Педагогическая практика: « Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями. (краткая версия для РАОП)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Макарова Снежана Сергеевна

описание адаптации технологии "Клубный час" для для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями.

 

Заключение эксперта №1
Практика готова к тиражированию и будет полезна для детских садов комбинированного вида и комбинированных групп. авторы показывают высокий уровень понимания образовательных задач и находят эффективный способ их решения. остается только обобщить и оформить полученные результаты.

Заключение эксперта №2
Интересная работа по адаптации культурной технологии. Для возможностей тиражирования важно продолжать описание опыта по разработке и проведению отдельных клубов - из этого получится хорошая методическая база и появится материал для анализа и развития. Вероятно, эта работа уже сделана или ведется, но пока не представлена на сайте.
Также можно предоставить конкретные данные, полученные с помощью инструментов измерения результатов.

Заключение эксперта №3
Представленная практика будет интересна краевым ДОО, работающим с детьми с ОВЗ. Авторы описывают адаптированный вариант технологии Н.П. Гришаевой "Клубный час", с помощью которой решают задачи успешной социализации детей с ОВЗ разной нозологии. Цель, задачи, результаты описаны подробно. Авторы фокусируются на особенностях организации предметно-пространственной среды и содержания образования для детей с ОВЗ в рамках "Клубного часа". Представлены инструменты измерения успешности практики. Необходимо уточнить, что подразумевается под "социальной адаптацией". И тогда будет понятны основания для определения того или иного диагностического инструмента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_tehnologii_klubnyy_chas_dlya_detey_s_oop.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями .

Ключевые слова образовательной практики:

социальная адаптация и дезадаптация, социализация , дети с особыми образовательными потребностями, коммуникативные навыки , специальные условия обучения и коррекции .

Целевая аудитория

  • воспитанники
  • родители
  • воспитатели
  • узкие специалисты (психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги и т.д.)

Описание практики в целом:

Применение практики "Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях детского сада" послужит более эффективному решению задач по социальной адаптации дошкольников с особыми образовательными потребностями и способствует реализации комплексного подхода в работе с детьми различных нозологических групп (различные нарушения речи, опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта и т.д.).

Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика:

Дети с особыми образовательными потребностями являются особой социально незащищённой группой населения. Проблемы воспитания, обучения и социализации детей с нарушениями развития , в настоящее время являются одним из приоритетных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений. Ребенок с ООП не просто нуждается в социальной адаптации, а она ему остро необходима, так как одна из главных проблем детей с данной категории заключается в социальной дезадаптации. Многие дошкольники с особыми образовательными потребностями оказываются неспособны самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть коммуникативными навыками, так как у них наблюдаются сложности в адаптации, социально-эмоциональные депривации, недостаточное или искаженное развитие произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих проявлений, повышенная тревожность, неуверенность, низкая или завышенная самооценка, безынициативность, несамостоятельность, отсутствие любознательности и активности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка с ООП ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может быть решена при правильном и гибком подборе методов и приёмов, индивидуальных стратегий развития, трансформации среды в соответствии с потребностями детей с учетом их особенностей и возможностей, а так же при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Исходя из опыта работы, мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках социальной адаптации детей с ООП являются технологии, которые предполагают включение детей с ООП в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной). Одной из таких технологий используемых в нашем детском саду, является технология «Клубный час» (автор Н.П. Гришаева,), которая направлена на социализацию детей дошкольного возраста. Цели данной технологии не только работают на достижения целевых ориентиров ФГОС ДО, но и соответствуют целям и принципам инклюзивного образования. Для достижения максимального эффекта от применения технологии, были учтены особенности всех воспитанников, участвующих в «Клубном часе». Были адаптированы этапы проведения «Клубного часа», предметно пространственная среда и деятельность на самих площадках. Цель : формирование и развитие качеств и навыков необходимых для успешной социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями . Задачи: - Повысить уровень социальной активности детей с особыми образовательными потребностями; - Формировать коммуникативные навыки; - Развивать эмоционально - волевую сферу; - Обучать ориентировки в пространстве; - Способствовать освоению социальных образцов поведения; - Формировать компетентную педагогическую позицию родителей по отношению к собственному ребенку; - Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности направленной на социальную адаптацию детей с особыми образовательными потребностями.

Основная идея лежащая в основе реализации практики заключается в создании оптимальных условий для развития качеств и навыков, необходимых для успешной социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями, через включении их в систему социальных отношений, по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной)

Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) через которые реализуется практика:

Реализация практики прежде всего подразумевает готовность педагогического состава ДОУ в освоении технологии "Клубный час", а так же к активным педагогическим действиям по адаптации условий включения в реализацию данной технологии детей с особыми образовательными потребностями. Для достижения максимального эффекта от применения технологии, должны быть учтены особенности воспитанников разных нозологических групп, участвующих в «Клубном часе», соответственно педагоги должны быть осведомлены об особенностях каждой нозологической группе воспитанников. В рамках реализации данной практики нами были адаптированы этапы проведения «Клубного часа», предметно пространственная среда и деятельность на самих площадках. «Пространственная среда» Для того, чтобы детям было легче передвигаться и ориентироваться в пространстве во время клубного часа, на дверях помещений площадок, кроме часика и кармашков для жетонов, находятся картинки с обозначением клуба. По всей территории детского сада размещены стрелки красного цвета, указывающие путь к нужной площадке ( над каждой стрелкой находятся картинки с обозначением площадок), карты индивидуального маршрута. «Выбор площадки»: осуществляется при использовании методики организации «Детского круга» с включением такой формы работы как доска выбора, при этом дополнительно используются картинки, с изображением каждой площадки. Аналогичные картинки с обозначением площадок, приклеиваются на карту индивидуального маршрута (), которую воспитанники с нарушением интеллекта берут с собой. Визуальные карты индивидуального маршрута были разработаны нами для воспитанников с нарушением интеллекта, испытывающим трудности в выборе площадки, запоминании очередности выбора площадки, а так же имеющие трудности в ориентировке в пространстве. Деятельность на площадках планируется с адаптацией для всех нозологических групп. Для этого была разработана форма конспекта работы площадки, где прописывается коррекционная деятельность с адаптацией для всех категорий воспитанников , что позволяет наглядно видеть, какие дополнительные действия, и на каком этапе деятельности площадки нужно применить к воспитанникам с определенной нозологией. Коррекционная деятельность и адаптация деятельности осуществляется через словесные методы работы (вопросы, объяснения, беседы), наглядные (демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем, алгоритмов), практические ( дидактические игры и упражнения, психогимнастика и игротерапия, эксперементирование) Организация площадок реализуется с использованием таких форм организации коррекционной деятельности как фронтальная, подгрупповая, индивидуальная (форма конспекта одной из площадок и используемые в работе материалы представлены на сайте). После завершения «Клубного часа» в группе проводится «Рефлексивный круг». При помощи доски выбора либо визуального расписания дети делятся впечатлениями, рассказывают о том, где побывали, все ли удалось сделать, что получилось, и что не получилось. При работе с родителями используются консультативная форма, постоянно знакомим родителей с фото и видео отчетами о проведении «Клубного часа», был организован день открытых дверей, где родители совместно с детьми принимали участие в деятельности площадок. В дальнейшем планируется привлечение родителей в организации и проведению "Клубного часа".При вовлечении родителей в реализацию технологии «Клубный час» у родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности. Приведем примеры названий площадок и деятельности : 2 неделя месяца Лего-го - Конструирование из лего конструктора Опыты - эксперементально-исследовательская деятельность Оригами - Изготовление поделок из бумаги Спортики - Веселые эстафеты Изо-студия - Рисование с использование нетрадиционных техник (рисование нитями) 4 неделя месяца Развивай-ка - Развивающие настольные игры («волшебные резиночки», «Составь фигуру из частей») Ми-мисолька - Песни, танцы, игры на муз. инструментах Мастерилки - Изготовление поделок из цветной бумаги, картона и бросового материала Игры нашего двора - Дворовые игры Тесто пластика - Изготовление поделок из соленого теста Таким образом, реализация данной практики позволяет решать задачи по социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями через включение детей в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности.

Обеспечение результатов:

Практика позволяет обеспечить следующие результаты: • Повышение уровня социальной активности ребенка с особыми образовательными потребностями – дети стали более раскованными, не боятся общаться с ребятами из других групп, знают большее количество сотрудников детского сада, при необходимости могут задать им вопрос. На рефлексивном круге после «Клубного часа» проявляют большую активность. У воспитанников наблюдается динамика развития познавательной активности, положительная мотивация к различным видам деятельности. • Формирование коммуникативных навыков - отмечается положительная динамика в речевом развитии детей, в выстраивании диалогической речи, в повседневной жизни, могут выразить свое мнение. Значительные новообразования произошли в выстраивании эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками, чаще обращаются за помощью к сверстникам и взрослым, принимают активное участие в групповой работе. • Развитие эмоционально - волевой сферы – отмечается положительная динамика в эмоциональной устойчивости и саморегуляции поведения, снижение уровня тревожности, возбудимости и агрессии. • Обучать ориентировки в пространстве - наблюдается положительная динамика в ориентировке в пространстве, на начальном этапе проекта они посещали площадки только с сопровождающим (воспитателем или младшим воспитателем), и пользовались индивидуальными планами маршрутов, на данный момент 99% из них самостоятельно посещают площадки и 96 % не используют планы маршрутов. • Освоение социальных образцов поведения - наметилась положительная динамика в контроле над своим поведением • Формирование компетентной педагогической позиции родителей по отношению к собственному ребенку - При вовлечении родителей в реализацию технологии повысился интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, раскрываются собственные творческие возможности. • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области инклюзивного образования - большинство педагогов обладают достаточным запасом профессиональных педагогических знаний и умений в работе с детьми с ОПП, что позволяет повысить эффективность организации образовательного процесса.

Заинтересовавшимся данной практикой следует обратить внимание на несколько моментов: 1. Готовность педагогического коллектива к внедрению и адаптации технологии.

 2. Учитывать нозологию детей с особыми образовательными потребностями .

 3. Предметная образовательная среда.

4. Включенность родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с особыми образовательными потребностями через организацию совместных игр.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии ...

Игра как условие социального становления ребёнка. Социализация детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми образовательными потребностями - это дети с нарушением развития и дети одарённые. Как возможно поддержать таких воспитанников, создать условия их самореализации....

Рефлексивный круг - технология социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, ориентировку ребенка – дошкольника в социальной жизни, для детей характерны трудности, связанн...

Публикация в журнале Дошкольник. РФ Тема: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»

Ребёнок с сохранным интеллектом активно использует уже сложившиеся знаковые системы.Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ с их «закрытостью» значений предметного действия и конкретностью воспр...

Педагогическая практика: « Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Одной из важнейших  задач дошкольного периода является социализация воспитанников, а так же  важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и...

Текст к видео докладу на региональной конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, ресурсы, практики» на тему: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»

Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья говорить, обра...