Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта.
консультация по коррекционной педагогике

Аверина Ольга Геннадьевна

Проблема огранизации системы психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в настоящее время является черезвычайно актуальной. В связи с этим необходимо найти комплексный подход к организации коррекционно-развивающего процесса,учитывая новые социально-педагогические условия.Дети с ОВЗ нуждаются в более детальной и постоянной поддержке не только специалистов ДО (учителей- логопедов), но и воспитателей массовых групп. Для того чтобы эффективно работать с такими детьми необходима взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса, но в первую очередь это взаимосвязь логопеда и воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова»

(дошкольное отделение №2)

Сообщение на тему:

«Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта»

(ПЕДСОВЕТ)

           

Подготовила

учитель-логопеда Аверина О.Г.

                                       Г. Москва, г.о. Троицк,

апрель 2020 г.

     

   Дошкольный период жизни детей с ОВЗ требует от государства, общества и семьи повышенного внимания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. 

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. (слайд 2)

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым,к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) (слайд 3)

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Проблема организации системы психолого - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. В связи с этим необходимо найти комплексный подход к организации коррекционно-развивающего процесса, учитывая новые социально-педагогические условия.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашего дошкольного отделения функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений. На логопункте обучаются 50 человек, из них 22 человека имеют статус ОВЗ (ОНР, ЗПР+ системное нарушение речи и с нарушением слуха). Этим детям по заключению ЦПМПК было рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи сроком на 2 года. (слайд 4)

   Особенности психоречевого развития детей с ОНР:

  • несформированность или нарушение речевых компонентов (низкий уровень словарного запаса, несформированность грамматического строя, связной речи, фонематических процессов, нарушение произношения);
  • недостаточная сформированность общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • незрелость психических процессов (снижение уровня внимания, памяти, логического мышления);
  • наличие сопутствующих невротических проявлений;
  • проявление синдрома двигательных расстройств;
  • снижение умственной работоспособности;
  • повышение психической истощаемости;
  • наличие излишней возбудимости, эмоциональной неустойчивости.

                                                                                               (слайд 5)

В последнее время, как показывают диагностические исследования, неуклонный рост числа детей с бедным словарем, с нарушением грамматического строя речи; с недостаточным развитием связной речи заставляют нас задуматься над этой проблемой. Постоянный рост нарушений приводит к тому, что дети с ОНР(ОВЗ) нуждаются в более детальной и постоянной поддержке не только специалистов дошкольного отделения(учителей-логопедов), но и воспитателей массовых групп.

Для того чтобы эффективно работать с такими детьми необходима взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса, но в первую очередь это взаимосвязь логопеда и воспитателей

Работа учителя-логопеда на логопункте осуществляется совсем не так как в логопедической группе. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно, как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учётом внутреннего расписания ДО.

Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.   (слайд 6)

  Взаимосвязь в осуществлении коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя:

  • учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи;
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки. (слайд 7)

        Основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя.

Учитель-логопед:

- определение структуры и степени выраженности дефекта;

-  постановка, автоматизация и дифференциация звуков;

- профилактика нарушений письменной речи;

- оказание консультативной помощи родителям и педагогам.

  Воспитатель:    

- постоянный контроль за речью детей;

- развитие мелкой моторики;

- непосредственно образовательная деятельность по познавательному,   речевому развитию;

 - интегрированные формы НОД. (слайд 8)

Совместная диагностика учителя-логопеда и воспитателя.

  1. Логопедическое обследование:

- определение уровня речевых расстройств;

- установление заключительного диагноза;

- выбор программ и методов, специальных методических пособий и  дидактических материалов.

  1. Педагогическая диагностика:

 оценка индивидуального развития детей, с целью определения эффективности педагогического воздействия, которое лежит в основе планирования образовательной деятельности. (слайд 9)

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

    Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определённых этапов речевого развития. При правильном речевом воспитании эти особенности ликвидируются и не задерживают речевое развитие ребёнка.

   Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми, которая способствует своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и развитию фонематического слуха (Звуковая культура речи).

Логопед работает с детьми, у которых в ходе непосредственно образовательной деятельности с воспитателем неправильное произношение не ликвидируется и мешает дельнейшему развитию речи.

Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков.

-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

-определение их уровня и характера;

-устранение разнообразных нарушений речи;

-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

-консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников. (слайд 10)

        

Для достижения оптимальных результатов коррекционной работы были разработаны формы взаимодействия с воспитателями

  1. Логопед информирует воспитателя о том какие звуки поставлены у того или иного ребёнка, просит в группа исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.
  2. Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и в режимных моментах.
  3. Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала)
  4. Разработка общих рекомендаций для родителей.
  5. Взаимосвязь логопед – воспитатель - родитель.
  6. Консультации, мастер-классы, совместные беседы, открытые занятия.
  7. Логопедами разработана папка «Логопед в помощь воспитателю», которая будет представлена воспитателями в 2020 -21 уч. году. (слайд 11)

Папка будет пополняться дидактическим речевым материалом, речевыми играми на развитие фонематического слуха и восприятия, чтобы воспитатели по возможности использовали этот материал в своей работе.

Только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Список используемой литературы:

1.  Н. В.Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

2.  З. Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи.

3.  Г. Р. Шашкина, Л. П.Зернова, И. А.Зимина, Логопедическая работа с дошкольниками;

4.  Н. С.Жукова Преодоление общего недоразвития речи у детей;

5. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

Содружество детского сада и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Презентация к сообщению "Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта".

Презентация к сообщению "Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях логопункта"...

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).         Успешная коррекционна...

Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"

Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

"Логопедический досуг, как одна из форм коррекционной работы с детьми-логопатами в условиях логопункта".

При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы раб...