Программа , психолого-педагогическая сопровождение в период адаптации.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Адаптация детей при поступлении в детский сад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа162.58 КБ

Предварительный просмотр:

       Утверждаю:

  Зав. МБДОУ № 9

  РСО-Алания, Ардонского района,

  г.Ардона.

  Пальцева Е.В.___________

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a42d250634e386242ce413294edda5c0-l&n=13

http://u.jimcdn.com/e/o/s5f795755528d987b/emotion/crop/header.jpg?t=1481543733

Адаптация детей при поступлении в детский сад

Программа,

психолого-педагогическое сопровождение,

комплексные занятия

                                             

                                                                         Педагога-психолога Клапцовой А.В.

   

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a42d250634e386242ce413294edda5c0-l&n=13 2020 г

Пояснительная записка

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне-недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребенка с 1года до- 3 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Важной составляющей является психологическое обеспечение адаптационного процесса. Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку безболезненно войти в жизнь детского сада.

 

Модель организации адаптационного периода

при поступлении ребёнка в ДОУ

Цель модели: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

-помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному  учреждению;

- использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом;

-обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период.

-познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада;

Успешность реализации модели организации адаптационного периода при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение также подразумевает последовательность её этапов

Этапы

Содержание этапов

Субъекты взаимо-действия

Сроки

1

2

3

4

Прогноз адаптации

Первичная диагностика

Первая встреча с мамой и малышом- осуществляется прямой контакт  с ребёнком,  в процессе которого наблюдается такие параметры, определяющие успешность адаптации, как общий эмоциональный фон малыша, взаимоотношения с незнакомым взрослым, а также уровень развития предметной деятельности;

-выявляются умения и навыки ребёнка, через анкетирование родителя, оценка воспитателя состояния детей (карта наблюдений)

Данная встреча помогает определить степень тяжести адаптации  и сориентировать воспитывающих взрослых на ожидаемый результат.

Психолог-родитель-ребёнок, воспитатель

Август, сентябрь

Лекция-консультация

Изложение практического материала педагогам, после которого задаются интересующиеся вопросы психологу.  Затем предлагаются игровые  упражнения в виде решения трудных ситуаций. Даются рекомендации.

Психолог-педагоги

сентябрь

Работа с родителями

Совместные встречи:  с родителями и воспитателями, консультации, рекомендации. Для создания эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний через организацию совместных встреч.

Психолог-родитель-ребёнок-педагоги.

Сентябрь-октябрь

Занятия по адаптации с детьми

Помочь детям преодолеть стрессовые состояния, создать положительный эмоциональны настрой в группе, снизить тревогу, агрессию, излишнюю активность, развивать игровые навыки.

Психолог –ребенок-

педагоги.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Контрольная диагностика

Повторная

Анкетирование родителей, заключительная диагностика, сравнительный анализ показателей по двум этапом.

Психолог –

Ребёнок, родитель

Декабрь

                                                Что такое адаптация?

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.

Различают четыре степени тяжести адаптации:

  1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется  сон, хороший аппетит, контактирует со сверстниками и взрослыми. Заболеваемость не более 1 раза сроком не более 10 дней, без осложнений, вес без изменений.
  2. Адаптация средней тяжести: поведение восстанавливается через 1-2 месяца. Нервно-психическое развитие  замедляется. Заболеваемость не более 2 раз сроком не более 10 дней, без осложнений, вес без изменений или несколько снизился.
  3. Тяжелая адаптация: от 2 до 6 месяцев, длительная с тяжестью всех проявлений.
  4. Сверхтяжёлая адаптация: около полгода и более, возможно он «не садовский» ребёнок.

Адаптационный  период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

 В физиологическом и психологическом плане:  повышение температуры и давления, уменьшение веса, временная остановка роста, снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности ; ухудшение сна; падение уровня  речевой активности, сокращение словарного запаса;  временно останавливается умственное развитие.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень. (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

Игровая деятельность

Основной вид деятельности малыша -предметная игра.  Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть.

Основная задача игр в этот период- формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.  Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда прийти на помощь человека.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием.  

Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, типа темперамента.

Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента (памятка)

Тип темперамента

Название игр

Холерик

Подвижные игры, игра с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы

Сангвиник

Весёлые подвижные игры, танцы под весёлую музыку, хороводы, игры с водой и песком

Флегматик

Игры –эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, лепка, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок

Меланхолик

Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры – потешки («сорока –ворона»).

Быстро  и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А  вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро  одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание.

 

Первые встречи воспитателя с родителями и малышом

    Цель встречи- первая встреча только с родителями.  Расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребёнке. Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребёнка дома, чем он любит заниматься, какие особенности его поведения радуют родителей, а какие – огорчают. Педагоги предлагают родителям заочно познакомить ребёнка с детским садом. Предлагают вместе с ребёнком рассмотреть дома заранее альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, все помещения группы.

Встреча с малышом

Педагоги  в этот период не должны отказывать ребёнку в помощи. Если ребёнок будет спокойно чувствовать  себя в детском саду, то очень скоро  захочет делать всё сам, что умеет. Тех детей, которые просто не умеют что-то делать, надо терпеливо и настойчиво учить, одновременно  помогая им.  Каждое  прикосновение рук педагога должно быть приятно ребёнку. Одевать, причёсывать, кормить детей надо ласково.  Желательно разговаривать с детьми.

При  первом знакомстве со шкафчиком ребёнок вместе с воспитателем  и  родителями обходят раздевалку,  рассматривают яркие картинки на стенках , проходят вдоль шкафчиков. Воспитатель объясняет ребёнку, что в шкафчиках живут туфельки, сапожки, кофточки, шапочки. Если ребёнок не захочет раздеться, то воспитатель не должен настаивать.

Прежде чем показать ребёнку его кроватку, для начала педагог выясняет, с кем и как ребёнок привык засыпать дома (песенка, игрушка). Знакомство с кроваткой проходит в игровой форме.

Алгоритм  постепенного вхождения в детский сад

1 шаг- приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;

2 шаг- приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

3 шаг – ребёнок остаётся один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;

4 шаг – ребёнок завтракает в присутствии родителей и остаётся один на 2-3 часа;

5 шаг- ребёнок остаётся один с завтрака до обеда;

6 шаг- ребёнок остаётся и на сон, но сразу после сна его забирают родители;

7 шаг- ребёнок остаётся один на целый день.

Совместная работа специалистов детского сада и малыша должна быть направлена на снятие психоэмоционального напряжения. Организуя эту совместную деятельность из множество методов, приёмов и психотехник, за основу была выбрана «песочная» терапия (элементы песочной терапии в виде игр). Именно в играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребёнка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Песок, как и вода,  способен  «замедлять» отрицательную энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка. Для проведения занятий с элементами терапии используется группа либо кабинет психолога. Песок в контейнере переносной.

Переход на следующий шаг  алгоритма вхождения, осуществляется  только после успешного преодоления  ребёнком предыдущего. Длительность каждого этапа зависит от степени тяжести адаптации малыша.  Присутствуя на любом из этих этапов, мама не должна брать на себя роль пассивного наблюдателя.

Занятия по адаптации с детским коллективом

Пройдя этапы алгоритма постепенного вхождения в детский сад, дети остаются в группе с обычным режимом в течении всего дня. И в этот момент очень важно помочь детям положительно реагировать друг на друга, сплотить коллектив. С этой целью используются некоторые занятия из программы А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Занятия будут проводиться 1 раз в неделю и чередоваться с элементами песочной терапии, а также развивающих игр.

Коррекционные групповые  занятия для детей от 2 до 4 лет в период адаптации

(см. Приложение в пособии «Адатация детей при поступлении в детский сад. автор Лапина,И.В. стр 63-79 )

Название занятия

Цели и задачи

Количество занятий

1

«Божья коровка»

Создание положительного настроя в группе, развитие умения действовать правилам игры.

1 раз в неделю

2.

«Листопад»

Создание атмосферы эмоциональной безопасности», снятие мышечного напряжения, снижение импульсивности, развитие слухового внимания.

1 раз в неделю

3.

«Зайка»

Создание положительного настроя в группе; развитие умения поражать движениям взрослого.

1 раз в неделю

4.

«Мишка»

Сплочение группы, развитие эмпатии, снятие эмоционального напряжения, тревожности; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи.

1 раз в неделю

5.

«Котята»

Формирование положительной самооценки; развитие стремления сопереживать, помогать друг другу; развитие умения выражать эмоции. Снятие мышечного напряжения.

1 раз в неделю

Развивающие игры в адаптационный период с детьми 2-4 лет

1 раз в неделю

(см. Приложение в пособии «Адатация детей при поступлении в детский сад. автор Лапина,И.В. стр 83-95 )

Название игр

Цель и задачи

Иди ко мне. Пришёл петрушка. Хоровод. Покружимся. Прячем мишку. Солнышко и дождик. Поезд. Солнечные зайчики. Игра с собачкой. Собирание сокровищ.  Ловись, рыбка. Кто в кулачке. Игра с куклой. Собираем игрушки. Зайка. Мяч в кругу. Еле-еле, еле-еле. Мы топаем ногами. Огуречик - огуречик.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по нескольку раз в день. Также они способствуют развитию представлений о предметах. Развитию речевого аппарата.  Развивают наблюдательность, поднимают настроение. Формируют у детей навыки сюжетной игры.

Игры и упражнения с песком для снятия психического напряжения

Занятия с песком проводятся 1 раз в неделю

(см. Приложение «Картотека игр с песком)

Название упражнения

Цель и задачи

Здравствуй песок. Песочный дождик. Насыпание –пересыпание. Необыкновенные следы. Узоры на песке. Узоры на песке с двумя руками. Песочный круг.  Точка, точка, запятая. Волшебное превращение. Кто я?. Вслепую. Песочные прятки. Секретные задания кротов.

Снижение психофизического напряжения, поднятия настроения.  Регуляция мышечного напряжения, расслабление, активизации интереса. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, воображение, моторики рук. Развитие межполушарных связей.

                       

                                                       

Анкета для родителей

«Вы и ваш ребёнок перед поступлением в детский сад»

Родитель:

Ф.И._______________________________________________________________

Ребёнок:

Ф.И._______________________________________________________________

Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребёнка- для создания благоприятных условий его развития

  1. Знаете  ли Вы, что собой представляет адаптационный период?__________________________________________________________
  2. Знакомы ли Вы с правилами общения с ребёнком в период адаптации?_______________________________________________________
  3. Какое настроение преобладает у ребёнка  после прихода домой из детского сада ?_______________________________________________________
  4. Легко ли ваш ребёнок просыпается утром?_____________________________
  5. Соблюдается ли режим дня в домашних условиях?_________________________________________________________
  6. Есть ли у вашего ребёнка отрицательные привычки?_________________________________________________________
  7. Ругаете ли Вы его при посторонних? Если да, то за что?_______________________________________________________________
  8. Чем вы руководствуетесь при покупке детской игрушки?__________________________________________________________
  9. Умеет ли Ваш ребёнок играть с игрушками самостоятельно? Как долго? Виды игр?_____________________________________________________________
  10.  Сам ли убирает ребёнок игрушки после игры?_____________________________________________________________
  11. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности в общении с незнакомыми детьми и взрослыми?________________________________________________________
  12. Есть ли у ребёнка опыт разлуки с близкими?____________________________
  13.  Какой дневной сон у ребёнка (трудности в засыпании, не спит, отличный сон)?______________________________________________________________
  14.  К кому из членов семьи ребёнок больше привязан?______________________
  15. Часто ли ребёнок болеет, какие тяжёлые заболевания, травмы перенёс?___________________________________________________________
  16. Каким Вы считаете своего ребёнка (подчеркните): спокойным, мало эмоциональным, очень эмоциональным?
  17. Что умеет ребёнок делать самостоятельно?______________________________
  18. Какой аппетит у Вашего ребёнка:  хороший, ест всё, плохо и мало, в зависимости от того, что в тарелке (подчеркните)?

Памятка для родителей                                  

«Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду»

  1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребёнка в детском саду, он чувствует Ваши переживания.
  2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щёчку, помахать рукой), а также ритуал встречи.
  3. По возможности малыша проводить в группу  должен кто-то один, будь то мама, папа .
  4. Не обманывайте ребёнка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
  5. Разрешите ребёнку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
  6. В присутствие ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
  7. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка.
  8. Не отучайте ребёнка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).
  9. Создайте спокойную бесконфликтную обстановку в семье.
  10.  На время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест, цирка, театра.
  11. Будьте терпимее к его капризам.
  12.  «не пугайте», не наказывайте детским садом.
  13.  Уделяйте ребёнку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
  14. Не скупитесь на похвалу.
  15. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!

Памятка для родителей                                  

«Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду»

  1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребёнка в детском саду, он чувствует Ваши переживания.
  2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щёчку, помахать рукой), а также ритуал встречи.
  3. По возможности малыша проводить в группу  должен кто-то один, будь то мама, папа .
  4. Не обманывайте ребёнка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
  5. Разрешите ребёнку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
  6. В присутствие ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
  7. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка.
  8. Не отучайте ребёнка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).
  9. Создайте спокойную бесконфликтную обстановку в семье.
  10.  На время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест, цирка, театра.
  11. Будьте терпимее к его капризам.
  12.  «не пугайте», не наказывайте детским садом.
  13.  Уделяйте ребёнку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
  14. Не скупитесь на похвалу.
  15. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!

                               Карта наблюдений  ребёнка в детском саду

Заполняется ежедневно в течении адаптационного периода совместно с воспитателем

Ф.И. ребёнка____________________________________________________________________________________________________

№ п/п

Дата

Аппетит

Сон

Активность

Поведение

Данные

завтрак

Обед

Полдник

Засыпание

Сон

Настроение

Игровая

Контакт с детьми

Контакт со взрослыми

Речевая

Аппетит

Сон

Настроение

Примечание

Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению

Фамилия,

имя ребёнка

Психологические критерии адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за  ребёнком

Реакция на изменения привычной ситуации

Познавательная игровая деятельность

Взаимоотношение со взрослыми

Взаимоотношение с детьми

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Условные  обозначения к диагностики

Общий эмоциональный фон поведения:

а ) положительный;

б ) неустойчивый;

в ) отрицательный.

Познавательная и игровая деятельность:

а )активен;

б ) активен при  поддержке взрослого;

в ) пассивен или реакция протеста.

Взаимоотношения со взрослыми:

а )инициативен;

б ) принимает инициативу взрослого;

в ) уход от взаимоотношений , реакция протеста.

Взаимоотношение с детьми:

а ) инициативен;

б )вступает в контакт при поддержке взрослого

в ) пассивен или реакция протеста.

Реакция на изменение привычной ситуации:

а ) принятие;

б ) тревожность;

в ) неприятие.

Баллы набранные ребёнком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями :

2,3-6 балла – высокий уровень адаптированности. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомы взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

с. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно: новый раздражитель влечёт возврат к отрицательным эмоциональным реакциям.

Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1-1,5 баллов – низкий уровень адаптированности.

 У ребёнка преобладают агрессивно - разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, крик) либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряжённостью).

Литература

  1. Адаптация ребёнка к условия детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. Соколовская.- Волгоград:учитель,2008
  2. Банщикова, Т.Н. профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом/  книголюб,2004.
  3. Богуславская , З.М. развивающие игры для детей младшего дошкольного возвраста/ Просвещение 1991г
  4. Выготский, Л.С. детская психология. Проблемы возвраста. /Соб. соч. : 1982-1984.
  5. Роньжина , А.С. занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / Книголюб, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также измене­ние, преобразование...

"Психолого-педагогическая поддержа ребенка в период адаптации к ДОУ"

Данный материал может быть использован в работе воспитателями, педагогами-психологами для организации профилактической работы, направленной на формирование условий успешной адаптации детей раннего воз...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....