«Создание условий для обучения и социализации детей с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике

Шаймарданова Гульшат Ильшатовна

 «Создание условий для обучения и социализации детей с ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема :  «Создание условий для обучения и социализации детей с ОВЗ»  

Однажды Таня  сказала своей маме, что хочет стать моделью, сняться в кино и встретить свою первую любовь. Казалось бы, типичные подростковые мечты. 

Но это мечты необычной девочки. У Тани — синдром Дауна, и она год за годом доказывает и себе, и окружению, что многие барьеры находятся в первую очередь в голове. 
В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченными возможностями – это та категория, которая нуждается в особой заботе, внимании и поддержке. 
В настоящее время происходят большие перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. 

        Понятие “ ограничение возможности здоровья ” (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социального ограничения. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

 Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования с ранних лет. Ее цель — приобщить «особых» детей к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей(цель любого родителя - подготовить ребенка к самостоятельной жизни,   приучать быть в социуме с малых лет), сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Особое внимание следует уделять социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. 

C каждым годом в дошкольные образовательные учреждения стали приходить все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с ОНР, логоневрозами, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение. Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей. 

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка. 

Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья. 

     В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую необходимо ставить перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения. 

Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и данная система работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ может показать высокую эффективность при её реализации: 

-использования проектного метода в организации непосредственно образовательной деятельности детей.  

-вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении. 

Воспитанники с ОВЗ участвуют в совместных мероприятиях, в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников в ДОУ при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что даёт положительную динамику развития детей. 

 Сейчас дети с ОВЗ ходят в обычную школу, у них есть возможность раскрывать себя в типичных обстоятельствах и пробовать свои силы.  
 Пример: Андрей профессионально занимается плаванием: состоит в сборной России по плаванию среди детей с синдромом Дауна. 

 — Он участник первенства России. Сейчас у Андрея больше 15 медалей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в Российской Федерации. Для того чтобы дети не отставали в развитии от своих сверстников необходимо включать их в инклюзивное образование, которое позволит им учиться и получать социальный опыт в одних и тех же условиях. 

 Доступным  для детей с  ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.  Главное, чтобы у педагогов было  желание работать с детьми  с особыми вариантами развития,  помогать им занять достойное место в обществе и  наиболее полно реализовать свои личностные возможности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Опыт работы: " Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении"

Для того, чтобы было легко жить       с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, чтотебя разъединяет с ним...

Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в ДОУ

Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в ДОУЕлена Абрамова Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской...

Сообщение на тему: «Создание условий для поддержки позитивной социализации у детей среднего дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО» (из опыта работы)

Социализация – процесс усвоения определенных представлений, норм и культурных ценностей,позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества....

«Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»

Для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции....

Консультация для воспитателей "Создание условий для развития коммуникации у детей с помощью технологий эффективной социализации Н.П. Гришаевой"

На современном этапе развития общества очень ярко проявляется проблема социализации детей. Родители не в полной мере осознают свою ответственость в создании условий для  развития коммуникативных ...

Статья "Обучение и социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ"

С принятием нового Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 2012 года было принято и создание законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными в...