного образования, реализация программы «Доступная среда», в рамках которой оборудована комната психомоторной коррекции, дают нам возможность полноценно реализовать проект по сенсорной интеграции детей с ОВЗ. Для этого необходимо взаимодействие с дошкольными учреждениями

и обеспечение «выхода» за пределы школьного пространства, в том числе в рамках сетевого взаимодействия и через использование инновационных подходов.

Еще одна, не менее важная проблема, с которой мы столкнулись в ходе внедрения инклюзивного образования, - это проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ОВЗ, большинство не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции равных прав и возможностей. В школе, как и в обществе в целом, существует ряд проблем, заключающихся в отсутствии достаточной информированности обучающихся о детях с ограниченными возможностями здоровья, с которыми они сталкиваются, отсутствие навыков общения с такими детьми, отсутствие в школьной программе занятий, помогающих обучающимся понять детей с ОВЗ и научиться общению с ними.

Зачастую, проблема ребенка с ОВЗ заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Кроме того, проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями, наличие физических и психических барьеров мешают повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому воспитание толерантности как личного качества обучающихся возможно через создание волонтерского движения с организацией активной деятельности обучающихся во взаимоотношениях с детьми с ОВЗ.

6.Описание проблемной ситуации

Прежде чем разработать данную программу, был проведен анализ отношения к детям с ОВЗ среди старшеклассников школы, диагностика уровня сенсорного развития воспитанников подготовительной группы детского сада № 3 (будущих первоклассников), а также выявлен уровень школьной адаптации у обучающихся 1-х классов, посещавших ранее выше указанное дошкольное учреждение.

Проведенный выборочный мониторинг среди обучающихся 9-10 классов МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1» позволил определить отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. В опросе приняли участие 40 обучающихся.

Отношение определялось через анкету «Исследование отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья», в основе которой лежит опросник Ф.Э.Шереги .

Под отношением к детям с ОВЗ понимается мнение о том, кто такие люди с ограниченными возможностями здоровья, опыт общение с такими людьми, какие чувства испытывают при общении с людьми с ОВЗ, как понимают понятие «дети-инвалиды», мнение о том, где проживают и где должны проживать дети с ОВЗ, где должны обучаться, отношение к интегрированной образовательной среде, позиция обучающихся если бы в их класс пришел ребенок с ОВЗ, как такой ребенок повлияет на процесс обучения и возможность оказания помощи ребенку с ОВЗ .

При анализе ответов обучающихся были выявлены следующие результаты:

На вопрос, кто такие люди с ОВЗ, 9,3% респондентов ответили, что это инвалиды (по физическому состоянию). По мнению 27.9% респондентов люди с ОВЗ – это люди, имеющие определенные психические или физические особенности. 62.8%, т.е. большинство респондентов, считают, что это люди с различного рода отклонениями.

На вопрос о наличии опыта общения с людьми с ОВЗ55% респондентов ответили, что имели опыт общения с людьми с ОВЗ, 27% респондентов не имели такого опыта, 18% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Ответы на вопрос «какие чувства вы будете испытывать при встрече с таким человеком», распределились следующим образом: 9%-респондентов будут испытывать неприязнь при встрече с человеком с ОВЗ, 69% респондентов считают, что будут испытывать жалость, 16% не испытают каких-то особенных чувств, 2% будут испытывать чувство страха.

Понятия «дети-инвалиды» опрашиваемые интерпретируют следующим образом: 51% респондентов считают, что «дети-инвалиды» -это дети, имеющие физические дефекты, 9% считают, что это дети с умственными отклонениями, 34% считают, что эти дети не способны на какую-либо деятельность без поддержки взрослого, другое-6%

По мнению 58% респондентов дети с ОВЗ проживают в семье, 11%- респондентов считают, что дети с ОВЗ проживают в специальном коррекционном интернате, 13% думают, что дети с ОВЗ проживают в специализированных домах инвалидов, 16% затруднились ответить на данный вопрос

По мнению 46% респондентов дети с ОВЗ должны обучаться индивидуально с преподавателем, 23% считают, что они должны обучаться в специализированной организации,30%респондентов считают, что дети с ОВЗ должны обучаться в интегрированном классе(вместе со здоровыми детьми), 1%считают, что такие детине должны учиться.

Отношение к инклюзивной образовательной среде положительное -25%, некоторые аспекты устраивают, а некоторые нет- 5%, отрицательно- 7%, затрудняюсь ответить-8%

Таким образом, можно сделать вывод, что обучающиеся нашей школы в большинстве считают, что люди с ОВЗ - это люди с различного рода отклонениями. Большинство обучающихся имели опыт общения с людьми с ОВЗ, но, тем не менее, четверть опрошенных затруднились ответить на данный вопрос, что говорит о малой просвещенности в этом вопросе. По отношению к лицам с ОВЗ обучающие в основном испытывают чувство жалости или безразличия.

Люди с ОВЗ могут проживать, по мнению обучающихся, в специальных коррекционных интернатах. Большая часть респондентов считают, что дети данной категории должны проживать в семье, обосновывая свой ответ необходимостью родительской любви, заботы и поддержки. По мнению большей части обучающихся, дети с ОВЗ не могут обучаться в интегрированном классе, их обучение должно проходить либо в специализированной организации, либо индивидуально с преподавателем.

Итак, проведенное нами исследование доказывает необходимость реализации системы мероприятий по формированию позитивного общественного мнения к данной категории лиц для обеспечения условий их успешной интеграции в общество.

Диагностика сенсорного развития дошкольников проводилась по методикам "Диагностика готовности ребенка к школе" Н.Е. Вераксы и Е.А. Стребелевой и была направлена на изучение состояния восприятия формы, цвета, величины и положения в пространстве.

Диагностика развития состояния восприятия цвета: 14% обследуемых показали средний уровень развития восприятия цвета, возникли трудности с определением коричневого цвета, 86% обследуемых показали высокий результат развития восприятия цвета.

Диагностика развития состояния уровня восприятия формы:28% испытуемых показали низкий результат при выявлении уровня восприятия формы, неправильно назвав или не назвав вовсе геометрические фигуры и ошибочно установив соответствие формы с предметом, на нее похожим, 14% обследуемых правильно назвали геометрические фигуры, провели соответствие, но не закончили задание до конца, 48% обследуемых показали высокий уровень развития восприятия формы.

Диагностика развития восприятия положения в пространстве: 42% обследуемых показали низкий уровень развития восприятия пространства. При выполнении задания отмечаются такие ошибки, как: смешения понятий «прямоугольник – треугольник», не дифференцируются такие понятия как «выше- ниже», «над- под», «справа- слева».Остальные 48% воспитанников показали высокий результат выполнения задания.

Диагностика развития восприятия величины: 14% обследуемых показали низкий уровень развития восприятия величины, допустив множественные ошибки в определении отношений:«ниже- выше», «узкий -широкий», «длинный- короткий».42% обследуемых показали средний уровень, допустив единичные ошибки в определении отношения «длинный- короткий», 28% обследуемых показали высокий результат, правильно выполнив все задания.

Результаты данной диагностики указывает на то, что у воспитанников наблюдается преимущественно средний и низкий уровни развития сенсорных эталонов, и эти данные убеждают в необходимости проведения целенаправленной работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

В сентябре 2015 года была проведена диагностика готовности к школьному обучению: 6 обучающихся 1-х классов (ранее воспитанников детского сада № 3). Использовалась методика Керна-Йирасека «Скрининговый тест школьной зрелости». Кроме того, классным руководителям было предложено заполнить адаптационную карту наблюдений к методике Э.М. Александровской и Ст. Громбах (модифицированная Еськиной Е.С., Больбот Т.Л).  

Вывод: с помощью теста Керна-Йирасека у 50% обучающихся первых классов (выпускников детского сада № 3 компенсирующего вида) выявлен средний уровень готовности к школьному обучению, у 50% обучающихся выявлен низкий уровень. Высокий уровень не выявлен .

Из адаптационных карт мы видим, что у 17% обучающихся 1-х классов сформировалось хорошее отношение к школе и учению, что говорит о хорошей адаптации и отсутствии тревожности, связанной с учебной деятельностью;  у 50% обучающихся выявлен средний уровень адаптации к школе, так как присутствует тревожность, связанная с учебной деятельностью; у 33% обучающихся выявлен низкий уровень адаптации к школе и учению. У таких детей отсутствует активность на уроках, дети часто отвлекаются, нуждаются в постоянном контроле со стороны учителя. Обучающиеся плохо усваивают материал по всем темам, допускают большое количество грубых ошибок. Не выполняют элементарных требований, большую часть урока занимаются посторонними делами, играют. Это говорит о потере интереса к учению у этих детей, к снижению успеваемости, к трудностям в отношениях с одноклассниками и учителем, в частности, непринятию задач и целей школьного обучения.

Таким образом, исходя из всех выше проведенных диагностик, можно сделать вывод о том, что в современном обществе, а именно в нашей школе остается проблема восприятия людей с ОВЗ. При этом, обучающиеся 1-х классов, ранее посещавшие детский сад компенсирующего вида, испытывают трудности как в физической, так и психической адаптации к школьному обучению. Кроме того, у них отмечается низкий уровень сенсорного развития.

Таким образом, мы подтверждаем целесообразность данного проекта, в котором через активное включение школьников в деятельность по сенсорному развитию воспитанников коррекционного детского сада мы решим данные проблемы и при этом обеспечим преемственность дошкольного и начального образования.

7.Структура и содержание программы

Программа рассчитана на 2 учебных года и включает 8 занятий. Занятия проводятся 1 раз в месяц, продолжительность – учебный урок. Каждое занятие содержит практическую часть по развитию адаптации, налаживанию контакта и доверительных отношений, развитию сенсорного уровня дошкольников, снятие барьеров в общении.

Ведущие идеи:

  • занятия дошкольников с ОВЗ по сенсорному развитию на базе общеобразовательной школы будут способствовать повышению их адаптации при переходе из детского сада в школу, а также скорейшей разработке оптимальной индивидуальной образовательной траектории;
  • эффективное взаимодействие волонтеров-школьников с детьми с ОВЗ обеспечит сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ и подготовит к последующему обучению в школе. Кроме того, эти занятия будут способствовать повышению толерантности обучающихся школы, не имеющих отклонений в развитии, по отношению к людям с ОВЗ.

На базе детского сада по согласованию с родителями создается группа из числа будущих первоклассников средней школы № 1. Под руководством воспитателя или логопеда детского сада ребята ежемесячно посещают коррекционно-развивающие занятия в школьной комнате психомоторной коррекции. В проведении занятий вместе с логопедом школы принимают участия волонтеры из числа обучающихся 9-10 классов.

В реализации программы могут принимать участие обучающиеся, педагоги, родители.

8.Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источник

Таблица 5

Создание благоприятной психологической обстановки, снижение тревожности и расположение обучающегося к усвоению материала; 

в процессе игры обучающиеся получают большую мотивацию для выражения своих мнений и чувств;

застенчивые обучающиеся более охотно вступают в диалог с учителем;

позволяет обучающимся получить опыт общения.

Коррекционно-развивающие

Развитие сенсорных эталонов дошкольников, коррекция и развитие их эмоциональной сферы

Здоровьесберегающие

Профилактика нарушений осанки, плоскостопие, развитие умений управлять своим телом, повышение работоспособности, релаксация.

В качестве методик групповой работы применяются активные социальные приемы, разработанные на основе методов активного социального обучения:

  • элементы ролевых игр;
  • техники релаксации;
  • элементы игротерапии;
  • цвето-, песко-, сказкотерапия и т.п.

Диагностические методики

Таблица 6

http://cyberleninka.ru/article/n/sheregi-f-e-deti-s-osobymi-potrebnostyami-sotsiologicheskiy-analiz-m-tsentr-sotsialnogo-prognozirovaniya-2003-140-s 

2

«Диагностика готовности ребенка к школе» Н.Е. Веракса

Определение степени готовности ребенка к обучению в школе, выявление уровня развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей.

Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений под ред. Н.Е. Вераксы

3

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасика

Определение развития тонкой моторики рук, координации зрения и движения руки, умение подражать образцу, определение интеллектуального развития ребенка

http://test-metod.ru/index.php/dlya-detej/423-orientatsionnyj-test-shkolnoj-zrelosti-kerna-jiraseka

4

Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э.М. Александровская, Ст.Громбах

Выявление у обучающихся активности, целеполагания, навыков самоконтроля, поведения и взаимоотношения с одноклассниками

http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/1890?start=4 

9.Способы, которыми обеспечиваются гарантия прав участников программы

  • договор с коррекционным детским садом, родителями на психолого-педагогическую диагностику и сопровождение конкретного ребенка
  • должностная инструкция учителя-логопеда.

Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

Нецелесообразно использование программы в работе с детьми с тяжелыми сочетанными нарушениями (аутизм, сложные формы ДЦП), т.к. занятия проходят в групповой форме посредством подвижной игровой деятельности.

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы

Требования к специалистам, реализующим программу

Специалист, осуществляющий реализацию данной программы, должен

  • знать психофизические и возрастные особенности детей старшего дошкольного и подросткового возрастов;
  • знать психофизические особенности детей с ОВЗ, в частности с тяжелыми нарушениями речи;
  • уметь использовать различные методы и формы коррекционной и развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Программно-методическое обеспечение – формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить:

  • непрерывность в развитии и образовании детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • повышение уровня сенсорного развития дошкольников.

Информационное обеспечение:

  • сайт базовой школы;
  • сайт детского сада;
  • открытое информационное образовательное пространство;
  • библиотека;
  • аудио-видеотека;
  • Интернет –ресурсы.

4. Кадровое обеспечение: включение в деятельность по реализации проекта администрации, учителей-логопедов, воспитателей и воспитанников детского сада, обучающихся школы.

5. Материально-техническая база: оборудование комнаты психомоторной коррекции МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»

10.Ожидаемые результаты

Основной результат вытекает из цели программы и связан с развитием сенсорных эталонов у детей с ОВЗ и воспитанием толерантности у школьников через совместную активную деятельность.

Кроме того, обучающиеся приобретают:

  • адекватное отношение к людям с ОВЗ, снижение барьеров в общении с ними, осознание своих возможностей в оказании помощи таким людям;
  • мотивацию на изменения: внутренние (иерархия ценностей) и внешние;
  • положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родной школе, родному городу, родной стране;
  • опыт для выбора профессии в дальнейшем;
  • опыт общения с детьми младшего возраста.

Результат: становление толерантной личности с позитивным отношением к людям с ОВЗ.

Воспитанники приобретают:

  • опыт общения с детьми старшего школьного возраста;
  • умение через органы восприятия дифференцировать предметы по форме, величине, цвету, запаху, а также ориентироваться в пространстве.
  • опыт посещения школы, что дает возможность для более быстрой и качественной адаптации к школе в будущем.

Результат: становление личности, готовой к успешному обучению в школе.

Первый уровень результатов – приобретение волонтерами–школьниками знаний о том, кто такие люди с ОВЗ, что послужит в дальнейшем фундаментом для формирования современной толерантной личности. Знакомство воспитанников детского сада со школой, формирование позитивного отношения к школе.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта общения с детьми с ОВЗ, что формирует ценностное отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с детьми с ОВЗ и между собой. Через игровую деятельность снижаются барьеры в общении, активизируется желание быть полезным и помогать нуждающимся. Дошкольники с ОВЗ познают мир сенсорных эталонов, приобретают опыт общения с детьми старшего школьного возраста, тем самым так же снижая барьеры общения.

Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ, формирование социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) толерантным гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Дошкольники с ОВЗ приобретают опыт взаимодействия с детьми школьного возраста, в результате такого взаимодействия повышается уровень сенсорного развития (через систему занятий), а также возможность «безболезненной» адаптации к школе.

Именно на этот результат направлены планируемые в ходе реализации программы мероприятия.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов социального развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, развитие нравственного самосознания, укрепление социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д., а также обеспечит полноценно сформированную личность (выпускника детского сада компенсирующего вида), готовую к успешному обучению в школе.

11.Система организации внутреннего контроля

за реализацией программы

Внутренний контроль реализации программы осуществляется администрацией МБОУ «Ярцевская средняя школа №1». Данные эффективности и результативности работы в рамках реализации программы рассматриваются в соответствии с планом ВШК.

12.Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественными критериями оценки являются: желание детей посещать занятия в школе, благоприятный климат на занятиях, положительный эмоциональный фон у участников занятия.

Количественными критериями является повышение количества детей, демонстрирующих стабильно положительную динамику в сенсорном, коммуникативном, познавательном и социальном развитии.

13.Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения

Программа «Шаг навстречу» апробирована на базе МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» с 2015 г. по 2017 г. Реализация данный программы проходит по сей день.

Вывод: по данным таблицы можно отметить положительную динамику в сенсорном развитии бывших воспитанников детского сада № 3, посещавших в течение предыдущего учебного года занятия на базе средней школы № 1 по сравнению с воспитанниками того же сада, пришедшими в школу годом ранее и не посещавшими коррекционно- развивающие занятия в комнате психомоторной коррекции в школе.

14.Заключение

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечить единство образовательного пространства, преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования. Знаменитый психолог Л.С. Выготский утверждал: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Однако знакомство дошкольников со школой, как правило, носит эпизодический характер, что не отвечает потребностям школы, детского сада, запросам родителей. Найти пути взаимодействия между дошкольным и школьным уровнями образования особенно важно при обучении детей с особыми образовательными потребностями. Диагностика высших психических функций, адаптации и психологической готовности к школе у обучающихся первых классов с ОВЗ указывает на низкий уровень сформированности данных процессов. Дошкольный возраст характеризуется как наиболее благоприятный для развития и коррекции несформированных функций, а готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. В связи этим возникает необходимость в преемственности между школой и детским садом в сенсорной интеграции детей с ОВЗ. Каждый социальный институт обладает определенными возможностями и опытом в деле обучения и воспитания детей с ОВЗ, однако деятельность этих организаций не скоординирована, система взаимодействия и социального партнерства развита недостаточно.

Кроме того, назрела необходимость развития у обучающихся адекватного отношения к людям с ОВЗ, это особенно актуально для нашей инклюзивной школы.

Таким образом, программа «Шаг навстречу» нацелена на сенсорную интеграцию дошкольников с ОВЗ через систему коррекционных занятий на базе общеобразовательной школы. Тем самым, помимо развития сенсорных эталонов, решается вопрос об адаптации будущих первоклассников к школе и воспитании толерантности у обучающихся школы.

Данное взаимодействие школы и детского сада создает уникальные образовательные возможности для детей с ОВЗ.

15.Список источников информации

1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;

3. Шереги Ф.Э. Дети с особенными потребностями. Социологический анализ/Ф.Э. Шереги .-М.ЦСП,2003.-140с.

Интернет ресурсы:

  1. Толерантность как проблема воспитания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rl-online.ru/info/authors/91.html

Приложение1

Конспект интегрированного занятия

с дошкольниками с ОВЗ и обучающимися 9 класса на тему:

«Мир цвета и настроения»

Цель :развитие цветового восприятия у дошкольников с ОВЗ.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

- закрепить понятие «настроение»;

- учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

- обучать приемам саморасслабления, самомассажа, снятию мышечного  напряжения.

Развивающие:

- развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

- развивать интерес детей в изучении самих себя;

- развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

- развивать навыки релаксации,

- развивать межполушарное  взаимодействие, внимательность.

Воспитательные:

- воспитывать позитивное  отношение к себе и окружающему миру;

- повышать социальную компетентность;

- создавать положительный эмоциональный настрой;

- способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, ПК, аудиозаписи.

Ход занятия: дошкольники заходят в комнату психомоторной коррекции , волонтеры-школьники каждому участнику вручают и прикрепляют  цветной бейджик с изображением солнышка и надписью «хорошего настроения на весь день»

1.  Вступление.

Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

Каждый  знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление –

Перемена настроения.

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

Поскорее собираемся –

В край чудесный отправляемся!

Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.

2. Игра «Разноцветное настроение»

Цель: закрепление понятий о цвете, развитие умения отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

красный     –  бодрое, активное настроение –

                             хочется прыгать, бегать, играть в подвижные  игры;

желтый     –  веселое настроение –

                        хочется радоваться всему;

зеленый      –  общительное настроение –

                         хочется дружить с другими детьми, разговаривать и  играть    с ними;

синий         –   спокойное настроение –  

                     хочется спокойно поиграть, послушать

                     интересную  книгу, посмотреть в окно;

малиновый –  мне трудно понять свое настроение, и не слишком    хорошее, и не слишком плохое;

серый          –   скучное настроение –

                         не знаю чем заняться;

коричневый –  сердитое настроение –

                         я злюсь, я обижен;

черный        –  грустное настроение –

                        мне грустно, я расстроен.

- Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

3. Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

- У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Виолетта  в группе есть…».

 Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

- Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

4. Игра: «Встаньте те, у кого…»

Цель: снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.

Дети сидят на полу. Волонтер говорит: «Встаньте те, у кого:

  • Светлые волосы
  • Карие глаза
  • В одежде есть синий цвет
  • Любит играть
  • Любит танцевать

5. «Потанцуем».

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия, самомассаж.

- Музыкальные движения  повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

- Повторяйте движения за нами.

Волонтеры вместе с детьми выполняют самомассаж тела под музыку.

Звучит песня «У жирафа» (муз.и слова Е.А.Железновой)

6. Разноцветный бассейн.

Цель:  снятие психоэмоционального напряжения.

- Радостному настроению помогает расслабление.

Дети «плавают» в сухом бассейне, волонтеры организовывают игры с шариками :перекидывания, перекатывания и называния цветов.

    7.Упражнение « Что написано на лице» (отгадай эмоцию)

Игра проводится в разных вариантах. Ведущий называет эмоцию (радость) — дети показывают, или вызывается ребенок и ведущий ему на ушко говорит какую эмоцию показать.

    8.Упражнение «Ромашка радости». 

Каждому дается лепесток от ромашки и детям предлагается дополнить фразу — Я радуюсь, когда.......... Все лепестки подклеиваются к серединке ромашки.

    9.Упражнение «Ромашка грусти» 

Каждому дается лепесток от ромашки и детям предлагается дополнить фразу - Мне грустно, когда......

Рефлексия. Ребята, какую фразу вам приятнее было дополнять- о радости или грусти? Почему? Что же лучше в жизни грустить или радоваться?

10. Рефлексивное упражнение «Найди свое настроение»

  Предоставляется презентация и дети с помощью слайда находят и показывают свое   настроение. 

11. Упражнение «Обнимем друг друга»

Цель: создание и сохранение позитивной установки. 

Дети вместе с волонтерами обнимаются и прощаются.

Приложение2

hello_html_7ae5a361.jpg

hello_html_efccb06.jpg

Приложение3

hello_html_c886ad0.jpg

hello_html_4177b42d.jpg

Приложение 4

Карточка выпускника детского сада

Ф. И. ребенка __________________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________ МБДОУ № ___________________________

Срок посещения логопедической группы (пункта)___________________________________________

Заключение ПМПК при поступлении _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Рекомендации_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель-логопед________________________________________________________________________

Педагог-психолог_________________________________________________________

Приложение5

Фотоколлаж

hello_html_3885cf8d.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

Программа, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»

Зачастую проблемы семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, рассматривались в отношении самого ребенка. Работа с родителями таких детей сводилась к консультациям по вопросам его обучения и в...

ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»

ПРОГРАММА,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов«Шаг навстречу»...

Коррекционно-развивающее занятие для средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Навстречу друг другу".

Цель занятия: обеспечение эмоционального контакта и доверительного общения.Задачи:- формировать у детей представление о дружбе, дружеских отношениях;- формировать умение оценивать поступки сверстников...