Перспективное тематическое планирование коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа)

Дениева Хеди Умаровна

Перспективный план составлен на учебный год по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное тематическое планирование коррекционных занятий с детьми с ЗПР

4-5 лет

Неделя

ОЗОМ и развитие речи

R ВПФ

ФЭМП

Обучение грамоте

               Сентябрь

1-3 неделя

ДИАГНОСТИКА

4-я неделя

«Осень. Признаки осени. Осенние месяцы»

Дать детям представления об осени. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Обогащать и уточнять словарь по теме;

Занятие 1

Развитие словесно-логического мышления, внимание

Знакомство с тетрадью в клетку

Учить детей ориентироваться на странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина), обводить заданное количество клеток.

Формирование внимания к неречевым звукам. Выработка правильной артикуляции звуков А, У

Октябрь

1-я неделя

«Деревья осенью»

Дать детям представление о растениях ближайшего окружения с помощью

предметных картинок с изображением деревьев (рябина, клен, ель); схема строения дерева; части дерева (корень, ствол, ветки, листья). Обогащать и уточнять словарь по теме;

2

Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания, развитие воображения

Цвет предметов: желтый, красный

Знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета. Учить находить и называть желтый и красный цвета; сравнивать предметы по цвету, находить желтые и красные предметы на основе практических действий

1.Формирование внимания к неречевым звукам (звучащие игрушки). Уточнение артикуляции звуков А, У, О, И

2-я неделя

«Огород. Овощи»

Дать детям представление об овощах, рассмотреть внешний вид (цвет, форма, величина) овощей с помощью предметных картинок с овощами (помидор, лук, морковь, огурец, картошка); обогащать и уточнять словарь по теме;

3

Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания, развитие воображения

Форма предметов. Круг

Дать представление о круге, показать, что круги могут быть разных цветов и размеров. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцев и «пробующих» действий.

Формирование внимания к неречевым звукам (звучащие игрушки). Развитие слухового восприятия речевого внимания.

3-я неделя

«Сад. Фрукты»

Дать детям представления о фруктах, рассмотреть внешний вид (цвет, форма, величина) фруктов с помощью предметных картинок с фруктами (яблоко, лимон, апельсин, груша); обогащать и уточнять словарь по теме  

5

Развивать мышление,

зрительное и слуховое внимание (устойчивость, концентрация, объём);

Один — много

Уточнять и закреплять понятия один — много.

Звук А.

 Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука.

Развитие слухового восприятия и чувства ритма.

Развивать интонационную выразительность речи

4-я неделя

«Лес. Грибы и лесные ягоды»

Формировать представления о грибах, знакомить с особенностями внешнего вида, месте их произрастания и строении; рассматривание картинок (съедобные, не съедобные, белый гриб, мухомор, опята, поганка)

Обогащение и активизация словаря по теме

Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания

Цвет предметов: красный, зеленый

Продолжать знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета. Учить находить и называть зеленый и красный цвета; сравнивать предметы по цвету, находить зеленые и красные предметы на основе практических действий

Уточнение произношения звука А в словах и фразовой речи. Развитие слухового восприятия и речевого дыхания

5-я неделя

«Перелетные птицы, водоплавающие птицы»

Расширять и уточнение представлений о перелетных птицах их внешнем виде, рассматривание картинок (аист, ласточка, скворец, кукушка) и гнезд этих птиц; обогащение и активизация словаря по теме.

27

Развивать мышление,

зрительное и слуховое внимание (устойчивость, концентрация, объём);

Цифра и число 1

Знакомить детей с числом и цифрой 1 с помощью различных анализаторов. Учить обводить цифру 1 по контуру.

Закрепление произношения звука А. 

Развитие слухового восприятия, речевого дыхания, просодической стороны речи.

Ноябрь

1-я неделя

«Одежда. Головные уборы»

Расширение и уточнение знаний об одежде, рассмотрение предметных картинок (пальто, шуба, куртка, брюки, платье, рубашка, кофта, носки);

Активизировать словарный запас

19

Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания

Лево — право

Познакомить с понятием право, лево в окружающем пространстве.

Звук У.

 Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука.

Развитие силы голоса и просодической стороны речи.

2-я неделя

«Обувь» 

Расширение и уточнение знаний детей об обуви, рассмотрение предметных картинок (тапочки, ботинки, туфли, сапоги), о назначении, деталях. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Обувь»

Развитие внимания, памяти, мышления

Развивать общую моторику, координацию речи с движением

Одинаковые по размеру, разные

Закреплять представления детей о свойствах предметов: цвете (красный, желтый, зеленый), форме (круг), размере (одинаковые по размеру — разные).

Уточнение произношения звука У в словах и фразовой речи. Развитие слухового восприятия, речевого дыхания.

3-я неделя

«Посуда»

Дать представления детям о посуде. Формировать представления о предметах посуды (форма, величина, назначение) с помощью предметных картинок (чашка, тарелка, ложка)

Активизировать предметный словарь

9

Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания

Число и цифра 1

Закреплять восприятие числа 1 с помощью различных анализаторов. Учить обводить цифру 1 по контуру.

Уточнение произношения звука У в словах и фразовой речи. Развитие слухового восприятия, речевого дыхания.

4-я неделя

«Мебель»

Дать детям представление о мебели, ее назначении, деталях и частях; рассматривание предметных картинок (стол, стул, шкаф); обогащать словарь по теме.

10

Развитие внимания, памяти, мышления

Развивать общую моторику, координацию речи с движением

Цвет предметов

Продолжать изучение цвета как одного из свойств предмета. Учить детей различать, называть основные цвета (красный, желтый, зеленый); сравнивать предметы по цвету, находить одинаковые по цвету предметы на основе практических действий

Закрепление произношения звука У.

Развитие силы голоса и просодической стороны речи.

Декабрь

1-я неделя

«Зима. Зимующие птицы. Зимние месяцы».

Формировать представления о зимующих птицах (сорока воробей, снегирь) их строении, повадках.

Активизировать речевой словарь. Воспитывать бережное отношение к природе.

20

Развитие 

зрительной памяти; словесно-логического мышления;

внимания; 

развитие мелкой моторики.

Число и цифра 2

Знакомить детей с образованием числа два; учить называть, обозначать цифрой, соотносить число два с количеством и цифрой.

Звук И. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука.

Развитие силы голоса и интонационной стороны речи.

2-я неделя

«Домашние животные и их детеныши зимой»

Обобщать знания детей о домашних животных их внешнем виде с помощью предметных картинок (корова, кошка, собака, лошадь) их детенышах; обогащать словарь по теме

12

Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания

Большой — маленький, одинаковые по размеру

Учить сравнивать предметы по размеру (большой — маленький, одинаковые по размеру)

Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания

3-я неделя

«Дикие животные и их детеныши зимой»

Обобщать знания детей о диких животных их внешнем виде с помощью предметных картинок (медведь, лиса, волк, заяц, белка) их жилищами (нора, логово, берлога, дупло, куст); обогащать словарь по теме

13

Развивать мышление, внимание, памяти, зрительного восприятия; развитие мелкой моторики, координации речи с движением

Число и цифра 2

Закреплять знания детей о числе и цифре 2; учить называть, обозначать цифрой, соотносить число два с количеством и цифрой.

Звук Э

Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука.

4-я неделя

«Новый год»

Уточнить названия зимних месяцев; познакомить с праздником "Новый год" и его традициями; повторить названия времен года; активизация и расширение словаря.

15

Развитие словесно-логического мышления, внимание

Сравнение количества, размера предметов

Учить детей сравнивать количество (одинаковое) и размер предметов путем наложения.

Звук О

Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука.

Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание.

Январь

1-я неделя

Зимние каникулы

2-я неделя

«Комнатные растения»

Формировать представления о комнатных растениях с их названиями и уходе за ними. Рассматривание картинок (алоэ, фикус, крапивка (колеус), папоротник). Активизация словаря по теме «Комнатные растения»

35

Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания

Форма предметов. Квадрат

Дать представление о квадрате; показать, что квадраты могут быть разных цветов и размеров; учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробующих» действий

Закрепление произношения звука О в слогах, словах, фразах.

Развитие силы голоса и просодической стороны речи.

Воспитание общих речевых навыков, развитие силы голоса

3-я неделя

«Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»

формирование представлений об пресноводных и аквариумных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Обогащать и активизировать словарь по теме

34

Развивать мышление,

зрительное и слуховое внимание (устойчивость, концентрация, объём);

Выше, ниже, высокий, низкий

Учить детей сравнивать два предмета, контрастных по высоте, пользуясь приемом приложения; обозначать результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий.

Уточнение произношения звука Э в слогах, словах.

Развитие слухового восприятия, интонационной стороны речи.

Формирование умения различать высокие и низкие звуки упражнение

4-я неделя

 «Орудия труда. Инструменты»

Расширение и закрепление представлений о разных видах инструментов (молоток, лопата, топор, пила, грабли), о применении их в работе людьми разных профессий; Уточнение, расширение и активизации словаря по теме

Развитие словесно-логического мышления, внимание

Число и цифра 3

Учить считать до трех, называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, указывая на предметы по порядку, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой

Закрепление произношения звука  Э в звукоподражаниях и в слове ЭТО.

Развитие силы голоса и просодической стороны речи.

Февраль

1-я неделя

«Грузовой и пассажирский транспорт»

Расширение и закрепление представлений о транспорте (легковая машина, грузовик, автобус, поезда (пассажирский и грузовой), самолет, корабль) его назначение;

активизация словаря по теме «Транспорт»

22

Развивать мышление, внимание, памяти, зрительного восприятия; развитие мелкой моторики, координации речи с движением

Сравнение количеств: способ приложения

Закреплять умение сравнивать количество предметов путем приложения.

Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука.

Развитие слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики.

2-я неделя

«Профессии на транспорте»

Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Профессии на транспорте»

Развитие зрительной памяти; развитие словесно-логического мышления; внимания.

Развитие мелкой моторики.

Число и цифра 3

Закреплять знания детей о числе и цифре 3; учить называть, обозначать цифрой, соотносить число 3 с количеством и цифрой.

Развитие силы голоса и просодической стороны речи.

3-я неделя

«Наша армия»

Расширение и закрепление представлений о армии с помощью предметных картинок (самолет, танк, корабль; летчик, моряк, танкист. Обогащение и уточнение словаря по теме «Армия»

23

Развивать мышление, внимание, памяти, зрительного восприятия; развитие мелкой моторики, координации речи с движением

Широкий — узкий

Упражнять в сравнении двух предметов по ширине способом наложения; определении указанных признаков предметов словами: широкий — узкий, шире — уже.

Звук П.

 Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Развитие ротового выдоха, слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики.

«Стройка. Профессии на стройке»

Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке. Расширение и активизация словаря по теме «Стройка. Профессии на стройке»

Развитие внимания, памяти, мышления; развитие общей моторики, координации речи с движением

Форма предметов. Треугольник

Учить различать и правильно называть квадрат и треугольник, называть фигуры (треугольник, квадрат).

1. Закрепление произношения звука П в словах и фразовой речи.  Формирование умения на одном выдохе проговаривать 3-4 слога, уточнение произношения звуков

Март

1-я неделя

«Весна. Весенние месяцы. Мамин праздник. Профессии мам».

Расширение и уточнение представлений о весенних месяцах их признаках, о празднике – 8 марта;

рассматривание предметных картинок («Весны», подснежника, улыбающейся женщины)

Обогащать и уточнять словарь по теме

25

Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания

Число и цифра 4

Учить считать до 4, называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, указывая на предметы по порядку, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе

Звук Б.

 Воспитание четкой и правильной артикуляции звука.

Развитие слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики.

2-я неделя

«Приметы весны. Первые весенние цветы».

Расширять представления о приметах весны и первых весенних цветах. Рассматривание картинок (солнце, лужа, река, ручей; цветы: тюльпан, нарцисс, подснежник; скворечники птицам). Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Приметы весны»

26

Развивать мышление,

зрительное и слуховое внимание (устойчивость, концентрация, объём);

Сравнение количеств: способ приложения

Закреплять умение сравнивать количество предметов путем приложения.

Закрепление произношения звука Б в словах и фразовой речи.  

Развитие речевого слуха, умения различать высоту голоса.

Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания, уточнение произношение звуков

3-я неделя

«Космос»

Формировать представление о космосе, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Обогащение и активизация словаря по теме «Космос»

Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания

Сколько, столько же, равно

Учить детей устанавливать наличие и отсутствие предметов; равенство и неравенство количества предметов.

Звук Ф.

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука. Развитие фонематического слуха

4-я неделя

«Почта»

Знакомство с профессией почтальона; расширять представления о необходимости и пользе его труда; знакомить с людьми, работающими на почте Обогащение и уточнение словаря по теме

Развивать мышление, внимание, памяти, зрительного восприятия; развитие мелкой моторики, координации речи с движением

Лево — право

Закреплять понятие право, лево в окружающем пространстве.

Закрепление произношения звука Ф в словах.

Развитие фонематического слуха, умения пользоваться тихим и громким голосом.

Апрель

1-я неделя

«Наша Родина-Россия»

Формировать представление о России,  

дать понятия о гербе, флаге, гимне России, о России  – как о стране, о столице России - Москве, о достопримечательностях нашей столицы; Обогащать словарь по теме

Развитие словесно-логического мышления, внимание, памяти

Спереди, сзади

Закреплять понятия спереди, сзади (перед, за) в практической деятельности; повторить понятия слева, справа.

Звук В.

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука

2-я неделя

«Наш родной город»

Формирование представлений о родном городе; рассмотрение картинок (дом, улица, площадь); Расширение и активизация словаря по теме «Наш родной город»

31

Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания

Длинный — короткий, длиннее — короче

Знакомить и закреплять понятия длинный — короткий, длиннее — короче.

Звук К.

Воспитание четкой и правильной артикуляции звука. Развитие силы голоса, фонематического слуха.

3-я неделя

«Весенние работы на селе»

Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представлений о труде людей весной на селе. Расширение и активизация словаря по теме «Весенние работы на селе»

Развитие словесно-логического мышления, внимание, воображения

Число и цифра 4

Закреплять знания детей о числе и цифре 4; учить называть, обозначать цифрой, соотносить число 4 с количеством и цифрой.

Закрепление произношения звука К в словах и фразовой речи.  Развитие фонематического слуха.

4-я неделя

«Откуда хлеб пришел?»

Формировать представления детей о том, кто и как выращивает хлеб;

Расширять представления о многообразии хлебных продуктов. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Откуда хлеб пришел?»

Развивать мышление,

зрительное и слуховое внимание (устойчивость, концентрация, объём);

Сколько, столько же, равно

Учить детей устанавливать наличие и отсутствие предметов; равенство и неравенство количества предметов.

Воспитание четкой и правильной артикуляции звука.

Закрепление произношения звука Г изолированно, в слогах и в словах.

5-я неделя

Повторение пройденных тем

Май

1-я неделя

«Правила дорожного движения»

Расширение представлений о правилах дорожного движения. Рассматривание картинок (светофор, дорога, пешеходный переход, дорожные знаки, машины); Уточнение, расширение и активизация словаря по теме

32

Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику

Число и цифра 5

Закреплять навыки пересчета предметов. Учить считать до 5; называть числительные по порядку; правильно соотносить числительные с предметами,  указывая на предметы по порядку

Повторение понятия о звуках, о гласных. Звук А, У

Ввести понятие буква, отличие буквы от звука

2-я неделя

«Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы»

Уточнить и расширить представления о времени года весна, учить узнавать и называть признаки весны, описывать их. Закрепить названия весенних месяцев.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме

Развивать мышление,  внимание, память, общую и  мелкую моторику

Число и цифра 5

Закреплять знания детей о числе и цифре 5; учить называть, обозначать цифрой, соотносить число пять с количеством и цифрой; закреплять произнесение слова «пешеход» (слово сложной слоговой структуры).

Понятие о звуках, о гласных звуках. Звук У, А.

Ввести понятие буква, отличие буквы от звука.

3-я неделя

«Лето. Насекомые»

Формирование представлений о лете, насекомых; рассмотрение картинок (жук, бабочка, пчела, муравей); уточнять количество лапок, части тела (туловище, голова, глаза, усы, лапки, крылья

Обогащать и уточнять словарь по теме

30

Развивать мышление,

зрительное и слуховое внимание (устойчивость, концентрация, объём);

Повторение пройденного материала

Повторение пройденного материала

4-я неделя

«Лето. Цветы на лугу»

Расширение представлений о разнообразии мира растений луга; знакомить с названиями цветов, их строением и об охране природы. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лето. Цветы на лугу»

Развивать мышление, внимание, памяти, зрительного восприятия; развитие мелкой моторики, координации речи с движением

Повторение пройденного материала

Повторение пройденного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование коррекционно-развивающей программы "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми" (И.В.Ганичевой)

Адаптированная программа "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий 25-30 мин, 1-2 раза в неделю....

Комплексно – тематическое планирование коррекционно – развивающей работы учителя – логопеда в старших комбинированных группах для детей 5-6 лет

Комплексно – тематическое планирование коррекционно – развивающей работы учителя – логопеда в старших комбинированных группах для детей 5-6 лет  «Мальвина», «Д...