Игра как условие социального становления ребёнка. Социализация детей с особыми образовательными потребностями.
презентация на тему

Никитина Елена Николаевна

Дети с особыми образовательными потребностями - это дети с нарушением развития и дети одарённые. Как возможно поддержать таких воспитанников, создать условия их самореализации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра  как условие социального становления ребёнка.                                                                       Социализация детей с особыми образовательными потребностями.

        (Слайд презентации 1)

Итак, наша сегодняшняя встреча построена вокруг детей с особыми образовательными потребностями. Это дети с нарушением развития и дети одарённые. Касаемся сегодня темы поддержки и условий самореализации этих детей. Давайте обозначим проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели и педагоги, работающие с этими детьми. Особенные дети, какие они?

(Работа с залом. Слайд презентации 2)

Особенные дети (Слайд презентации 3):  

1.  У детей с особыми образовательными потребностями ограниченные представления об окружающем мире;

2. Многие дети с особыми образовательными потребностями отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении;

3. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на деятельности. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения чего-либо.

4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Как же работать с такими детьми, как общаться, как ориентироваться на особые образовательные потребности? В этом волшебном сундуке собраны рекомендации педагогов и психологов, своеобразная копилка, возможно они нам будут полезны.  Давайте посмотрим, что в ней.

(Работа с залом. Предложены принципы работы с детьми. Задача: определить, возможно ли использовать данную рекомендацию в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.  Среди предложенных принципов предложены несколько ложных, их соответственно нужно отфильтровать. Слайд презентации 4)

Прикрепляем на магнитах. Вот тот багаж, который мы возьмём с собой. (Слайд презентации 5)

  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть;
  2. Избегайте переутомления;
  3. Используйте упражнения на релаксацию;
  4. Не сравнивайте ребенка с окружающими;
  5. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
  6. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, но хваля его, он должен знать за что;
  7. Не предъявляйте ребенку повышенных требований;
  8. Старайтесь делать замечания как можно реже;
  9. Оставайтесь спокойным в любой ситуации.

Посмотрите внимательно на те принципы, которые мы с Вами выделили для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Примечательно, что эти рекомендации  включают все те моменты, которые мы используем по отношению ко всем детям. Идёт выстраивание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей ребёнка – процесс индивидуализации.

В современных условиях мы стали активными участниками процесса внедрения инклюзивного образования. Для ребёнка с особыми образовательными потребностями в этой ситуации плюс в том, что его не выделяют в особую категорию, он как все, он находится в среде с равными требованиями ко всем и равным для всех устройством жизни.

И говоря о формировании  социальных знаний и умений детей с особыми потребностями, в таких условиях она проходит успешнее, и адаптация к сообществу сверстников происходит более гладко. Ведь развитие социальной компетентности происходит наиболее эффективно, когда ребёнок активно участвует в совместной, либо индивидуальной деятельности, самостоятельно осваивает приёмы труда, выстраивает отношения с окружающими людьми.

Как же социализировать ребёнка с особыми потребностями?

По мнению отечественных  и зарубежных педагогов и психологов, игра -  ведущий вид деятельности дошкольников. Большинство навыков, которые формируются у ребёнка, можно представить как игровые. Давайте рассуждать, чем же по вашему мнению хороша эта форма при формировании социальной компетенции ребёнка? Почему останавливаемся именно на ней?         (Слайд презентации 6. Работа с залом. Слайд презентации 7).

Игра позволяет ребёнку закреплять уже усвоенные умения.                                                                    

Игра помогает вспомнить то, чему его учили раньше.                                                                

Через игру ребёнок учится находить способы применения своим умениям.                                            

Игра - та среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать.                                                                          

Игра даёт возможность наблюдать за ребёнком, выявить усвоенные им социальные навыки.

Игра позволяет научить ребёнка чему-то новому.                                                                                            

Игра помогает открывать окружающий мир.                                                                                                    

Каждая игра, развивая личность ребёнка, способствует его адаптации в обществе.                                

Игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребёнка.

И, конечно, для успешной реализации адаптации и социализации детей в детском коллективе, являются:

- специально созданная и поддерживаемая социокультурная предметно-пространственная развивающая среда, в которой ребёнок имеет возможность реализовать свои потребности;

- создание условий для самостоятельной активной деятельности детей, в процессе которой ребёнок усваивает нормы, правила социума, способы получения знаний, основные элементы культуры;

- создание доброжелательной, спокойной атмосферы.

Развитие социальных компетенций. Давайте рассмотрим, какие навыки будем здесь развивать через призму игры и игровых приёмов? (Общение с залом. Слайд презентации 8)

1.Навыки самообслуживания. Что это за навыки - гигиенические навыки, умение одеваться, культурно-гигиенические навыки за столом. И какие же игровые приёмы можно здесь применить? (Обсуждение с залом, приглашение гостей-игрушек, игры-песенки, игры-стишки, игры и опыты с водой).

2.Навыки ухода за окружающей средой. Труд. Читаем, наблюдаем за трудом взрослых. А дальше играем. «Сегодня мы цветоводы» (Поливаем цветы, рыхлим землю, сажаем семена) или «Сделаем наш детский сад чистым» (Соберём в прицеп детского трактора мусор) или « и т.д.. Дети учатся заботиться об окружающей среде, сохраняя её в чистоте. Переход от игры к труду в дошкольном детстве весьма условный.

3.Основы культурного поведения в обществе. В виде игры и беседы происходит знакомство с общепринятыми нормами общения к человеку, приветствия и прощания, извинения и благодарности. Умение внимательно выслушать собеседника, не перебивая его, задать или ответить на вопрос, предложить или принять помощь. Ребёнок приобретает навыки позитивного общения, учится вступать в контакты и поддерживать их.

4. Формируя у детей социальные навыки и умения, необходимо добиваться  положительного отношения к их освоению.  Игры и упражнения на развитие эмоционально-нравственной сферы и  навыков общения у детей.

Примеры заданий:  

«Назови себя».  Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

 «Позови ласково». Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей  друг к другу.  

Ход. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени. 

 «Волшебный стул».  Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.  

Ход. Один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

5.«Поиграем в тишину…» или «Замри - Отомри». Уместно проводить такие паузы, если дети в группе стали шумнее обычного, нарушается привычная атмосфера, воспитатель призывает всех на 1-3 минуты погрузиться в тишину, затем продолжить свои занятия. Основная цель: помочь детям научиться владеть собой, сдерживать свои порывы и эмоции, развитие волевых качеств.

6.Игры, предполагающие движение по линии, кругу.

Основные цели этого движения - развитие способности владеть своим телом, контролировать движения, концентрироваться на выполнении упражнений.

Косвенные цели - развитие волевых качеств, внимание, развитие чувства ритма, пластичности, точности и грациозности движения детей с ОВЗ.

Первоначально дети учатся просто двигаться по линии, не натыкаясь друг на друга, выдерживая определённую дистанцию, не сходя с линии. Для маленьких детей это не простая задача, выполнение которой требует концентрации внимания, самоконтроля. Воспитатель постепенно вносит усложняющие элементы в движение детей: меняется ритм, добавляются движения руками, включается движение боком, спиной вперёд, а позже - ношение разных предметов: мячика, шишек в ведёрке, воды в стакане и т.п. Растут и возможности ребёнка не только во владении своим телом, контроля за движениями, но и в развитии волевых способностей.

7.Рефлексивные круги (РК)- направлены на развитие социальных чувств и эмоционального мира ребёнка. Именно круг, по наблюдению психологов, является гарантией защищённости.

Темы  рефлексивных кругов:

- на понимание самого себя, своих мыслей, чувств, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых:  «Моё настроение», «Мои любимые игрушки», «Что можно делать, а чего нельзя», «Мой портрет», «Когда мне стыдно», «Чего я боюсь», «С кем я хотел бы дружить»;

- способствующих осмыслению собственных действий и состояний (учатся анализировать и передавать своё отношение к событиям прошедшего дня, другого периода): «Как я провёл лето», «Радостное событие нашей группы», «День рождения», «Почему возникают ссоры», «Как мириться».

- способствующих развитию творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять): «Мир моих фантазий», «Добрые волшебники».

- способствующих осмысленному пониманию и  восприятию духовной действительности человека: «Что такое дружба?», «Что такое радость?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Почему люди сердятся?»,  Приглашаю Вас в круг, возьмёмся за руки, друзья. И глаза в глаза, рука в руке давайте проговорим «Что значит быть добрым?»

Немного из наблюдений. «Что делать, к нам в группу придёт «особенный ребёнок».

Про доверие…

Пришёл мальчик, не плачет, спокойно сидит на стульчике, не донимает никого… И тут понимаешь что, что-то не так.

Замкнутый мальчик, часто просто садился на стульчик (вот такой нашёл для себя защищённый уголок), его надо было всё время приглашать в игру, предлагать какую-либо деятельность. И покидал стульчик он очень неохотно и не всегда, ему было проще перейти куда-либо вместе со стульчиком, сесть и находится в ощутимой близости от взрослого. С собой ребёнок непременно приносил по машинке в каждой руке, расставаться с которыми он тоже не хотел.  Было ощущение, что ребёнок вообще  не говорящий. На многие предложения были ответом лишь звуки протеста. Одним из вопросов для беспокойства было то, что ребёнок отказывался что-либо кушать, кроме хлеба.

Со временем стало всё легче предложить ему какой-либо вид деятельности (игры с деревянными бусами, кубиками, конструктором). Но поиграв немного, спешил опять на стульчик в «своё убежище». Заметили, что оказывается с  родителями-то он в коридоре общается. Постепенно стал разрешать немного себя покормить.

Потом ребёнок стремительно всё повторял: фразы, движения, действия (зависит от настроения и состояния).

Вчера. Построил башню, подошёл и сказал: «Смотри, какая башня!» (Возникло желание поделить своим достижением, обратить внимание на объект своего труда.) Свободно перемещается по группе в хорошем настроении, улыбаясь(!). Это для нас новое открытие мальчика!  Да, контактов с детьми он по-прежнему не ищет, но он ощутил комфорт в той обстановке, в которой находится, он готов довериться.

Итог:

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, происходит приобщение к культуре и к общечеловеческим ценностям.

Роль игры в дошкольном возрасте нельзя переоценить.

Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

И мы играли и продолжаем играть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра как условие социального становления ребёнка. Социализация детей с особыми образовательными потребностями Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» г.Воронежа Никитина Е.Н.

Слайд 2

Дети с особыми образовательными потребностями. Какие они?

Слайд 3

Дети с особыми образовательными потребностями. Какие они? Ограниченные представления об окружающем мире Повышенная впечатлительность, тревожность Повышенная утомляемость Повышенная возбудимость, беспокойство

Слайд 4

Психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями:

Слайд 5

Психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями: Принимать ребенка таким, какой он есть Избегать переутомления Использовать упражнения на релаксацию Не сравнивать ребенка с окружающими Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее Способствовать повышению его самооценки, ребенок должен знать, за что его хвалят Не предъявлять к ребенку повышенных требований Стараться делать замечания как можно реже Оставаться спокойным в любой ситуации

Слайд 6

Почему выбираем игру как форму работы?

Слайд 7

Игра позволяет ребёнку закреплять уже усвоенные умения Игра помогает вспомнить то, чему его учили раньше Через игру ребёнок учится находить способы применения своим умениям Игра - та среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать Игра даёт возможность наблюдать за ребёнком, выявлять усвоенные им социальные навыки. Игра позволяет научить ребёнка чему-то новому Игра помогает открывать окружающий мир Каждая игра, развивая личность ребёнка, способствует его адаптации в обществе Почему выбираем игру как форму работы? Игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребёнка

Слайд 8

Развитие навыков самообслуживания Развитие навыков ухода за окружающей средой Привитие основ культурного поведения Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения. («Назови себя», «Позови ласково», «Волшебный стул») Игры на развитие волевых качеств («Замри – отомри» или «Поиграем в тишину») Игры на развитие способности владеть своим телом, концентрировать внимание, самоконтроля (Движение по линии, по кругу) Развитие социальных компетенций через призму игры, создание игровых ситуаций Рефлексивные круги, направленные на развитие социальных чувств и эмоционального мира ребёнка («Что значит быть добрым?»)

Слайд 9

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с особыми образовательными потребностями через организацию совместных игр.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии ...

Рефлексивный круг - технология социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, ориентировку ребенка – дошкольника в социальной жизни, для детей характерны трудности, связанн...

Педагогическая практика: « Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями. (краткая версия для РАОП)

описание адаптации технологии "Клубный час" для для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями. Заключение эксперта №1Практика готова к тиражированию и бу...

Публикация в журнале Дошкольник. РФ Тема: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»

Ребёнок с сохранным интеллектом активно использует уже сложившиеся знаковые системы.Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ с их «закрытостью» значений предметного действия и конкретностью воспр...

Педагогическая практика: « Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Одной из важнейших  задач дошкольного периода является социализация воспитанников, а так же  важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и...

Статья "Обучение и социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ"

С принятием нового Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 2012 года было принято и создание законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными в...