Специфика лексики, используемой логопедом при общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Лексика, используемая детьми, отвечает всем основным требовани­ям обычной взрослой лексики, с учетом детской картины мира и спе­цифики детских понятий. Она от­ражает предметный мир, в котором живут дети. Здесь получают деталь­ное наименование игрушки, игры, переживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика лексики, используемой логопедом при общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Лексический состав языка допускает множество измерений, одним из которых является социолингвистический признак возрастных характеристик участников общения, отраженных в семантике используемых в общении единиц. С этой точки зрения можно выделить маркированную и немаркированную лексику.

К маркированной лексике относится определенная часть словаря, свойственного детям дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, а также лексика, характеризующая речь пожилых людей. Всю остальную лексику можно отнести к немаркированной.

Маркированная лексика делится на несколько групп:

  • используемая детьми;
  • используемая взрослыми при общении с детьми;
  • имитирующая речь детей (свойственна определенной части взрослых, сюсюкающих при общении с детьми).

Лексика, используемая детьми, отвечает всем основным требованиям обычной взрослой лексики, с учетом детской картины мира и специфики детских понятий. Она отражает предметный мир, в котором живут дети. Здесь получают детальное наименование игрушки, игры, переживания. Например, при игре в классики девочки пользуются специальным предметом, который называется «хала» (обычно это круглая плоская баночка из-под гуталина, ее нужно толкать ногой из одной нарисованной мелом клетки в другую). В речи детей легко стираются различия между именами собственными и нарицательными: «Мне мама и бабушка подарили по барби, это — барби Надя, а это — Света». (Имя Барби воспринимается как тип кукол.)

Понятия сформированы еще недостаточно четко. Например, «добрый» — это тот, кто делится, не жаден; «строгий»—; тот, кто может наказать; «конструктор» — игра из элементов, соединяемых при помощи специальных устройств.

Для детской речи характерна прозрачность внутренних форм слов. Это явление подробно описано в книге К.И. Чуковского «От 5 двух до пяти». Дети легко образуют лексические единицы по аналогии, причем их система стройнее и логичнее, чем у взрослых (например, «ногти» и «рукти»). Дети остро ощущают значения суффиксов (например, «потерялая коша» — «потерянная кошка», суффикс «к», передающий значение пренебрежительности, не используется ребенком намеренно). Сознание детей дошкольного и младшего школьного возраста очень пластично, они легко усваивают смысл незнакомых слов по их внутренней форме и контексту. Часто они полагаются на фонетические ассоциации, и ошибки в понимании мира свидетельствуют об особой детской логике. Так, один младший школьник не понял фразы из диктанта: «На крыше выложили жесть» и написал: «На крыше выла жележесть», считая, что незнакомое слово обозначает неизвестное ему существо, скорее всего, птицу. Особая значимость фонетического образа слова играет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, и поэтому нарушения произношения звуков неизбежно приводят к изменениям в развитии познавательных способностей растущего человека. Таким образом, помощь логопеда необходима здесь не только с точки зрения чисто фонетической, но и в плане общего психического развития ребенка.

Важной характеристикой детской речи являются семантически немотивированные слова, используемые в считалках, дразнилках, рифмовках: «Эне, бене, раба, квинтер, финтер, жаба» (считалка); «Робин Бобин Барабек скушал сорок человек» (дразнилка). Такие слова имеют много общего С магическими заклинаниями, не Случайно в одной Из наиболее популярных современных детских Книг колдуньи прибегают к немотивированным словам, обычно рифмованным: «Бамбара-чуфара, лорики-ерики, пикапу-трикапу» и т.д. (А. Волков. Волшебник Изумрудного города). Дети используют Также различные звуковые сочетания для имитации звуков живого и неживого мира: «Вжик- пжик» (о пиле), «Бэмс!» (об ударе О твердое препятствие), «Чвак!» (о специфическом звуке, например, при падении в густую жидкость). Такими фоносемантическими сочетаниями дети пользуются при общении друг с другом, в дошкольных учреждениях или во дворе. Эти характеристики всегда учитываются логопедами.

Лексика, используемая взрослыми при общении с детьми, Имеет ряд особенностей. Во-первых, она ограничена темами, которые доступны ребенку, и в этом смысле взрослому приходится входить в его мир и ориентироваться в нем. Во-вторых, содержит явно выраженную дидактическую направленность - взрослые открыто выносят свою оценку, говоря «что такое хорошо и Что такое плохо». В-третьих, слова в речи, обращённой к детям, тщательно проговариваются (у воспитателей детских садов, учителей начальных классов и логопедов вырабатывается особый «сверхотчетливый» стиль произношения). В-четвертых, обращенная к детям лексика обычно не содержит скрытых значений, ироничного подтекста, двусмысленной ассоциативной импликации. Ребенок в значительной мере ориентируется на ситуативное осмысление сообщения, и если он улавливает диссонанс в тексте и интонации, то у него может наступить невротический срыв в результате так называемого «инкон- систентного» употребления слов (например, «Какой же ты у меня умница!» — с язвительной интонацией и недоброй улыбкой).

Что же касается сюсюканья, то оно свойственно людям, которые мало общаются с детьми, смешивают это общение с общением с животным, не вникают в специфику возраста ребенка. В фонетическом отношении такая речь вредна для детей, ориентирующихся на произношение взрослого как на образец и слышащих неправильные звуки. Кроме того, обычно они сразу распознают неискреннюю интонацию.

В практике общения логопеда с детьми целесообразно выделять три основные возрастные группы, в зависимости от которых дифференцируется его лексика:

  • средний дошкольный возраст (3—5 лет);
  • старший дошкольный возраст (5—7 лет);
  • младший школьный возраст (7—10 лет).

Приведем пример общения логопеда с ребенком среднего дошкольного возраста.

Л о го п ед. Максим, а что это у тебя?

Р е б е н о к. Дзип.

Лого п ед. Я понимаю, джип. А кто тебе его купил?

Ребёнок. Мамя.

Л о г о п е д. А какие у тебя еще есть машины?

Ребенок. Позяльная, милиция, глюзявик. И папа купит бол ьсой кан.

Логопед. Как много у тебя машин! Наверно, ты шофером будешь, когда вырастешь?

Ребенок. Дя!

В этом диалоге логопед устанавливает контакт с ребенком, используя общелитературную лексику. Общение ведется в доброжелательной тональности, высказывается открыто выраженное положительное отношение к увлечению ребёнка.

При обучении правильному произношению звуков логопед расширяет лексику ребенка, объясняя и иллюстрируя произносимые слова. Следующий пример показателен для детей старшей дошкольной группы.

Логопед. Ты видишь, как у тебя получается? Видишь? Ну-ка, давай еще раз попробуем. Губы — трубочкой, а язык — чашечкой. Так, внимательно.

Ребенок. Ч-ч-ч.

Логопед. Вот, ты видишь? Только губы надо обязательно держать трубочкой, чтобы у тебя получилось произношение этого звука.

Обращаясь к ребенку, логопед пользуется понятными для него обозначениями. При этом все артикуляционные позиции демонстрируются наглядно.

Л ого п ед. Грач.

Ребенок. Грач.

Логопед. Грач, знаешь, такая птица есть, грач. Матч.

Р е б е н о к. Матч.

Л о го п е д. Хоккейный матч.

Логопед дает приблизительное родовидовое определение понятия: «Грач — птица», опираясь на жизненный опыт ребенка. Там, где это уместно, вместо определения приводится типичное сочетание: «Хоккейный матч». Ребенок, готовый к тому, что в речи взрослых ему предстоит встретить незнакомые слова, оказывается в положении ученика, получившего важные ориентиры для понимания новой лексики.

Логопед. Завуч.

Ребенок. Завуч.

Логопед. Завуч, это замдиректора, в школе называется завуч.

Этот пример свидетельствует о том, что иногда логопед неудачно объясняет слова. Количество таких случаев незначительно j менее 2% от общего числа объяснений и иллюстраций. Данное объяснение ошибочно, поскольку одно неизвестное понятие объясняется через другое неизвестное, тем более в виде аббревиатуры «замдиректора». Обычно же логопеды стремятся избегать сокращений и идиоматических выражений в общении с детьми.

Логопед. Речь.

Ребенок. Ечь.

Логопед. Речь. Вот у тебя еще не очень хорошая речь, но скоро ты будешь говорить правильно.

В данном случае перед нами очень удачный прием объяснения через иллюстрацию и тематически близкое слово: «речь— говорить». Можно также отметить явно выраженную оценку в речи логопеда и моральную поддержку,, которую специалист оказывает ребенку.

Логопед. Луч.

Ребенок. Луч.

Логопед. Знаешь, что такое луч? Солнечный.

Р е б е н о к. Знаю, я видел.

Еще один пример объяснения через сочетаемость слова. Ребенок сразу обращается к своему жизненному опыту. Как известно, детям свойственна не дедуктивная и индуктивная, а трансдуктивная логика, т.е. выводы на основе личного опыта. Этот тип умозаключений в наибольшей степени соответствует нормам практического знания

Л о го п ед. Печь.

Ребенок. Печь.

Логопед. Печь может быть и на заводе, где варят металл, а может

быть и у бабушки в деревне. Видел? (Показывает картинки.)

Здесь логопед расширяет словарь ребенка, иллюстрируя множественность определяемого понятия. Предъявляемая лексика подкрепляется картинками с изображениями соответствующих предметов.

Исправляя дефекты произношения, логопед решает важные задачи социализации подрастающих граждан, объясняя им значения слов и нормы поведения.

МАСТЕР-КЛАСС

Логопед. Хорошо, Юля, а теперь отработаем два звука [р] в слове. Знаешь ли ты слово «сервировка»? Посмотри на эту картинку. Видишь, как красиво накрыт праздничный стол?

Ребенок. Да.

Л о го п ед. Когда у тебя бывает день рождения, когда к вам приходят гости, мама накрывает праздничный стол, ставит красивые тарелки, кладет вилки, ножи, салфетки.

Ребенок. Да, я всегда маме помогаю накрывать на стол.

Логопед. Правильно, вы с мамой сервируете стол. А теперь скажи правильно, это слово: сер-ви-ровка.

Ребенок. Сер-ви-ровка.

Л о г о п е д. Молодец.

Объяснение значения слова проводится через его развернутую ситуативную иллюстрацию. Логопед сознательно не дает обычную родовидовую дефиницию.

Таким образом, знание специфики лексических средств языка позволяет логопеду более адекватно использовать их в общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

«Физминутки - чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

На очередном этапе работы со звуками (автоматизация в слогах, словах, фразах) ребенку лучше дать задание не монотонно проговаривать слоги и слова за взрослым (быстро наступает утом...

Рабочая программа по нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с синдромом нарушения внимания и гиперактивности

Цель программы: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов....

ПОНИМАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается понимание и употребление детьми дошкольного и младшего школьного возраста имен прилагательных. Формирование словаря прилагательных - это ряд систематезированных мер...

Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста..

Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной...

Коррекционная программа "Коррекция проблем общения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов"

Цель:Установление взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми на основе партнёрства и сотрудничества, выравнивание социально-психологической структуры группы.Задачи:1.Приобретение навыков игро...