«Зимующие птицы!»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

 

Цель занятия: Расширение  знаний и уточнение  представлений детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц, и учить проявлять заботу к ним.

Задачи занятия:

Образовательные:

- обобщить и расширить представления учащихся о знакомых птицах нашего города;
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, 
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;

- дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
воспитательные:
-прививать любовь к родной природе, 

- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе через заботу о птицах
развивающие:
-развивать логическое мышление и внимание;

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать зрительную память, внимание, речь;                                              

- предупреждать утомляемость детей;

 

-развивать чувство сострадания к братьям нашим меньшим, стремление им помочь, подкормить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkrytoe_zimuyushchie_titsy.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

« СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 7»  г. Воркуты

                                             «Зимующие птицы!»

                                                          Конспект открытого занятия

       Воспитатель:

Олейник Галиной Александровной

1 квалификационная категория

г. Воркута

                                                                  Тема занятия: «Зимующие птицы!»

Цель занятия: Расширение  знаний и уточнение  представлений детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц, и учить проявлять заботу к ним.

Задачи занятия:

Образовательные:

- обобщить и расширить представления учащихся о знакомых птицах нашего города;
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, 
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;

- дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
воспитательные:
-прививать любовь к родной природе, 
- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе через заботу о птицах
развивающие:
-развивать логическое мышление и внимание;
- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать зрительную память, внимание, речь;        

- предупреждать утомляемость детей;

-развивать чувство сострадания к братьям нашим меньшим, стремление им помочь, подкормить.

Предварительная работа:

Беседы и чтение книг о птицах, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе

Словарная работа:  

Место проведения: игровая комната.

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, разрезные карточки с заданиями,  подарки, театральная ширма, фигурки птиц,  запись «Голоса птиц в природе», елка, гирлянда  с лакомством для птиц

Тип занятия: Комплексное.

1.Организационный момент

Основные элементы

Упражнение: «Улыбка»

Цель: развивать солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.

Метод: словесно-наглядный.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

- Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Ребята, всегда приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева и нашим гостям.

 - Какое время года?

 - Как изменилась природа зимой?

 - Какая погода зимой?

- Назовите зимние месяцы.

- Как зимуют растения?

- Чтобы узнать, о чем наше занятие вы узнаете, отгадав загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица). 

В: - Почему мало птиц? Почему мы не встречаем насекомых?

С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод), поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека (здесь легче найти корм и теплее).

В: - Ребята, как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами? (зимующие птицы) (дети присаживаются на стулья)

Дети выполняют задание.

Погода зимой: бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. Реки, озера покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

Играет тихая релаксирующая музыка.

2 Основная часть занятия

Основные элементы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

Чтение загадки

Цель: закреплять умение внимательно слушать педагога, развитие ассоциативного мышления.

Метод: словесный

Чтобы узнать, о чем наше занятие вы узнаете, отгадав загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...

В: - Почему мало птиц? Почему мы не встречаем насекомых?

С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод), поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека (здесь легче найти корм и теплее).

В: - Ребята, как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами? (зимующие птицы) (дети присаживаются на стулья

Чтобы узнать, о чем наше занятие вы узнаете, отгадав загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...

Дети отвечают:

 

птица

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: развитие двигательной активности, закрепление знаний о различных видах передвижения.

Метод: словесно-наглядный.

Педагог предлагает

 .Презентация: «Зимующие птицы», «Голоса птиц».

А сейчас я буду загадывать  загадки и отгадав  их, вы узнаете, о какой птице  говорится?
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок. (

Глядя из окна дома на этих птиц, можно узнать, холодно ли на улице: если они взъерошены, будто надуты, - береги нос и уши, а когда на улице тепло - они гладенькие, аккуратненькие. Послушайте пение воробья.
:- Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона)

В:- Рассмотрите  и расскажите про ворону. Какая она?

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник

Кто воркует во дворе?

Крылья, словно в серебре,

Ходит очень важно,

Не боится даже.

Можно близко подойти,

Не свернет смельчак с пути

  • Чернокрылый, красногрудый,
    Он везде найдет приют.
    Не боится он простуды –
    С первым снегом тут как тут.

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...  
(Cорока)
Сорока - белобока, непоседа, длиннохвостая, самая «болтливая» птица.

Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

дети присаживаются на стулья

Дети: Воробей - маленький, серенький, шустренький, по двору шныряет, крошки собирает. Воробьи летают стайкой.

Ворона - крупная, серо-черная, ходит большими шагами, вперевалочку. Любит наблюдать за окружающим с забора, с крыши, с деревьев, близко к себе не подпускает, обитает на свалках, кормится там.
Дятел - лесной доктор, санитар леса. У дятла очень крепкий клюв, без него дятлу хуже, чем нам без рук. А еще у него сильный хвост, поэтому он садится не на ветку дерева, а прямо на его ствол. «Носит черный жилет, красный берет». Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывает жучков из – под коры…

У голубя густое и плотное оперение, Окрас изменчивый. Крылья широкие, заострённые. Хвост закруглённый.

Питается семенами, ягодами, зёрнами пшеницы, ячменя.

Снегирь носит снежное название. У самца грудка яркая, у самки - серенькие перья. Снегирь любит ягоды рябины, почки деревьев. У ягод выбрасывает мякоть, съедает косточки. Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.

Много прозвищ у сороки: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка.

Белобока, потому что по бокам пёрышки у сороки совсем белые. Голова и крылья – чёрные. Хвост тоже чёрный с красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела.

Стрекотухой сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет: «Ча-ча-ча!» Так сороки предупреждают об опасности.

Сорока любит всё яркое и блестящее. В её гнезде можно найти бусинки, кусочки металлической проволоки… Отсюда и прозвище «воровка».

Зимой сороки угощаются ягодами рябины, семенами растений.

Синица всем интересуется, всюду суёт свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.

Зимой они прилетают к жилищу человека в поисках корма. Оперение у синицы яркое. Грудка –желтая, с черным галстуком, спинка зеленоватая, на голове черная шапочка, щечки белые.

Это большая синица. Синицы очень любопытные птицы. Зимой их можно увидеть на балконе и подоконнике, будто просят, чтобы их угостили

Звучит веселая музыка.

Физкультминутка. Скачет шустрая синица 

Цель: развитие слухового анализатора, закрепление признаков весны.

Метод: словесно-наглядный, поисковый.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 

В: - Молодцы, присаживайтесь.

В: - Ребята, вы услышали, как поют птицы, а хотите узнать, о чем они говорят?

Дети отвечают, что слышат журчание воды, пение птиц.

Звучат звуки природы.

Сценка

«Птичьи разговоры».(театр

Цель: закрепления знаний разновидностей птиц, их жизни в природе.

Методы: наглядно -словесный, проблемно-поисковый.

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей: Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка: Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока: Ну, морозы! Ну, морозы!
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Я голодная голубка

Тихо плачу у окна:
«Негде греться и кормиться, 
Ни козявки, ни зерна.
День д
ымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаем, голодаем, не дожить нам до весны!

В:Дети,а у нас таких ребят нет?

Дети рассматривают картинки с изображением птиц, определяют, где какая птица изображена.

На столе разложены картинки с изображением птиц.

Игра «Слет птиц» 

Цель: развитие обонятельного анализатора, дать знания о весенних цветах, обогащение словарного запаса ,развитие понятийного словаря.

Методы: словесно-наглядный.

Птицы собрались на важное совещание.

Но так как они будут решать только свои птичьи проблемы, то посторонних пускать нельзя. И выставили птицы стражу, которая должна подавать сигнал, если появятся чужие. Ребята, вы должны подавать сигнал «потопать ногами» если появится кто-то чужой.

: - Прилетели птицы:

1.Вороны, грачи,

Мухи и стрижи...

2.Ласточки, синицы,

Голубцы, стрижи,

Аисты, вороны...

3.Аисты, лисицы,

Крокодилы, чайки...

4.Болтики, синицы,

Совы и грачи,

Мухи, саранчи...

5.Голуби, синицы,

Гаечки, кукушки,

Совушки, лахмушки...

(Замечание: гаечки — вид синиц.)

6.Вороны, кукушки,

Аисты, лягушки,

Чибисы, стрижи,

Чайки и чижи...

Прошу поаплодировать самым лучшим сторожам

Дети берут в руки цветы, нюхают их.

Фоновая музыка.

.Игра "Собери картинку". 

Цель: снятие статического напряжения мышц.

Методы: словесно-наглядный.

 - Давайте попробуем превратиться в первые весенние цветочки. Я буду читать текст, а вы выполнять движения, согласно тексту.

Наши первые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши первые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Дети выполняют действия по тексту.

Спокойная музыка.

Тема: «Кормушки», «Что любят наши птицы», «Как правильно кормить птиц».

Цель: развитие вкусового анализатора, закрепление изменений происходящих в природе.

Метод: словесно-наглядный

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Метод: словесно-наглядный

 Ребята посмотрите внимательно на экран, скажите, что на нем изображено.
Дети: -Кормушки.
В:-Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушки?
Дети: -Люди.
В: -Для чего они это сделали?
Дети:  Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

В:-  А что любят наши птицы?   Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы  и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!) Но чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.  
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки.
 2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
3.Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
4. Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время

Дети отвечают на вопросы.

Дети пробуют на вкус зеленый лук.

Ответы детей.

Подготовить тарелочки и ножницы для среза лука.

Карточки с изображением овощей (помидоры, огурцы, лук, редис)

Тема: «Главный праздник зимы»

Цель: дать знания о вредных и полезных насекомых, закрепление знаний видов насекомых , активизация словаря, развитие тактильных анализаторов.

Методы: словесно-наглядный, поисковый.

Правильно, новый год, а сегодня, я украсила елочку для птиц.

-На елке висят гирлянда из сала, рябины, хлеба, шишек.

-Какую птицу мы посадим к рябине?

- Правильно снегиря.

А какую птичку мы посадим к хлебу?

- Правильно, воробья, сороку.

А кто любит сало, какая птица?

Правильно, синица.

Дети рассматривают игрушки.

Дети отвечают на вопросы.

Тема «Звери весной».

Цель: закрепить знания о весенних изменениях в животном мире.

Метод: словесный.

В мире зверей тоже происходят весенние изменения. От зимней спячки просыпается медведь, заяц меняет шубку. У многих из них появляются детеныши.

Дети разглядывают картинки, определяют что нарисовано.

Электронная физминутка для глаз

Цель: снятие напряжения с глаз.

Метод: словесно-наглядный.

Упражнение  «Похвали соседа»

Цель: снятие статического и эмоционального  напряжения, создание теплой  доверительной атмосферы, коррекция эмоционально- волевой сферы  .

Метод: наглядно-словесный.

Дети выполняют предложенные действия.

Все участники сидят в кругу

Звучит спокойная музыка.

Подведение итогов занятия

Сюрпризный момент

Цель:  закрепление познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы,

стимулирование положительного поведения.

Методы: словесный.

Ребята вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего?

Ребята вы все большие умники и умницы. Педагог раздает всем детям небольшие шоколадки.

Дети отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...