КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «КРУГЛЫЙ ГОД» для детей с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП и интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Занятие на закрепление временных представлений и знакомстве с разными типами календарей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kruglyy_god.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 комбинированного вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ: «КРУГЛЫЙ ГОД»

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(ДЦП и интеллектуальными нарушениями)

с использованием современных образовательных технологий:

  • технология интегрированного обучения (образовательные области:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие);

  • игровая технология (дидактические игры);
  • здоровьесберегающая технология (динамическая пауза, учет двигательных возможностей детей);
  • личностно-ориентированная технология.    

                                                                                                       Учитель-дефектолог:

Мартынова Татьяна Николаевна

Санкт-Петербург

2020

Цель: Закреплять у детей временные представления: представления о временах года, о месяцах, о днях недели.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с разными видами календарей.
  • Уточнять представления детей о государственных праздниках: 8 Марта и Новый год.
  • Упражнять детей в определении последовательности времен года, месяцев, дней недели.
  • Формировать количественные представления: навык отсчета, пересчета, знание цифр, порядковый счет.

Коррекционно-развивающие:

  • Активизировать речь детей за счет использования слов, обозначающих различные временные понятия.
  • Закреплять у детей умение соотносить по цвету, выделять по названию, самостоятельно называть (в зависимости от уровня ребенка).
  • Развивать зрительное внимание и память.
  • Развивать зрительно-двигательную координацию.
  • Стимулировать познавательную активность детей в процессе выполнения ими различных игровых действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга, помогать друг другу.
  • Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе, осуществляя взаимодействие с детьми группы.

Материалы для НОД:

  • Дидактическая игра «Волшебная картинка»
  • Дидактическая игра «Солнышко»
  • Дидактическая игра «7 гномов»
  • Разные виды календарей: карманные, настенный, настольный, перекидной, отрывной, старинный, календарь-сувенир, календарь-блокнот, ежедневник, календарь на магнитной основе.
  • Картинки с изображением весны
  • Карточки с загадками
  • Атрибуты к праздникам: Новому году и 8 Марта (новогодняя елочка, елочные игрушки, снеговик, открытки, цветы, фотография мамы одного из детей и др.)
  •  Миска с водой, губка, полотенце

Ход занятия:

Мотивация, выявление проблемы: Дети лежат на полу, с ними воспитатель. Они рассматривают  картинки с изображением природы весной (среди картинок лежит календарь). В зал заходит дефектолог, садится к детям:

- Ребята, что это у вас интересное лежит? (дети показывают картинки). Ой, смотрите кто-то оставил здесь необычную картинку. Она не похожа на другие. Чем она отличается от других? Кто из вас заметил? (На ней написаны названия месяцев, дней недели, год, есть цифры – это календарь). Кто из вас знает, что такое календарь? Для чего он нужен? (ответы детей).

- Календарь – это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы, или мы можем назвать его путеводителем по времени. Люди придумали календарь очень давно. Сегодня я предлагаю отправиться в необычное путешествие – путешествие по времени.

        Целеполагание:

- Чтобы начать наше путешествие, мы отгадаем загадки:

        На ветках снега бахрома.

        Трещит мороз. Пришла…  (зима)

        Всю ночь капелям не до сна.

Растаял снег. Пришла…   (весна)

Все теплым солнышком согрето.

Цветут цветы. Настало…   (лето)

На землю лес наряд свой сбросил.

Идут дожди. Настала…   (осень)

Ход НОД: - Какое сейчас время года? (весна). Какое время года было перед весной? (зима). После весны наступит… (лето). После лета будет… (осень). Сколько времен года? (4) Мы знаем, что времена года сменяют друг друга, т.к. наша планета Земля движется вокруг Солнца.

- Ребята, я вижу на столе что-то интересное…(Дети подползают и подходят к столу, садятся за него с помощью педагогов). Эта картинка не простая, а волшебная. Она поможет нам вспомнить названия месяцев в каждое из времен года. Хотите, чтобы картинка ожила? (да). Степа, возьми губку, намочи ее и теперь проводи губкой по первой картинке (изображение проявляется). Что здесь нарисовано? Это первый месяц зимы… (декабрь). Дети поочередно «проявляют» картинки, называя месяцы. Понравилась «Волшебная картинка»? Видите, изображение на ней опять пропало. Вытирайте руки полотенцем.  

- Вы заметили, что в зале стоят 2 этажерки, на которых расположены предметы. Подойдем к ним поближе? Интересно узнать, почему же эти предметы лежат вместе. Может быть, они напоминают нам о каких-то праздниках? Может, кто-то из вас уже догадался, что это за праздники? (Дети называют предметы и обобщают: Это праздники 8 Марта и Новый год).   Каждый месяц мы отмечаем разные праздники: государственные, народные, церковные, профессиональные). Посмотрев на календарь, мы можем узнать, скоро ли будет тот или иной праздник, ваш день рождения или день рождения членов семьи.

Входит Снегурочка: - Ребята, вы вспомнили про мой праздник – Новый год. Хотите со мной поиграть?

Снегурочка проводит с детьми подвижную игру «Мы повесим шарики» (дети повторяют за ней движения под музыку, постепенно увеличивается темп музыки):

Мы повесим шарики,

А потом фонарики,

А потом еще дождинки,

Не забудем про снежинки.

Рыбки золоченые,

Огоньки веселые.

Набросаем мишуру –

Продолжаем мы игру.

- Спасибо тебе, Снегурочка, за такую веселую игру! Мы отдохнули и можем продолжить наше путешествие дальше.

- Предлагаю вернуться за стол и еще поиграть. Перед вами лежит круг, разделенный на 4 части: белая, красная, зеленая, желтая. Каждый цвет обозначает определенное время года (дети называют). Вам нужно будет выбрать прищепки с названиями месяцев для каждого времени года. Ярик, выбирай прищепки с зимними месяцами. Какого цвета ты возьмешь прищепки? (белые). … У каждого из вас по сколько прищепок? (по 3).  В каждом времени года по 3 месяца. Теперь закрепим их на круг.  Ярик, начинай: называй зимние месяцы… (Дети прикрепляют прищепки, называя месяцы. Дефектолог помогает в случае затруднения)

- На что похож наш круг с прищепками? (на солнышко с лучиками).  Наше солнышко круглое, Часто мы используем выражение «круглый год», т.к. времена года, месяца сменяют друг друга в определенной последовательности. Сколько месяцев в году? (12 месяцев). Да, вы все знаете такую сказку.

- Вы молодцы! Хорошо вспомнили названия месяцев. Но чтобы мы могли ориентироваться по календарю, нам нужно хорошо помнить и дни недели. Вы согласны? В этом нам помогут наши веселые гномики. (Дети самостоятельно или с помощью педагогов перемещаются на пол). Сначала мы оденем гномам шапочки подходящего цвета, а потом расставим их по порядку - видите, у каждого гнома есть имя.  Какой гном будет первым? (понедельник), вторым? (вторник), после вторника будет… (дети называют дни недели и расставляют гномов). Сколько дней недели? (7). Какие дни выходные?

- Гномы хотят поиграть с вами в прятки, проверить, какие вы внимательные. Закрывайте глазки. Угадайте, какой гном спрятался? (Желтый). Да, этот гном, которого зовут Среда…. И т.д. Вы очень внимательные, не удалось гномам спрятаться от вас!

- А теперь нас ждет сюрприз. Мы попали в музей - на выставку календарей. Посмотрите, какие разные бывают календари.

Дети рассматривают календари, педагог комментирует: Настенный, настольный, перекидной, отрывной, календарь-блокнот, календарь-сувенир, ежедневник, календарь на магните, разные виды карманных календариков. Сейчас можно напечатать календарь и с вашим изображением. Этот календарь старинный. Многие современные календари представлены в электронной форме (на телефонах, планшетах).

- Как интересно! Хотите рассмотреть эти календари повнимательнее? (Дети прощаются с гостями и остаются рассматривать календари вместе с воспитателем).

Рефлексия: - Что вам понравилось в путешествии? В какие игры мы играли? Какой календарь вам запомнился в музее? (Рассуждения детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического игрового сеанса по лексической теме: "Домашние животные"для детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью предлагаемых игровых упражнений является  налаживания эмоционального контакта со взрослым, развитие артикуляционной, мелкой моторики, координации движений в речи, чувство ритма, внимания. Д...

Конспект игрового сеанса по теме: "Встреча друзей" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Способствовать осознанию ребенком своего имени; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей; развивать эмпатию и навыки общения; способствовать снятию психоэмоционального ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)

Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....

КОСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП и интеллектуальными нарушениями) старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП и интеллектуальными нарушениями) старшего дошкольного возраста .

      Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП и интеллектуальными нарушениями) старшего дошкольного возраста ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием) ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЗВЕРЯТ В ЗООПАРКЕ»

Физкультурное занятие с использованием современных образовательных технологий:технология интегрированного обучения (образовательные области:социально-коммуникативное развитие, познавательное раз...