Педагогическая практика: « Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями.
методическая разработка

Макарова Снежана Сергеевна

Одной из важнейших  задач дошкольного периода является социализация воспитанников, а так же  важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.  Дети с особыми образовательными потребностями являются особой социально незащищённой группой населения. Проблемы воспитания, обучения и социализации детей с нарушениями развития , в настоящее время являются одним из приоритетных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений. Ребенок с абсолютно любым ограничением  по здоровью и развитию  так же, как и все «обычные» дети, нуждается в социальной адаптации. Однако социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо уделять  особое внимание . Ребенок с особыми образовательными потребностями не просто нуждается в социальной адаптации, а она ему остро необходима,  так как  одна из главных проблем детей с ООП заключается в социальной дезадаптации. Актуальность внедрения нашей практики, которая направлена на решение проблемы по социальной адаптации данной категории детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        детский сад комбинированного вида № 23

Педагогическая практика: « Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Подготовила:

Макарова Снежана Сергеевна

воспитатель

1 квалификационной категории

г. Зеленогорск 2020г.

Целевая аудитория : воспитанники ДОУ в том числе  воспитанники с особыми образовательными потребностями (с ТНР, с НОДА, с нарушениями интеллекта, с ДЦП), воспитатели, специалисты, родители.

Актуальность: Одной из важнейших  задач дошкольного периода является социализация воспитанников, а так же  важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В  общении со сверстниками  он учится выстраивать отношения по определённым правилам. Осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений.  

 Дети с особыми образовательными потребностями являются особой социально незащищённой группой населения. Проблемы воспитания, обучения и социализации детей с нарушениями развития , в настоящее время являются одним из приоритетных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений. Ребенок с абсолютно любым ограничением  по здоровью и развитию  так же, как и все «обычные» дети, нуждается в социальной адаптации. Однако социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо уделять  особое внимание . Ребенок с особыми образовательными потребностями не просто нуждается в социальной адаптации, а она ему остро необходима,  так как  одна из главных проблем детей с ООП заключается в социальной дезадаптации:  нарушении его связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении, в неумении ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, недоступности понимания смысла ряда культурных, нравственных и этических ценностей общества. Многие дошкольники с ООП оказываются неспособны самостоятельно войти  в сферу социальных отношений и овладеть коммуникативными навыками, так как у них наблюдаются сложности в адаптации, социально-эмоциональные депривации, недостаточное или искаженное развитие произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих проявлений, повышенная тревожность, неуверенность, низкая или завышенная самооценка, безынициативность, несамостоятельность, отсутствие любознательности и активности.

Выше перечисленные особенности дошкольников с особыми образовательными потребностями обуславливают актуальность внедрения нашей практики, которая направлена на решение проблемы по социальной адаптации данной категории детей.

Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для того чтобы дети не отставали в развитии от своих сверстников необходимо включать их в инклюзивное образование, которое позволит им учиться и получать социальный опыт в одних и тех же условиях. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка с ООП ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может быть решена при правильном и гибком подборе методов и приёмов,  индивидуальных стратегий развития, трансформации среды в соответствии с потребностями детей с учетом их особенностей и возможностей, а так же при  тесном взаимодействии педагогов, специалистов ДОУ, родителей т. п.

Исходя из опыта работы, мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями являются технологии, которые предполагают включение детей с ООП в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной). Одной из таких технологий используемых в нашем детском саду, является технология «Клубный час» (автор Н.П. Гришаева, старший научный сотрудник ИС РАН, Л.М.), которая направлена на социализацию детей дошкольного возраста. Цели данной технологии не только работают на достижения целевых ориентиров ФГОС ДО, но и соответствуют целям и принципам инклюзивного образования.

Считаем, что данный опыт работы актуален для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях разного вида.

Цель практики — формирование и развитие  качеств и навыков необходимых для успешной социальной адаптации детей  с особыми образовательными потребностями .

Реализации этой цели способствует решение следующих задач:

- Повысить уровня социальной активности ребенка с особыми образовательными потребностями;

- Формировать коммуникативных навыков;

- Развивать эмоционально - волевую сферу;

- Обучать ориентировки в пространстве;

- Освоение социальных образцов поведения;

- Формировать компетентную педагогическую позицию родителей по отношению к собственному ребенку;

-Повысить профессиональный уровень педагогов в области инклюзивного образования.

Основная идея лежащая в основе реализации практики заключается в

создании оптимальных условий для развития  качеств и навыков, необходимых для успешной социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями, через включении их в систему социальных отношений,  по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной).   

 

«Клубный час» - это один час времени, когда воспитанники старших - подготовительных групп могут самостоятельно, т.е. без сопровождения взрослого, передвигаться по детскому саду, посещать площадки  по своим интересам. Площадки – это определенные места (группы или помещения в детском саду) в которых организована различная детская деятельность. Большой желтый  круг с изображением мордочки с часами (мы его называем «Часик»)  на двери помещения обозначает, что в этом месте находится площадка. Если площадка  предполагает ограничение по количеству посетителей, тогда на дверях вместе с часиком располагается лента с кармашками, которое равно количеству посетителей. При наличии свободных мест ребенок вставляет свой жетон в свободный кармашек и принимает участие в деятельности площадки, при отсутствии свободных мест, вынужден или подождать, или выбрать и посетить другую площадку. Проводится «Клубный час» два раза в месяц (вторая и четвертая неделя месяца) В проведении «Клубного часа» участвуют все сотрудники детского сада. Педагоги организуют деятельность на площадках, младшие воспитатели и обслуживающий персонал находятся в коридорах и на лестницах в роли наблюдателей.

По сигналу колокольчика дети выходят из групп, свободно передвигаются по помещениям, где организована  деятельность. Через час по повторному сигналу колокольчика они возвращаются обратно. Каждый ребенок посещает те места, которые он запланировал используя доску выбора, с учетом отведенного времени. После завершения «Клубного часа», в каждой группе организуется обсуждение – рефлексивный круг. Обсуждаются такие вопросы:

—    Где ребёнок был?

—    Что тебе запомнилось?

—    Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?

—    Смог ли ты посетить запланированную площадку и если нет, то почему?

—    Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему.
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и педагогами, а при необходимости и с родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

 После проведения каждого мероприятия на педагогическом часе педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

- удалось ли достигнуть результата по поставленным задачам;

- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;

-  соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

- какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

Учитывая то, что наш детский сад реализует инклюзивное образование, в технологии «Клубный час» участвуют все воспитанники старшего дошкольного возраста: нормативно - развивающиеся воспитанники, воспитанники с особыми образовательными потребностями (с ТНР, с НОДА, с нарушениями интеллекта, с ДЦП). Основной ценностью для инклюзивного образования является то, что при участии в технологии «Клубный час» все воспитанники «перемешиваются» между собой. Это позволяет ребятам находить новых друзей, общаться в непринужденной обстановке, учиться друг у друга чему-то новому, стараться сделать то, что делают сверстники. Именно в этом процессе, воспитанники учатся помогать друг другу и ребятам, которым эта помощь действительно необходима.

Адаптация технологии «Клубный час» для инклюзивного образования в ДОУ. 

На первом этапе , мы организовали педагогический консилиум, на котором создали творческую группу педагогов по реализации практики, определились с названиями площадок и деятельности в них. Оценили условия реализации технологии, наметили задачи по адаптации технологии «Клубный час»,  а так же предварительно наметили план коррекционной работы направленной на социальную адаптацию детей с особыми образовательными потребностями.  

На втором этапе реализации практики мы приступили к осуществлению намеченных цели и задач. Для достижения максимального эффекта от применения технологии, были учтены особенности всех воспитанников, участвующих в «Клубном часе». Были адаптированы этапы проведения «Клубного часа», предметно пространственная среда и деятельность на самих площадках.

Первый этап: «Пространственная среда» Для того, чтобы детям было легче передвигаться и ориентироваться в пространстве во время клубного часа, на дверях помещений площадок, кроме часика и кармашков для жетонов, находятся картинки с обозначением клуба. По всей территории детского сада размещены стрелки красного цвета, указывающие путь к нужной площадке ( над каждой стрелкой находятся картинки с обозначением площадок), карты индивидуального маршрута.

Второй этап «Выбор площадки». Выбор площадки осуществляется на «Детском круге». В группах с нормативно развивающимися воспитанниками воспитатель рассказывает ребятам о том, какие клубы будут работать, напоминает место их нахождения, какая деятельность в них будет организована. В инклюзивной и коррекционной группах, которые посещают воспитанники с нарушением интеллекта, ситуация выбора клуба претерпевает изменения, другими словами адаптируется под конкретного ребенка. Начинается «Детский круг» как и в обычной группе. Воспитатель рассказывает ребятам о площадках, которые будут работать в рамках «Клубного часа», но при этом дополнительно использует картинки, с изображением каждой работающей площадки, располагает их на доске выбора.  Воспитатель следит за тем, чтобы воспитанники, с нарушением интеллекта, не отвлекалась, постоянно обращает ее внимание на картинки. В  группе компенсирующей направленности, которую наряду с нормативно-развивающимися воспитанниками посещают воспитанники с нарушением интеллекта сделать выбор их приглашают первыми , это делается для того, чтобы информация, полученная от воспитателя, не была утеряна. Ребенок делает выбор при помощи своего жетона, которую помещает в кармашке под обозначением клуба. Аналогичные картинки с обозначением площадок, приклеиваются на карту индивидуального маршрута, которую воспитанники с нарушением интеллекта берут с собой. Как правило, названия и место проведения клубов не меняется долгое время, это делается для того, чтобы ребята могли определиться со своим интересом и делать осознанный выбор. (Приложение № 5).

Приведем примеры названий площадок и деятельности в таблице:

Название площадки

Место проведения

Что будут делать

2 неделя месяца

Лего-го

Кабинет логопеда

 Конструирование из лего конструктора

Опыты

     2 подготовительная группа

«Волшебный шарик» (опыты с содой и уксусной кислотой)

Оригами

Кабинет дефектолога

Изготовление поделок из бумаги

Спортики

Мягкая Комната

 Веселые эстафеты

Изо-студия

Лего центр

Рисование с использование нетрадиционных техник (рисование нитями)

4 неделя месяца

Развивай-ка

Кабинет логопеда 1

 Развивающие настольные игры («волшебные резиночки», «Составь фигуру из частей»)

Ми-мисолька

Муз. зал

Песни, танцы, игры на муз. инструментах

Мастерилки

Лего -  центр

Изготовление поделок из цветной бумаги, картона и бросового материала

Игры нашего двора

Спортивный зал

Дворовые игры

Тесто пластика

1 подготовительная группа

Изготовление поделок из соленого теста

 Третий этап: «Деятельностный» (деятельность на площадках) «Клубный час» - это событие, которое дети ждут с удовольствием. Ребята с радостью и особым желанием идут на любимую площадку, кто-то идет танцевать, кто-то играть в лего, кто - то рисовать. Выбор детей разнообразен, его нельзя предугадать. Но можно запланировать деятельность на каждой площадке  с адаптацией для всех категорий детей. Для этого была разработана форма конспекта работы площадки (Приложение № 1). В конспекте прописывается название клуба, Ф.И.О. педагога, цель, задачи (обучающие, развивающие, воспитательные, коррекционные), материалы и оборудования, условия. Рассмотрим, каким образом осуществляется планирование и постановка коррекционной задачи. Планирование происходит 1 раз в месяц, в первую неделю месяца на мини-консилиуме, где собираются все специалисты нашего детского сада принимающие непосредственное участие в технологии «Клубный час». На мини-консилиуме решается, какая коррекционная работа, направленная на достижения целей по социальной адаптации с учетом АОП воспитанников, будет осуществлена во время проведения очередного «Клубного часа». Коррекционная деятельность прописывается на месяц, является общей для всех клубов в рамках одного «Клубного часа». Приведем примеры описания коррекционной деятельности в таблице:

Неделя месяца

Коррекционная направленность

Примерные методы работы

1 неделя

2 неделя

Ориентировка в пространстве

Обращать внимание детей на окружающие предметы, уточняя их расположение, подобрать игры на ориентировку в пространстве, проговаривать с детьми расположение площадок (особое внимание уделять детям с визуальными картами маршрута)

Развитие мелкой моторики

Подбор пальчиковой гимнастики, использование мелких деталей в работе, подбор приемов для развития мелкой моторики.

  Специалисты понимают, что прописать конкретную коррекционную задачу для каждого ребенка в каждом клубе не представляется возможным, поэтому обсуждаются в целом все воспитанники, участвующие в технологии. Отдельное внимание заостряется на тех детях, у которых могут возникнуть проблемы, обговаривается, как можно их решить. В форме конспекта работы площадки представлена  адаптация деятельности для всех категорий воспитанников , что позволяет наглядно видеть, какие дополнительные действия, и на каком этапе деятельности площадки  нужно применить к воспитанникам с определенной нозологией.

Если деятельность площадки не вызывает затруднений (например площадка «Ми-мисолка», где дети танцуют, играют на муз. Инструментах и. д.) и ребенок

может справиться с заданием самостоятельно, то  адаптация цели деятельности, проводимой в клубе, для него не требуется . После завершения деятельности в клубе музыкальный руководитель помогает детям  в работе с визуальным расписанием. Они вместе переносят картинку клуба в раздел «осуществленные дела». Дальше, музыкальный руководитель проговаривает с ребенком, куда нужно идти, где находится следующая площадка, обозначенная в расписании. Если же деятельность  на площадке предполагает, что ребенок с нарушением интеллекта не сможет сделать самостоятельно, то  в конспекте обязательно прописывается помощь взрослого. (форма конспекта одной из площадок представлена в приложении ) На площадках где используется продуктивные виды деятельности,   при работе используется визуальные планшеты на которых при помощи картинок, отражен алгоритм изготовления поделки  или рисунка . Воспитанники с нарушение интеллекта достигают цели работы площадки, но при условии, что им будет оказана помощь со стороны взрослого или сверстников, использование дополнительных средств (визуального расписания и алгоритма). Подробный сценарный план действий   с адаптацией деятельности для детей разных нозологий происходит  во всех клубах в рамках одного «Клубного часа».

Четвертый этап: «Рефлексивный круг» После завершения «Клубного часа» в группе проводится «Рефлексивный круг». Ребята делятся впечатлениями, рассказывают о том, где побывали, все ли удалось сделать, что получилось, и что не получилось и заполняют детскую документацию. Воспитанники с нарушением интеллекта также участвует в «Рефлексивном круге». При помощи доски выбора либо визуального расписания дети рассказывает о тех клубах, где они побывали, рассказывают  что там делали. Воспитатель обращает внимание на фишки поведения, все ли они на месте, никто ли не нарушал правила?

Как удержать дисциплину? Перед проведением «Клубного часа» каждому ребенку выдается три фишки поведения (в каждой группе они своего цвета). Фишки могут изыматься за грубые  нарушения  правил «Клубного часа».

Правила, которые нельзя нарушать:

Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь на площадку.

- Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.

- Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

- Говори спокойно. - Ходи спокойно.

- Возвращайся в группу по сигналу звонка.

- Если не хочешь идти на «Клубный час», то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Фишку имеет право забрать любой взрослый, который наблюдает за воспитанниками или проводит площадку. Если у ребенка забирают 1 фишку – выносится предупреждение, если 2 фишки – ребенок пропускает следующий «Клубный час», если 3 фишки, ребенок пропускает два «Клубных часа».

Со следующего года, мы планируем ввести детскую документацию в пользование детям с нарушением интеллекта.

Пятый этап: Работа с родителями: 

На начальном этапе реализации проекта обращались с просьбой к родителям предоставить сумочки и бейджи с именем ребенка. Постоянно знакомим родителей с фото и видео отчетами о проведении «Клубного часа», организовали день открытых дверей, где родители совместно с детьми посещали организованные для них площадки . В следующем году планируем привлечь родителей к организации и проведению «Клубного часа».

Третий этап работы заключается в подведении предварительных итогов по социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями .

Практика позволяет обеспечить следующие результаты:

  • Повышение уровня социальной
  • Развитие эмоционально - волевой сферы
  • Обучение ориентировки в пространстве  
  • Освоение социальных образцов поведения –
  • Формирование компетентной педагогической позиции родителей по отношению к собственному ребенку - При вовлечении родителей в реализацию технологии  повысился  интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, раскрываются собственные творческие возможности.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области инклюзивного образования -  большинство педагогов обладают достаточным запасом профессиональных педагогических знаний и умений в работе с детьми с ОПП, что позволяет повысить эффективность организации образовательного процесса.

В нашем детском саду «Клубный час» проводится с ноября 2017 года. Сопоставляя результаты стартовой и текущей диагностики, отмечается положительная динамика в социальной адаптации у всех воспитанников ООП . Воспитатели отмечают, что дети, которые предпочитали отмалчиваться, пытаются делиться своими впечатлениями на рефлексивном круге после «Клубного часа». Дети стали более раскованными, не боятся общаться с ребятами из других групп, знают большее количество сотрудников детского сада, при необходимости могут задать им вопрос. Для некоторых детей, которые не решались самостоятельно, без сопровождения взрослого, покидать группу, боялись «закрытых дверей» и большого пространства, участие в «Клубном часе» помогло преодолеть эту проблему. На данный момент не осталось таких воспитанников, которые хотят остаться в группе во время «Клубного часа». Положительные результаты от реализации технологии «Клубный час» отмечают специалисты ДОУ. Так, по наблюдениям учителя-логопеда итогом посещения детьми «Клубного часа» можно назвать отмечающуюся положительную динамику в речевом развитии детей. Конкретно в развитии диалогической речи, в развитии мелкой моторики и зрительно-моторной координации, в развитии слухового восприятия. Другие специалисты детского сада отмечают, что у некоторых детей со статусом ООП на начало проекта возникали проблемы следующего характера: общение со сверстниками, участие в массовых мероприятиях, самоконтроль поведения, выбор увлечений. При внедрении технологии «Клубный час» многие дети не могли определиться с выбором клуба, не шли на контакт, не могли контролировать свое поведение, не принимали правила. На данный момент 99% детей с ОВЗ, посещающие «Клубный час», самостоятельно могут сделать выбор, идут на контакт в повседневной жизни, могут выразить свое мнение, наметилась динамика в контроле над  своим поведением. У воспитанников с нарушением интеллекта наблюдается положительная динамика в ориентировке в пространстве, на начальном этапе проекта они посещали площадки только с сопровождающим (воспитателем или младшим воспитателем), и пользовались индивидуальными планами маршрутов,  на данный момент 99% из них самостоятельно посещают площадки и 96 % не используют планы маршрутов. У воспитанников наблюдается динамика развития познавательной активности, положительная мотивация к различным видам деятельности. Значительные новообразования произошли в коммуникативной сфере, в частности в выстраивании эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками, чаще обращаются за помощью к сверстникам и взрослым, принимают активное участие в групповой работе. За время проведения «Клубного часа» ни у одного ребенка со статусом ОВЗ не было изъято 2 фишки за нарушение дисциплины. Дети понимают, как важно вернуться в группу со всеми фишками, для того, чтобы принять участие в следующем «Клубном часе». Наши педагоги наблюдали ситуации, когда ребята, объясняли друг другу, как важно не нарушать правила, сдерживали попытку друга побежать по коридору. На «Клубном часе» дети учатся самостоятельно передвигаться по большому пространству, заходить в другие группы, не бояться закрытых дверей и того, что там за дверью, а самое главное, они не остаются равнодушными, всегда готовы прийти на помощь друг другу.

Способы измерения результатов :   Методика одномоментных срезов ( автор А.М. Щетинина ), заполнение карт проявления : активности, инициативности, самостоятельности, коммуникации.

В результате проделанной работы наблюдаются положительные результаты:

  • наличие у детей с особенностями развития желания посещать детский сад;
  •  принятие детским коллективом и родителями нормально развивающихся сверстников детей с особенностями развития;
  • привыкание детей с ООП к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними.

 А мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая практика: «Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 23 «Солнышко» Подготовила : Макарова Снежана Сергеевна г. Зеленогорск 2020

Слайд 2

Ключевые слова практики: социальная адаптация и дезадаптация / социализация / дети с особыми образовательными потребностями / коммуникативные навыки / специальные условия обучения и коррекции . Целевая аудитория : воспитанники ДОУ в том числе воспитанники с с особыми образовательными потребностями ( ТНР, НОДА, нарушения интеллекта, ДЦП), воспитатели, специалисты, родители. Актуальность: Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация воспитанников, а так же важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми . Ребенок с ООП не просто нуждается в социальной адаптации, а она ему остро необходима, так как одна из главных проблем детей с ООП заключается в социальной дезадаптации .

Слайд 3

О собенности дошкольников с ООП затрудняющих социальную адаптацию нарушение связи с миром; бедность контактов со сверстниками и взрослыми; ограниченное общение, неумение ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения; недоступность понимания смысла ряда культурных, нравственных и этических ценностей общества; сложности в адаптации; социально-эмоциональные депривации; недостаточное или искаженное развитие произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих проявлений; повышенная тревожность, неуверенность, низкая или завышенная самооценка; б езынициативность; несамостоятельность; отсутствие любознательности, активности и др.

Слайд 4

Цель практики — создание оптимальных условий для развития качеств и навыков необходимых для успешной социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Реализации этой цели способствует решение следующих задач: повышать уровень социальной активности ребенка с ООП; формировать коммуникативные навыки; р азвивать эмоционально - волевую сферу; обучать ориентировке в пространстве; осваивать социальные образцы поведения; формировать компетентную педагогическую позицию родителей по отношению к собственному ребенку; повышать профессиональный уровень педагогов в области инклюзивного образования. Основная идея: Создание условий для развития и поддержки социального потенциала детей с особыми образовательными потребностями в различных формах детской деятельности «Клубного часа» .

Слайд 7

Основной ценностью для инклюзивного образования является то, что при участии в технологии «Клубный час» все воспитанники «перемешиваются» между собой. Это позволяет ребятам обогащать свой социальный опыт в непринужденной обстановке.

Слайд 8

Адаптация технологии « Клубный час ».

Слайд 11

Изо - студия Мастерилки Игры нашего двора Лего Развива -ка Спортики Оригами МИ- мисолька Опыты

Слайд 12

Название клуба Место проведения Что будут делать 2 неделя месяца Лего-го Лего -центр Конструирование из лего конструктора Опыты 2 подготовительная группа Опытно – экспериментальная деятельность Оригами Кабинет дефектолога Изготовление поделок из бумаги Спортики Мягкая комната Веселые эстафеты Изо-студия Кабинет логопеда 2 Рисование с использование нетрадиционных техник (рисование нитями) 4 неделя месяца Развивай-ка Кабинет логопеда 1 Развивающие настольные игры («волшебные резиночки», «Составь фигуру из частей » и т.д.) Ми-мисолька Муз. зал Песни, танцы, игры на муз. инструментах Мастерилки Лего - центр Изготовление поделок из цветной бумаги, картона и бросового материала Игры нашего двора Спортивный зал Дворовые игры Тесто пластика 1 подготовительная группа Изготовление поделок из соленого теста

Слайд 13

Форма конспекта работы клуба с адаптацией для детей с ОВЗ Название площадки : Мастирилки Дата проведения: 30 января 2020 г. Ф.И.О. педагога: Макарова Снежана Сергеевна Цель: Изготовление игрушки «Веселые монстрики » Задачи Обучающие : Совершенствовать навыки вырезания 2. Совершенствовать навыки изготовления игрушки при помощи «наложения» деталей друг на друга. 3. Совершенствовать навыки соединения деталей путем склеивания. Развивающие : Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, развивать выдержку, уверенность в себе. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и воображение. Воспитательные: Воспитывать у детей чувство отзывчивости по отношению друг к другу, умение при необходимости помочь сверстнику. Коррекционные: Развитие общих речевых навыков, по средствам выполнения упражнения «Ветерок» Материалы и оборудование: Клей карандаш, цветная бумага, шаблоны для изготовления деталей, готовые детали, ножницы с тупыми концами, цветные карандаши, готовые игрушки поделки для демонстрации. Условия : количество человек : 6 (Для продуктивной работы клуба воспитатель определяет количество воспитанников, которые могут одновременно находиться в его клубе и получить качественный конечный результат.)

Слайд 14

Ход деятельности площадки Деятельность в ходе проведения. Задачи социальной адаптации Воспитанники с ТНР Воспитанники с НОДА Воспитанники с нарушением интеллекта Воспитанники с ДЦП Воспитанники с нормой развития Организационный этап Воспитатель встречает ребят, здоровается. Следит за тем, чтобы все поздоровались. Адаптация деятельности :произношение звуков, слов, выстраивание предложения Адаптация деятельности не требуется коррекция поведения при необходимости предоставление средств реабилитации при необходимости Адаптация деятельности не требуется Мотивационный этап коррекционная задача: Развитие общих и речевых навыков. упражнение «Ветерок». Адаптация деятельности :произношение звуков, слов, выстраивание предложения Адаптация деятельности не требуется Адаптация деятельности не требуется Адаптация деятельности не требуется Адаптация деятельности не требуется Практический этап коррекционная задача: Развитие мелкой моторики п/г. Пальчики здороваются индивидуальная помощь при необходимости помощь при вырезании и расположении мелких деталей использование алгоритмов при работе помощь при вырезании, расположении и наклеивании мелких деталей Адаптация деятельности не требуется Заключительный этап произношение звуков, слов, выстраивание предложения Адаптация деятельности не требуется показать, как можно играть с игрушкой при помощи карточки Адаптация деятельности не требуется Адаптация деятельности не требуется

Слайд 15

Неделя месяца Коррекционная направленность Примерные методы работы 1 неделя 2 неделя Ориентировка в пространстве Обращать внимание детей на окружающие предметы, уточняя их расположение, подобрать игры на ориентировку в пространстве, проговаривать с детьми расположение площадок (особое внимание уделять детям с визуальными картами маршрута) Развитие мелкой моторики Подбор пальчиковой гимнастики, использование мелких деталей в работе, подбор приемов для развития мелкой моторики.

Слайд 16

Помощь с индивидуальным маршрутом

Слайд 18

Воспитанники с нарушением интеллекта при помощи индивидуального маршрута рассказывают о тех площадках, где они побывали

Слайд 19

День открытых дверей: «Клубный час» совместно с родителями

Слайд 22

Карта проявлений самостоятельности

Слайд 23

Карта проявлений активности

Слайд 24

Карта проявлений инициативности

Слайд 25

Результат реализации практики: Отмечается положительная динамика в развитии познавательной активности, положительная мотивация к различным видам деятельности, в речевом развитии детей , в коммуникативной сфере, в развитии мелкой моторики и зрительно-моторной координации, в развитии слухового восприятия, положительная динамика в ориентировке в пространстве, в контроле над своим поведением,

Слайд 26

В результате проделанной работы наблюдаются положительные результаты: наличие у детей с особенностями развития желания посещать детский сад; принятие детским коллективом и родителями нормально развивающихся сверстников детей с особенностями развития; привыкание детей с ООП к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними. А мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров В качестве сопровождения мы можем предложить трансляцию данного опыта. Помощь на начальном этапе освоения технологии. Совместная организация летних площадок (клубов).

Слайд 27

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с особыми образовательными потребностями через организацию совместных игр.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии ...

Игра как условие социального становления ребёнка. Социализация детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми образовательными потребностями - это дети с нарушением развития и дети одарённые. Как возможно поддержать таких воспитанников, создать условия их самореализации....

Рефлексивный круг - технология социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, ориентировку ребенка – дошкольника в социальной жизни, для детей характерны трудности, связанн...

Педагогическая практика: « Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями. (краткая версия для РАОП)

описание адаптации технологии "Клубный час" для для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями. Заключение эксперта №1Практика готова к тиражированию и бу...

Публикация в журнале Дошкольник. РФ Тема: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»

Ребёнок с сохранным интеллектом активно использует уже сложившиеся знаковые системы.Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ с их «закрытостью» значений предметного действия и конкретностью воспр...

Текст к видео докладу на региональной конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, ресурсы, практики» на тему: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»

Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья говорить, обра...