НОД по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Кот в сапогах в гостях у ребят"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Резепова Яна Сергеевна
Данный конспект разработан для детей страшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Подобранные игровые приемы помогут расширить и активизировать словарь по теме «Обувь», будут способствовать формированию  умения  образовывать имена прилагательные от существительных (кожа - кожаный и т.д.),  образовывать множественное число имен существительных (сапог - сапоги); помогут развить произвольное внимание, память, мышление, мелкую моторику, связную речь у воспитанников. Материал будет полезен логопедам и педагогам групп компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuv.doc388.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по ознакомлению детей

с окружающим миром и развитию  речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Кот в сапогах в гостях у ребят»

Лексическая тема: Обувь.

Задачи:

Образовательные:  учить детей образовывать имена прилагательные от существительных (кожа - кожаный и т.д.);

учить детей образовывать множественное число имен существительных (сапог - сапоги);

расширить и активизировать словарь по теме «Обувь»;

Развивающие:      развить произвольное внимание, память, мышление;

развить мелкую моторику;

развить  связную речь.

Воспитательные: воспитать организованность в работе;

сформировать навыки сотрудничества.

Оборудование: набор картинок по заданной теме (тапки, сапоги, туфли, валенки, кроссовки, босоножки, сандалии, сланцы); Кот в сапогах; набор картинок для игры «Один - много» (туфля – туфли, сапог – сапоги, валенок – валенки, ботинок - ботинки); образцы материала (резина, кожа, замш, войлок); набор картинок (туфли, сапоги, ботинки, сандалии) и схема для игры «Расскажи- ка»; конверты и разрезные картинки для игры «Собери картинку» (индивидуально на каждого ребенка); конфеты (по количеству детей).

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Посмотрите, кто это? (логопед показывает детям изображение кота в сапогах)

- Это кот в сапогах.

- Правильно.

  1. Основная часть.
  1.   Отгадывание загадок по теме «Обувь».

- Ребята, он принес нам интересные загадки. Давайте их отгадаем. Слушайте внимательно.

 На улицу не ходим

 Ни летом, ни зимой.

 Зато без – нас ни шагу,

 Когда придёшь домой.

                                       (Тапки)

Остроносые подружки

 Не отстанут друг от дружки.

 То на улицу, то в дом

 Шелестящим топотком.                                         (Туфли)

Выпал снег. Замёрзли ножки.

 Нужно нам обуть………

                               (Сапожки)

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают………..

                               (Валенки)

Дети по очереди отгадывают загадки. После каждой загадки логопед выставляет  на  доску картинки с изображением отгадки.

- Ребята, а кто мне скажет, как можно всё это назвать одним словом?

- Обувь.

- Правильно. Давайте все вместе скажем.

- Обувь.

- Молодцы. А что ещё относится к обуви?

- Кроссовки,  ботинки, босоножки, сандалии, сланцы, кеды и т.д.

 По мере называния логопед выставляет картинки с изображениями обуви на доску.

-Хорошо. Ребята, а кто мне скажет, для чего нам нужна обувь?

- Обувь  нужна для того, чтобы нам было не больно ходить, чтобы зимой у нас не мерзли ноги и т.д.

  1. Игра «Какой - какая?» (словесная).

-  Ребята, обувь, которую мы носим зимой -  это зимняя обувь. А как называется обувь, которую мы носим летом?

- Летняя.

- Правильно. А теперь скажи полным предложением.

- Обувь, которую мы носим летом - это летняя обувь.

- Хорошо. А как же называется обувь, которую мы носим дома?

- Домашняя.

- Правильно. Скажи полным предложением.

- Обувь, которую мы носим дома - это домашняя обувь.

- А как называется обувь, которую носят дети?

- Детская. Обувь, которую носят дети - это детская обувь.

- Правильно. А обувь, которую носят только мужчины, как можно назвать?

- Мужская. Обувь, которую носят только мужчины – это мужская обувь.

- Хорошо. А если какую-то обувь носят только женщины, как она называется?

- Женская. Обувь, которую носят только женщины – это женская обувь.

- Молодцы.

  1. Игра «Один - много» (дидактическая).

- Ребята, а сейчас мы с вами немного поиграем. Я вам буду показывать картинки, а вы будете должны их назвать.  

        Логопед выставляет на доску картинку с изображением одного ботинка и говорит: «Ботинок». Затем он выставляет вторую картинку, на которой изображено несколько ботинок и говорит: «Ботинки». После этого он поочередно указывает на картинки и повторяет: «Ботинок - ботинки» (После данного образца он поочередно вызывает детей к доске)

- Что изображено на картинке? (логопед выставляет на доску картинку с изображением сапога)

- Сапог.

- Правильно. А на этой картинке? (логопед выставляет вторую картинку с изображением нескольких сапог)

- Сапоги.

- А теперь повтори: сапог - сапоги (ребенок повторяет).

- Правильно. Присаживайся на место.

 Аналогично с  парами: валенок - валенки, туфля - туфли, ботинок -  ботинки.

  1. Игра «Из чего – какой?» (дидактическая).

-  Ребята, каждому из вас наш гость принес  по  волшебному лоскуточку. Посмотрите внимательно на свои столы. Они лежат перед вами. У каждого свой волшебный лоскуточек.   Из всех этих лоскуточков делают обувь. Внимательно рассмотрите их.

Дети рассматривают образцы материала.

- Это кожа (логопед берет образец у 1-го ребенка и демонстрирует его всем остальным).  Из нее делают кожаную обувь. Давайте скажем все вместе.

- Из кожи делают кожаную обувь.

- Это резина (логопед берет образец у 2-го ребенка и демонстрирует детям). Значит, какую обувь из нее делают?

- Из резины делают резиновую обувь.

- Давайте  скажем все вместе (дети повторяют).

- Это войлок (логопед демонстрирует всем детям соответствующий образец). Какую обувь делают из войлока?

- Из войлока делают войлочную обувь.

- Это замш (демонстрация соответствующего образца). Какую из него делают обувь?

- Из замша делают замшевую обувь.

- Молодцы. Ребята, вы, наверное, устали. Давайте с нами немного отдохнем.

  1. Физкультминутка.

Погуляем мы немножко,

Пробежим мы по дорожкам,

Ножками потопаем,

Дети ведут хоровод.

Бегают по кругу.

Топают ногами.

Ручками похлопаем.

А когда домой пойдем,

Свою обувь мы протрем.

Хлопают в ладоши.

Делают руками крышу над головой.

Делают движения, словно моют руки.

  - Отдохнули? А теперь возвращаемся все на свои места.    

 

  1. Игра « Расскажи-ка» (дидактическая).

- Ребята, наш гость очень любит слушать интересные рассказы. Давайте  его порадуем. Для этого каждому из вас нужно составить рассказ об обуви. А помогут вам в этом вот такие волшебные схемы.

          Логопед выставляет на доску схемы. На маленьком столике перед детьми лежат перевернутые картинки с изображениями различной обуви. Логопед берет первую картинку, ставит ее на доску перед схемой и составляет рассказ: это туфли (например). Они красного цвета. Туфли сделаны из замша. Их носят девочки.

          Затем Логопед поочередно вызывает каждого ребенка и предлагает ему самостоятельно выбрать картинку. После того, как ребенок сделал свой выбор, картинка выставляется перед схемой и по ней составляется рассказ, аналогично рассказу воспитателя.

 

Примерные рассказы детей:

- Это сапоги. Они синего цвета. Сапоги сделаны из кожи. Их носят девочки.

- Это сандалии. Они коричневого цвета. Сандалии сделаны из кожи. Их носят мальчики.

- Это ботинки. Они коричневого цвета. Ботинки сделаны из замша. Их носят мальчики.

  1. Игра «Собери картинку» (дидактическая).

  - Ребята, нашему гостю очень понравились ваши рассказы, и за это он вам дарит по волшебному конверту. Давайте заглянем, что же в них.

Дети высыпают части разрезных картинок на стол.

- Ой, что же это? Ребята, для того, чтобы нам понять, нам нужно, что с ними сделать?

- Собрать.

- Правильно. Собирайте. Будьте внимательны.

Дети собирают разрезные картинки. После того, как все дети собрали картинки, логопед спрашивает, что у каждого из них получилось.

  1. Подведение итогов.

- Молодцы! А как это все можно назвать, одним словом?

- Обувь.

- Правильно. Ребята, вы сегодня  хорошо поработали на занятии. Наш гость вами очень доволен!  И  я вами тоже очень довольна и за это я каждому из вас дарю по вкусной конфетке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка»в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка» в старшей  группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья» ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Рисование» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по тем «Зимующие птицы»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Рисование» в подготовительной  группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим , развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности: « Моя семья. Родословная моей семьи».

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии. имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев - основное содержание представленного занятия....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности Тема: "Перелетные птицы"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы "Перелетные птицы"...

Педагогический проект «В мире комнатных растений» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Актуальность проектаЦель проектаЗадачи проектаКоррекционные задачиПлан мероприятий по реализации проекта...