Конспект интегрированного индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР 5-6 лет тема: «Дикие животные наших лесов»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сергеева Анна Андреевна

Конспект интегрированного занятия включает в себя использование ИКТ и элементов песочной терапии в условиях ДОУ и предназначен для детей 5-6 лет с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного индивидуального занятия

по ознакомлению с окружающим миром

для детей с ЗПР 5-6 лет

тема: «Дикие животные наших лесов»

Выполнил:

Учитель-дефектолог

МБДОУ «детский сад 162»

Сергеева А.А.

г. Уфа

Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель: углубление знаний детей о диких животных

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: закреплять представления о диких животных, их внешнем виде. Расширять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить детей давать полный развернутый ответ на поставленный вопрос.
  • Коррекционно-развивающие: способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук.
  • Коррекционно-воспитательные: формирование положительных качеств личности (самостоятельность, коммуникативность), воспитывать мотивацию к учению, развивать познавательный интерес.

Демонстрационный материал. Картинки с домашними животными (медведь, волк, лиса, белка, заяц, еж) и их детёнышами, конверт для сюрпризного момента, волшебный мешочек, песочница с подсветкой.

Раздаточный материал. Дидактическая игра "Парочки" (парные картинки взрослое животное и его детёныш), контурные изображения животных, трафарет с дикими животными, маленькое зеркало.

Ход занятия

Организационный момент

Дефектолог. Здравствуй, (имя ребенка). Сегодня утром у порога детского сада я нашла конверт, только еще не успела его открыть. Посмотри вместе что там?

Предполагаемые ответы ребенка выделены скобками: (Да)

Дефектолог: Ой, посмотри, здесь загадки. Давай попробуем их отгадать.

  • Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (Заяц.)

  • Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

  • Кто зимой холодной

Бродит злой голодный?  (Волк.)

  • Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла. (Лиса.)

  • Кто по ёлкам резво скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы.  (Белка.)

  • Лесом катится клубок,
    У него колючий бок,
    Он охотится ночами
    за жуками и мышами. (Еж.)

Педагог демонстрирует картинки с дикими животными.

Основная часть

Беседа

  • Как их всех можно назвать одним словом? (Животные.)
  • Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детенышей молоком и т. д.)
  • Где живут эти животные? (В лесу.)
  • Как называются? (Дикие животные.)
  • Почему? (Сами себе добывают пищу, делают жилище)
  • Как называются по-другому? (Звери.)

Давай посмотрим на экран. Дефектолог выводит на мультимедийную доску презентацию.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

На экране изображения норы, логова, берлоги, куста, дупла, пня. Ребенок проговаривают: «Белка живет в дупле. Заяц живет под кустом и т.д.».

Игра «Кто что любит?»

На экране  картинки:  морковь, капуста; орехи, грибы; малина, мед, трава; куры, зайцы. Ребенок соединяет изображения животного и его пищи. При этом, педагог обращает его внимание на правильное произнесение фразы: «Это заяц. Заяц любит морковку и капусту».

Физкультминутка

Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)

Игра «Четвёртый лишний?»

На слайде изображены 3 диких животных и одно – домашнее. Ребенку предлагается понять, кто лишний.

Дефектолог: Посмотри, к нам пришли животные. Но вот незадача, один из них явно лишний. Как ты думаешь, кто?

Ребенок анализирует животных и называет их: «Это заяц, это волк, это свинья, это медведь. Лишняя свинья. Свинья – домашнее животное. Заяц, волк, медведь – дикие животные. И т.д.»

Дефектолог хвалит ребенка и приглашает его поиграть в песочнице.

Дидактическая игра «Узнай по тени»

Дефектолог: Смотри, животные решили поиграть с нами в теневой театр. Давай посмотрим, кто же с нами играет.

Ребенок отгадывает животного по контурному изображению тени.

После того, как ребенок справляется с заданием, педагог его хвалит и предлагает перейти к песку. Сначала оглашаются правила работы с песком:

  1. Нельзя брать песок в рот!
  2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.
  3. Нельзя бросать песок в лицо!
  4. Нельзя вдыхать песок!
  5. После игры с песком надо помыть руки!

Игра «Необыкновенные следы»

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ..

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

Работа с трафаретом

Ребенку предлагается засыпать изображение животного и посмотреть и оценить результат своей деятельности.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Дефектолог. (имя ребенка), я хочу тебе показать настоящее чудо. Оно спрятано у меня в мешочке. Хочешь посмотреть? (Да)

Ребенку показывают волшебный мешочек, на дне которого лежит зеркало, ребенок заглядывает в него и видит себя. Посмотрите за реакцией ребенка. Похвалите его за проделанную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию во второй младшей группе на тему «В гостях у леса»

Выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей  в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Птицы»....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в логопедической группе (старший дошкольный возраст) Тема: «Дикие животные зимой»

Тема: «Дикие животные зимой»Составитель - воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 Кравченко Е.М.Цель: расширение знаний детей о диких животных средней полосы России.Задачи...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей старшей группы Тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель: расширение представлений детей о диких животных.Задачи:Образовательные. Уточнить, закрепить, пополнить представления детей о диких животных (их детенышах, где живет, чем питаются, как готовятся ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром тема: «Дикие животные наших лесов».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромтема: «Дикие животные наших лесов»....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром тема: «Дикие животные наших лесов».

Воспитатель: Горемыкина И.А. Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миромтема: «Дикие животные наших лесов».Автор: Горемыкина И.А.Цель: углубление знаний детей о диких животн...

Конспект по ознакомление с окружающим миром на тему: "Дикие животные наших лесов"

Конспект по ознакомление с окружающим миром на тему: "Дикие животные наших лесов" в подготовительной группе....

Конспект образовательной ситуации для детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим. Тема: «Дикие животные наших лесов зимой»

Конспект образовательной ситуации для детей старшего возраста по ознакомлению с дикими животными....