Учебно- методическая разработка "В гостях у сказки" для детей с нарушением слуха 3 года обучения.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Учебно - методическая разработка для воспитанников с нарушением слуха 3 года обучения. Тема занятия: "В гостях у сказки". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno_-_metodicheskaya_razrabotka_puhova_n.n.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ "Нижневартовская школа для обучающихся  с  ограниченными возможностями здоровья №1"

Учебно- методическая разработка состоит из конспекта занятия и тематического  планирования  по социокультурным истокам для детей с нарушением слуха 3 года обучения.

Воспитатель: Пухова Н.Н.

Конспект занятия НОД по социокультурным истокам «В гостях у сказки».

Интеграция  образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", "Художественно- эстетическое развитие".

Цель: продолжать прививать у детей любовь к сказке.

Программные задачи:

Образовательные:

  • учить узнавать знакомые сказки;
  • ввести в активный словарь слова: сказка, репка, колобок, курочка Ряба;
  • учить делать выводы о том, чему учит сказки.

Развивающие:

  • развивать умения рассказывать сказку, соблюдая  правильную последовательность;
  • закреплять умения работать в паре, выбирать ответственного за ответ;
  • развивать внимание, память, зрительное восприятие, словарный запас;
  • развивать двигательную активность;
  • развивать произвольность поведения, укрепление веры в собственные силы.

Воспитательные:

  • прививать любовь к устному народному творчеству;
  • воспитывать умение слушать и понимать речь педагога;
  • Формировать положительный настрой на совместную деятельность со сверстниками. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
  • способствовать сохранению и укреплению физического здоровья в процесс ООД, развивать общую и мелкую моторику рук.

Коррекционные:

  • упражнять в самостоятельном устном проговаривании слов, коротких фраз, отвечать на вопросы;
  • развивать слуховое восприятие, речевое дыхание, слитность произношения.
  • формировать навыки сопряжено – отраженного проговаривания, развивать умения дактилировать.

Методические приёмы:

  • словесные -вопросы к детям, объяснения, художественное слово;
  • наглядные- картинки, таблички, настольный театр, музыка;
  • практические- мимика, естественные жесты, имитационные движения по подражанию.

Речевой материал: активный словарь- сказка «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»,будем рассказывать сказку, назови героев сказки,  поздоровайтесь, привет, пока;

 пассивный словарь - кто это?, как называется сказка?, чему учит сказка? сказка учит добру, взаимопомощи, нужно слушать взрослых

Планируемые  результаты: дети проявляют желание выполнять разнообразные задания, движения за воспитателем. Эмоционально откликаются на просьбы, инструкции педагога. Называют персонажей сказки, понимают какими качествами обладает тот или иной персонаж. Произносят слова, короткие фразы, отвечают на вопросы.

Оборудование: картинки, таблички, театр, бумага, карандаш.

Ход НОД:

1. Организационная часть.

Дети стоят в приёмной. Воспитатель вызывает детей по одному в группу.

Воспитатель: Амина Магеррамова. Ты кто? Я Амина Магеррамова. Арсланалиев Умар. Ты кто? Я Умар. Храмова Дилара.Ты кто? Я Храмова Дилара. Кто остался в приёмной? Амина позови?  Кира, иди к нам.

Воспитатель: Поздоровайтесь. Доброе утро.

Сюрпризный момент.  Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебный клубочек: «Ты клубочек помоги, прямо в сказку нас приведи» (звучит музыка, на экране появляется картинка «В гостях у сказки»).

2. Основная часть

Дети и воспитатель садятся на стульчики.

Воспитатель: Посмотрите, как много книг на полке. Какие они красивые, интересные. В этих книгах живут сказки.

Воспитатель: Ой, ребята, какая-то книжка спряталась от нас. Вы хотите узнать, какая там сказка?

Дети: Да!

Игр. упр. «Узнай сказку».

Воспитатель: Но для этого нужно будет внимательно послушать и назвать, то что вы услышали. (Звучит отрывок из «Песенки Колобка»)

 Дети: Это колобок!

Воспитатель открывает книгу и вместе с детьми радуется правильному ответу.

Воспитатель: А давайте назовём персонажей, которые живут в этой сказке.

(Дети поочереди называют персонажей и выставляют их на стол)

Воспитатель:  А чем закончилась эта сказка? Верно, лиса съела колобка. Колобок не послушался и убежал от бабушки и дедушки.

Чему ребята учит нас эта сказка: «Нужно слушаться старших, нельзя уходить одному».

Игра «Собери картинку».

Воспитатель: А наше путешествие продолжается. «Ты клубочек помоги, прямо в сказку нас приведи».

Воспитатель поочереди за экраном вызывает пары детей и они усаживаются за столы  для работы  в паре.

Воспитатель: Какая сказка у вас получилась?

Дети отвечают: 1 пара: выбирают табличку с названием сказки, 2 пара отвечает устно, 3 пара пишет название сказки.

Воспитатель: А чем закончилась эта сказка? Правильно, посмотрите, все вместе вытянули репку. Чему нас учит эта сказка? Нужно помогать друг другу.

     Воспитатель: А наше путешествие продолжается. «Ты клубочек помоги, прямо в сказку нас приведи». Воспитатель и дети садятся на стульчики перед мольбертом.

Драматизация сказки «Курочка Ряба».

      Воспитатель: Будем рассказывать сказку. А называется она (говорит за экраном) «Курочка Ряба».

Детям раздают персонажей и они рассказывают сказку.

Воспитатель: Молодцы, хорошая сказка получилась.

Чему учит нас эта сказка? Не нужно плакать, переживать, всё можно исправить.

Ресурсный круг.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? А дома вам читают сказки? (ответы детей)

Чему учат нас сказки? Сказки учат нас добру, дружбе.

3.Заключительная часть.

     Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать? Наше путешествие подошло к концу. Все могут идти играть.

Тематическое планирование «Социокультурные истоки».

Тема, программное содержание НОД

Речевой материал

Планируемые результаты

Работа с родителями

«Дружная семья».

(Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Семеро по лавкам» Л.Нечаев)

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья».

Формировать у детей отношение к семье.

Формировать способность договариваться, приходить к единому мнению.

Семь Я. Семеро таких же, как я. Папа, мама, сестра, брат, бабушка, дедушка – самые близкие люди. В одной семье все чем-то похожи друг на друга. У каждого из Вас есть своя семья. Как старшая сестра заботилась о младшем брате?

Как братец спас свою сестру?

Что помогло сестрице Алёнушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными?

Усвоил понятие «семья», сформировано умение работать сообща, в паре.

Семейное

чтение 1

главы книги «Дружная семья» и оформление страницы альбома.

ресурсный круг «Дружная семья»

«Домашнее тепло».

(«Гуси-лебеди»)

Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья».

Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к близким.

 Развивать умение слушать друг друга.

Семья, домашнее тепло, забота. Дружная семья. Какие вы все сегодня красивые, нарядные! Давайте, улыбнёмся друг другу, и на душе у нас станет ещё веселее. Будем слушать, покажите, говори, посмотрите, встаньте в круг. Как можно заботиться о близких?  Что нужно делать чтобы семья была дружной и счастливой?

Усвоил понятие «семья», как надо заботиться о близких людях.

Семейное чтение 2 главы книги «Домашнее тепло» и оформление страницы альбома.

Ресурсный круг «В добрый путь».

«Дорога добра».

(Русские нар.сказки - «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса»)

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы». Развивать умение договариваться, приходить к единому мнению. Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, формировать у детей мотивацию делать добрые дела, проявлять добрые чувства; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать готовность  к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

Сказка, петух, курочка, зернышко, Кто помогал курочке выручить петушка из беды? Хозяюшка, хозяин, кузнец, коровушка. Какими словами можно назвать курочку? Добрая, отзывчивая, заботливая, вежливая. Ребята, а чему учит эта сказка? Заботиться друг о друге, не бросать друзей в беде. Что мог сказать петушок курочке? Спасибо тебе курочка за помощь и заботу, я тоже хочу быть добрым, как и ты, помогать другим.

Проявляет добрые чувства по отношению к другим, сотрудничает с другими детьми и взрослыми, может договориться с товарищами.

Семейное

чтение 1

главы книги «Дороги добра» и оформление страницы альбома.

«Сказочный лес». (Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса»).

Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». Формировать у детей доброе, заботливое  отношение к природе.

Развивать способности договариваться, приходить к единому мнению. Развивать эмоциональную сферу  ребенка.

Будем путешествовать, пойдем в лес. Будем слушать сказку. Петя-петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка…Петушок добрый, лиса хитрая, кот смелый. Кот и дрозд помогли петуху, спасли его. Почему подружились Снегурушка и лиса? Кто и как проявил заботу о Снегурушке? Почему бабушка с дедушкой так приветливо и ласково встретили лису?

Умеет слушать своих товарищей, не перебивает, работает в паре.

Семейное

 чтение 2

главы книги «Сказочный лес» и оформление страницы альбома

«Добрая забота».

(«Дождь из семян», Ю. Круторогов, «На что тебе» К. Д. Ушинский)

Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной».

Воспитывать у детей доброе отношение к животным. Развивать способности договариваться, приходить к единому мнению. Развивать речь детей: активизация слов, обозначающих названия домашних животных, отношение человека к ним (добрая, заботливая, внимательная, ласковая хозяйка).

корова, лошадь, собака, кошка, овцы, козы и т. д.)

Как, одним словом можно назвать этих животных? (Домашние).

 Как вы думаете, почему их так называют «Домашние»?

(Потому что они живут рядом с человеком).

Умеет слушать своих товарищей, не перебивает, работает в паре. Понимает вопросы и отвечает на них.

Семейное

чтение 1

главы книги «Добрая забота» и оформление страницы альбома.

Ресурсный круг «Добрая забота».

«Праведный труд».

(РНС «Колосок»)

Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной».

Воспитание у детей уважения к труду.

Развитие мотивации детей на трудовую деятельность.

А как вы считаете, для чего нужен труд? Для чего люди трудятся? Профессии, повар, врач, учитель, продавец, шофер, все профессии нужны, важны. Трудиться, работать это хорошо, быть ленивым плохо.

Сформировано понятие, что трудиться это хорошо, умеет слушать взрослого и товарищей. Желает помогать старшим, выполняет охотно трудовые поручения.

Семейное чтение 2

главы книги «Праведный труд» и оформление страницы альбома.

«Любимая сказка».

(Р.н.с. «Теремок», «Репка» «Переполох»)

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души».

Воспитывать у детей интерес и любовь к сказке.

Развивать умение работать в паре.

Формировать коммуникативные навыки, связную речь, развивать воображение, любознательность,  мышление,  способность к сочувствию и сопереживанию,  мелкую моторику.

Воспитывать уверенность в себе. Формировать положительный настрой на совместную деятельность со сверстниками. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Будем угадывать сказки, как называется сказка, сказка называется …, «Репка», «Теремок», «

Верно, неверно. Чему учат сказки? (добру, взаимопомощи) Какая сказка тебе нравится?

Умеет работать сообща, обладает чувством сопереживания другим.

Семейное чтение 1

главы книги «Любимая сказка» и оформление страницы альбома.

«Благодарное слово».

(Р.н.с. «Гуси-лебеди»)

Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души».

Развитие взаимодействия детей и взрослых. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким.

Благодарное слово идет от любящего сердца, тепло, любимая игрушка, спасибо, благодарю за помощь, бабушка, мама, папа, благодарят за помощь, за сочувствие.

Умеет благодарить за помощь, за подарок и т.д.

Семейное чтение 2

главы книги «Благодарное слово» и оформление страницы альбома. Ресурсный круг «Благодарное слово»

«Светлый праздник. Первомай».

(«Первое мая» Виталий Свиридов)

Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души».

Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Обследование. Уровень овладения необходимыми умениями и навыками по образовательной области.

«По страницам любимых сказок».

Праздник, труд, радость

Семейное чтение 3 главы книги «Светлый праздник» и оформление страницы

 альбома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения  к обучению в школе:...

Методическая разработка кружка по дополнительному образованию «Золотой петушок» на три года обучения для детей от 4 до 7 лет

Методические материалы для кружка по дополнительному образованию «Золотой петушок»  направлены  на активное приобретение детьми культурного богатства народа. Они основаны на формировании эмо...

Методические рекомендации Вибротактильная фаза в реабилитации детей с нарушениями слуха

Ещё в 1929 году американскими учёными был проведён эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Исследования, проведённые в Центре «СУВАГ», подтвердили это. Данное положени...

Сценарий интеллектуальной викторины «В гостях у сказки» для детей с нарушением слуха старших и выпускных групп.

Викторина «В гостях у сказки». (по сказкам «Репка»,  «Колобок», «Теремок», Курочка ряба», «Три поросёнка», «Три медвед...

Методическая разработка: Викторина по сказкам для детей младшей группы в форме квест-игры «В гостях у сказки»

Цель. Создать радостное настроение, доброжелательную обстановку во время викторины; вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; развивать умение отгадывать загадки, связную речь, ...

Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе.

Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению...