РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА МУЗЫКАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Ворошилова Евгения Геннадьевна

Содержание:

1. Артикуляционная гимнастика

2. Интонационно-фонетические упражнения

3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации

4. Упражнения для грудного регистра детского голоса

5. Упражнения на переходе из грудного регистра в фальцетный

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ворошилова Е.Г.,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №95 «Радуга»

компенсирующего вида»

г. Северодвинск

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА МУЗЫКАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, в котором заключен огромный потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Очевидно воздействие пения и на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания, на что указывали в своих работах физиологи  В.М.Бехтерев, И.П.Павлов.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.

Правильная поза при пении влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию слуха и голоса, улучшает детскую речь. Пение с движением формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Пение способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) и свойств личности: расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, речевого, голосообразовательного); развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).

Особое значение занятий по развитию детского голоса должно отводиться в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Анализ литературы указывает на взаимосвязь общей и речевой моторики. Она изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как Павлов И.П., Леонтьев А.А., Лурия А.Р., М.Кольцовой. У детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и сопутствующими заболеваниями нервной системы, двигательные расстройства сочетаются с отклонениями в развитии речи. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение движений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов. Поэтому, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Одним из реабилитационных средств речевого развития для детей, имеющих различные нарушения речи, является пение. Занимаясь с детьми пением, мы развиваем музыкальные способности, формируем основы певческой и общей музыкальной культуры, способствуем духовному развитию, осуществляем оздоровление детей, укрепляя и развивая резервы организма.

Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по развитию детского певческого голоса. И работу эту необходимо начинать с детьми в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

В.В.Емельянов предлагаем фонопедический метод развития голоса. Автор разработал систему упражнений, способствующих развитию здорового, сильного и выразительного голоса, а так же его совершенствования. Термин «фонопедический» имеет цель подчеркнуть общеобразовательную и профилактическую функцию метода. Система по развитию певческого голоса адаптирована для детского сада.

Цель работы предполагает развитие певческого голоса дошкольника через решение следующих задач:

- развивать артикуляционный аппарат,

- формировать певческие умения и  навыки, певческую окраску голоса, большую динамику и диапазон;

- развивать навыки сольного пения;

- способствовать оздоровлению детей средствами музыки.

В работе с детьми используются следующие принципы:

- систематичности и последовательности;

- единства диагностики и коррекции;

- учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;

- творческой активности.

Содержание работы включает: артикуляционную гимнастику, интонационно-фонетические упражнения, голосовые сигналы доречевой коммуникации, упражнения для грудного регистра детского голоса, упражнения на переходе из грудного регистра в фальцетный. Игровой материал учитывает интересы и возможности детей.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению. Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:

- улучшения подвижности органов артикуляции;

- увеличение объёма и силы движений;

- выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале: «Прикуси язык», «Покажи язычок», «Секрет во рту», «Солнышко», «Покусай губу», «Рыбка», «Обиделись», «Обрадовались», «Лёгкий массаж лица», «Сморщенный нос», «Неприятное удивление», «Сильные мышцы лица», «Качели». В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.

Интонационно-фонетические упражнения помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. Упражнения: «Произнеси согласный» (используем активизацию через работу кистей рук), «Канючим» (эмоционально-образное задание для детей состоит в настойчивом «выпрашивании» чего-либо и радостном восходящем возгласе при неожиданном получении просимого), «Вопрос-ответ» (в эмоциональном отношении в упражнении присутствует удивлённый вопрос – недоумение – восходящая интонация и ответный возглас облегчения – нисходящая интонация; при работе используется схема), «Страшная сказка» (упражнение имеет такое название, т.к. последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдофразы, гласные произносятся без видимых движений губ и челюсти), «Бронтозаврик» (предложить детям нарисовать голосом бронтозавра при помощи разных регистров и разных гласных, разной звуковысотности и разной силы звука; цель упражнения – установление связи голосообразующих движений с объёмно-пространственными представлениями; при работе используется рисунок-схема с изображением бронтозавра, движение голоса указано стрелками.)

Голосовые сигналы доречевой сигнализации: «Согрей ручки дыханием», «Волна», «Волна с воем», «Произнеси звук «А» - шёпотом, звучно», «От шёпота до крика», «Крик». Эти упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном незамаскированном эстетической обработкой виде.

Упражнения для грудного регистра детского голоса: «Едем на автомобиле», «Прятки», «Шип-голос» развивают активный фонационный выдох, тренируют внутреннюю выдыхательную мускулатуру.

Упражнения на переходе из грудного регистра в фальцетный: «Зубы на зубы», «Уточка», «Сирена» развивают активный фонационный выдох, тренируется внутренняя дыхательная мускулатура. Вся артикуляция должна производиться за счёт движений мускулатуры языка и глоточных полостей.

Заключительная диагностика показывает значительное повышение музыкальных способностей детей и их речевого развития, улучшение дикции, расширение певческого диапазона голоса, улучшение окраски голоса. Дети успешно и с удовольствием выступают в детском саду и на сценах города. Занимаясь с детьми пением, мы способствуем успешной социализации их в обществе, особенно детей с ограниченными возможностями.

Литература: В.В.Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. 3-е изд.,испр., - СПб.: Издательство «Лань», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Развитие речевого и певческого голоса у детей

Сборник упражнений на развитие певческого дыхания....

Смолеха Елена Викторовна. Охрана и развитие певческого голоса детей.

Статья посвящена охране певческого голоса дошкольников....

Упражнения для развития певческого голоса у детей дошкольного возраста.

В материале подобраны упражнения для развития у детей певческого и речевого дыхания, которое обязательно при пении....