Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук
консультация по коррекционной педагогике

Белова Екатерина Валерьевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук

МИНИСТЕРСТВО

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Протвинский реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями»

(ГКУСО МО «Протвинский РЦ»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что на протяжении всего раннего детства чётко выступает зависимость движения руки  и речи – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

1)        сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

2)        использовались изолированные движения каждого из них.

Поэтому в играх, представленных ниже, мы будем стараться использовать все пять пальцев.

Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:

  •  мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
  •  верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм), шнурки – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами, рисования предметов;
  • прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
  • орехи
  • решетка для раковины
  • бусы
  • карандаши;
  • резиночки для волос;

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, улучшает психические процессы (внимание, мышление, память); повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, улучшает произношение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Этапы разучивания игр:

1.        Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2.        Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3.        Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4.        Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5.        Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

                        Пальчиковый тренинг

Самомассаж кистей и пальцев рук

Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмами («приговорками»), стихами.

  1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

Растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики. 

  1. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

Птичка

Птичка веток набрала.

(2 раза)

Крепко гнездышко свила,

И снесла яичко

Умница-синичка.

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай.

Очень хрупкое оно,

Так у птиц заведено.

Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки.

Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»)

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Колючий ёжик

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы ни ножек.

По ладошки бежит

и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит

и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,

мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где Шарик между ладошками вперед, назад.

Шарик между ладошками круговые движения по ладони.

 Движения по пальцам правой руки, затем левой.

Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.

ты живёшь!

  1. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

  1. Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два каштана между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

  1. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.

Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

6. Массаж резиночками для волос.

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы друзей идем искать!

Этот мальчик под кроватью,

Этот мальчик под диваном,

Этот мальчик под столом.

Этот мальчик за углом,

Этот мальчик встал у стенки,

У него дрожат коленки.

Под счет дети надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Указательные и средние пальцы обеих рук «шагают» по любой поверхности.

Дети надевают резиночку на большой палец, на указательный, на средний, на безымянный, на мизинец.

Имитируют дрожащие колени

Игры с прищепками

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Жук

Жук летит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

И усами шевелит!

В. Цвынтарный

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Кыш!

Сильно кусает

Котенок-глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу

М. Рогожникова

А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т.д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления, мелкой моторики рук. Играя с ребенком, не забывайте сопровождать все свои действия речью.

Игры с резиночками

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

3-й вариант

Для игры необходимы клубок и резинки для волос. Используя ,все  пять пальцев правой руки нанизываем резиночку на клубок. И так пока не кончатся все резиночки. Затем руку меняем

Игры с веревочкой.

Рисуем предметы с помощью веревочки, рассказывая сказку.

Летняя сказка

Как хорошо летом на лесной полянке! Травка зеленая, цветочки, бабочки летают (рисуем травку, цветочки, птичек). Видишь, как ярко светит солнышко? (рисуем солнышко с улыбкой на лице). Вдруг на небе появилось облачко, затем еще одно и солнышко перестало улыбаться (рисуем облачка, стираем улыбку у солнышка и делаем его грустным). Тут пришла огромная туча и закрыла собой солнышко (стираем солнышко, рисуем большую тучу). Пошел дождь (рисуем дождь). Когда дождь закончился, на небе опять появилось солнышко (стираем дождь, рисуем солнышко). После дождя на полянке стали расти грибы (рисуем грибы). Затем на полянку прибежал ежик и сразу почуял грибной запах (рисуем ежика). Ежик собрал грибы и одел их на свои колючки (стираем грибы и рисуем их сверху ежика). Ежик убежал, а полянку пришли мальчик и девочка (рисуем детей с большим воздушным шариком). «Ах, как здесь хорошо!» — сказали дети. Они долго бегали и играли на полянке, а потом наступил вечер, и они ушли домой (стираем детей, солнышко, рисуем луну и звезды).

Игры с решетками

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. `Ходить` можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят`.

 «Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с уголка (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Выполняя пальчиками различные упражнения дома, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.

Литература

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  4. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...

Консультация - практикум "Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук"

В статье представлены игры с нестандартным оборудованием, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение и способствуют хорошему э...

Методическая разработка: Использование метода Су-Джок (Игры по развитию мелкой моторики рук, как средства повышения речевой активности)

В век современных технологий трудно представить себе человека, не умеющего свободно владеть техникой. Педагогов уже давно не удивляет тот факт, что родителю проще дать  ребенку телефон, то...

Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию...

Игры с использование нестандартного оборудования, как средство для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

       В жизни человека есть только один период, предназначенный для строительства разума: возраст от 0 до 6 лет. Это творческий период, когда закладываются такие стороны ха...

Использование нестандартных пособий и игр для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

В данной методической разработке рассматривается проблема развития мелкой моторики и сенсорного воспитания, занимающая одно из центральных мест в работе с детьми раннего возраста в ДОУ. Особое значени...

Использование нестандартных пособий и игр для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

В данной методической разработке рассматривается проблема развития мелкой моторики и сенсорного воспитания, занимающая одно из центральных мест в работе с детьми раннего возраста в ДОУ. Особое значени...