Выступление в Клубе для молодых специалистов педагогов-психологов ДОУ «Диалог» г.о. Подольск «Возможности дополнительного образования «Творчество и дизайн» в коррекционно - развивающей работе для детей 5-7 лет с нарушениями речи»
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Столярская Елена Владимировна

Задачи:

-развивать мелкую моторику;

-развивать творческую активность;

-формировать  целостность восприятия образа предмета;

-формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца;

-развивать пространственную ориентацию, глазомер;

-развивать умение концентрировать , переключать и распределять внимание;

-учить анализировать целое из составляющих его частей;

-развивать критичность мышления (объективная оценка себя и других).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление в Клубе для молодых специалистов педагогов-психологов ДОУ «Диалог»  

г.о. Подольск

«Возможности дополнительного образования
в коррекционно-развивающей работе с детьми 5-7 лет
с нарушениями речи».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Елена Владимировна. Я воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности, и руководитель кружка «Художественное творчество и дизайн».

В своем выступлении я хочу обратить Ваше внимание на возможности дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе. Я пойду от обратного, расскажу Вам сначала о своей работе, а потом перейду к цели и задачам.

Как говорил В. А. Сухомлинский «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Основываясь на научно-исследовательский опыт ученых, нам известно, что пальцы органически связаны с мозгом и внутренними органами.

Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и способствует развитию интеллекта.

Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью и утомляемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы.

Дети нечётко выполняют инструкцию, часто ошибаются и не всегда самостоятельно могут заметить, и устранить ошибки.

Следует отметить, что даже простейшие ручные работы требуют

концентрации внимания и мыслительной деятельности.

Изготовление поделки - это не только выполнение определённых движений, это определенная последовательность действий, приводящая к конкретному результату.

Предложенный мною алгоритм выполнения задания мотивирует ребенка на планирование деятельности и анализ процесса, что очень важно для детей с ОВЗ.

В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества и развития способностей и умений ребёнка.

Принцип «от простого к сложному» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, является одним из основных в моей практической деятельности с детьми. Очень важно создание комфортной среды общения, для раскрытия способностей и самореализации.

Художественно-творческая деятельность эмоционально окрашена, интересна и увлекательна для детей, предоставляя возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка пластилина, бумаги, вызывая чувство радости, удивления и удовлетворения, что воспитывает уверенность в своих силах.

Занятия художественным дизайном направлены на развитие у детей не только творчества, развитие креативности мышления, фантазии, но и на умение видеть красоту и создавать свои незабываемые образы.

Понятие «творчество и дизайн» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Руки являются основным инструментом, связующим звеном между мыслью, образом и материалом.

Когда передо мной ребенок, который не может держать ножницы, сложить бумагу или ткань, который затрудняется выразить словами то, что он хочет сделать, то моя задача создать условия и постараться сделать все возможное, чтобы ребёнок почувствовал себя уверенным, способным творить, фантазировать, мыслить.

Применяя опыт дизайна, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление и эстетический вкус.

Дети учатся отходить от предложенных вариантов и моделей, придумывают свои элементы украшения, учатся конструировать изделия по своему вкусу и желанию.

И когда мои воспитанниками, совсем не простые, каждый со своими трудностями и особенностями создают свои шедевры, я понимаю, что мы вместе с ними смогли преодолеть трудности и неудачи.

Это вызывает моральное и профессиональное удовлетворение и гордость за своих детей.

Я познакомила Вас с содержательной часть программы, а сейчас хочу представить цели и задачи программы.

Цель программы: развитие творческих способностей детей и элементарных дизайнерских представлений.

Задачи:

Обучающие:

- знакомить детей с разнообразием материалов для выполнения творческих работ (картон, бумага, природный и бросовый материал, нитки, вата и т.д.);

  • обучать различным приёмам работы с бумагой, природным материалом;
  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • обогащать словарь детей специальными терминами;
  • создавать композиции

Развивающие:

  • развивать интерес к дизайну,
  • самостоятельность, познавательную активность,
  • образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность и аккуратность;
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук,
  • развивать глазомер,

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • способствовать расширению коммуникативных способностей детей.

Принципы реализации программы:

  • Принцип доступности.
  • Принцип наглядности, (у детей развита наглядно-образная память, поэтому мышление упирается на восприятии и представлении)
  • Принцип последовательности и системности (от простого к сложному).
  • Принцип личностно-ориентированного общения.
  • программа кружка рассчитана на один год. Наполняемость групп 15 человек. Занятия носят индивидуальный и групповой характер. Возраст детей 6-7 лет.

Ожидаемый результат:

Дети должны знать:

  • о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;
  • о свойствах и качествах различных материалов;
  • о способах соединения частей между собой;
  • о технической безопасности во время работы с ножницами, клеем.

Дети должны уметь:

  • пользоваться ножницами, клеем и др. подручными предметами и материалами.
  • выполнять простые и усложненные конструкции.
  • с помощью средств выразительности и различных материалов создавать индивидуальные работы.
  • анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей.

Презентация 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб-общение "Влияние взаимодействия педагога-психолога с родителями и педагогами на речь и психологическое здоровье детей"

Цель:  выработка внутренней позиции профессиональной деятельности, ориентирующей психологом на построение взаимоотношений с педагогами и с родителями на основе сотрудничества.Задачи:Актуализирова...

Музыкально-коррекционные занятия для детей младшего дошкольного возраста,имеющих нарушения речи.

Музыкально-коррекционная терапия-метод,хорошо зарекомендовавший себя в работе педагогов с детьми с самыми разными нарушениями речи....

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

Интегрированная досуговая деятельность с учителем логопедом и педагогом-психологом в группе кратковременного пребывания «Лучик» для детей 5 – 7 лет с нарушением речи «Путешествие в осенний парк Спасское - Лутовиново».

За последнее время значительно возросло количество детей с различными сложными нарушениями в речевом и психическом развитиии.В работе с такими детьми существует необходимость обеспечения психологическ...

Рабочая программа коррекционно- развивающей работы в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно- развивающие занятия в соответствии с рабоче...

Выступление на краевом методическом объединении для педагогов – психологов по теме:«Развитие познавательных и коммуникативных процессов детей с ОВЗ дошкольного возраста на основе игрового набора «Дары Фрёбеля».

Коррекционно – развивающая работа с использованием пособия «Дары Фребеля».Основой  данной работы является собственно разработанный комплекс   игр, которые подобр...